В результате проведенного анализа было установлено, что прозвища крымчаков несут в себе какой-то оттенок иронии, доброй насмешки над человеком. Слезливость в радости и горести, смех и сдержанная язвительность – были характерной психологической чертой карасубазарских крымчаков. В обществе всегда ценились люди, умеющие разрядить обстановку, создать праздничную атмосферу, но прозвище как дополнительное имя, давалось человеку окружающими людьми, в соответствии с его характерной чертой и профессией, сопутствующим его жизни обстоятельством или характером поведения в обществе, внешним видом и т.д.
Особенности внешнего вида человека нашли свое отражение в национальных прозвищах крымчаков: «Чолакъ» – однорукий; «Ал бурун» – красноносый; «Балабан баш» – большеголовый; «Гўля Тревгода» – Тревгода, как цветущая роза; «Тахта сакъал» – окладистая борода; «Бозакъ» – пузатый, «Бит ашагъан Якъо» – Яков, пожираемый вшами, т.е. вшивый Яков; «Кокöз Юдакъай» – голубоглазый дядя Юра; «Кöсе Эли-эзер» – безбородый Ларик; «Къойынкöз Соня» – Соня, овечий глаз и пр. Одному и тому же человеку в разные периоды жизни могли даваться раз-ные прозвища: «Пышкен бурун» – Хаим, печеный нос.
Прозвища крымчаков зачастую возникали в результате долгого наблюдения над человеком, например, «Кымбыр Шомель» – одинокий Шомель, «Лафджы Юсуф» – красноречивый Йося. Но могли возникать и мгновенно, по воле случая, когда метко сказанное слово подхватывалось остальными, например, «Ал бурун» – красный нос, «Мышых Незэр» – Лазарь, имеющий повадки кота; «Абраш» – бесцветный, прокаженный; «Карагёз» – черноглазый и др.
Даже бытовые ситуации, о которых знают далеко не все, могут дать человеку прозвище один раз и на всю жизнь: «Йухычъы Моше» – вечно сонный Михаил, т.е. соня; «Чанъчыхлар Сенька Валит и Володя-Иосиф Анджело» – колокольчики, звонари-сплетники Семен Валит и Владимир-Иосиф Анджело; «Торьотыргъан Юда Мангупли» – свадебный чин сидящего в почетном углу («посаженного отца») Юрия Мангупли; «Азекен Сах» – почтенный Исаак, достигший шестидесятилетия, которого в день рождения символически отпевало братство «Хевра Акодеш», раскраивая из белой бязи погребальный саван.
Прозвища, входящие в бытовую ситуативную группу, порой могли нести негативный, осуждающий характер и даже приближаться к личному оскорблению: «Донгўль Йоска» – Юсуф, розовые (женские) шаровары; «Ривка тон-агач» – Рива, палка-подпорка для бельевой веревки с бельем; «Кöтташ Ашер» – Ашер, каменная задница; «Чынгенэ Мошка» – Мишка, беспардонный как цыган; «Кöрымджы Моше-Абрам» – почетный свадебный чин Моше-Абрама, члена группы «Хевра Акодеш», созерцателя простыни новобрачных; «Хороз акыллы Яко» – Яков, петушиный мозг; «Къумгангъа сыйген Сах» – Исачка, помочившийся (писающий) в кумган (кувшин с водой для подмывания); «Адбоким Пиастро» – Бохор Пиастро, наречённый дерьмом и др.
Нет комментариев