Ирина Григорьевна родилась 25 декабря 1927 года в улусе Ункурлик, современного Нукутского района Иркутской области.
Отец Ирины - Атанов Григорий Прокопьевич, уроженец улуса Ункурлик, зажиточный бурят (ункурликские Атановы являются представителями бурятского рода Икинат). Мать Ирины - Маласова Мария Даниловна, родом из улуса Наймадай, из зажиточной семьи Маласовых (наймадайские Маласовы являются представителями рода Хулмээнгэ).
________
Из книги А.Г. Кузнецова "Творцы и интерпретаторы. Очерки о киргизских музыкантах", г. Бишкек, 2009 г.
Ирина Деркембаева
На сцене Киргизского академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева выступали многие замечательные певцы и певицы. Одна из них – народная артистка республики Ирина Деркембаева. Пик ее артистической деятельности пришелся на вторую половину 50-х – 60-е годы.
Она пела почти все ведущие сопрановые партии репертуара театра того времени, покоряя слушателей красотой своего голоса – нежного лирического сопрано, глубоким проникновением в образ персонажа, теплотой интонации. До сих пор любители оперы старшего поколения помнят ее Маргариту («Фауст» Ш. Гуно), Татьяну («Евгений Онегин» П. Чайковского), Чио-Чио-сан, Айчурек и многие другие.
Ирина Деркембаева (Атанова) родилась в 25 декабря 1927 года в улусе Ункурлик в Иркутской области. Любовь к пению она унаследовала от отца – бывшего зажиточного землевладельца, жестоко поплатившегося за свое дореволюционное прошлое: в годы сталинских репрессий его старший сын и зять были расстреляны, имущество конфисковано; сам же он избежал подобной участи из-за болезни и последующей смерти.
Петь Ирина начала рано. Любовь к музыке привела девочку в хоровой кружок Дворца пионеров, где она нередко выступала в качестве запевалы хора. Успешно выступив на одной из олимпиад, юная певица получила диплом и ценный подарок – гитару. Неизгладимым впечатлением детства была поездка в Москву на Декаду бурятского искусства в 1940 году. Вместе со своим хоровым коллективом она пела популярную в те годы «Песню о Сталине».
Затем был балетный кружок и поступление в труппу кордебалета Музыкально-драматического театра в Улан-Удэ. Это случилось в 1942 году, когда Ирине было всего пятнадцать лет.
Столь раннее приобщение к миру искусства можно объяснить условиями военного времени: людей в театре просто не хватало.
И еще одно яркое впечатление юности: встреча с Игорем Моисеевым – совсем молодым, еще никому не известным хореографом, приехавшим в Бурятию для постановки народных танцев. Но уже тогда Моисеев был незаурядной личностью – поставленные им танцы были великолепны.
Но танцы танцами, а как же вокал? Он не отошел на второй план, отнюдь: желание петь никогда не покидало Ирину. В результате будущая певица поступили на вокальное отделение музыкального училища в Улан-Удэ. Здесь обнаружились ее незаурядные певческие данные. Занятия продвигались столь успешно, что два года спустя Деркембаева получила направление от республики на продолжение учебы в музыкальном училище при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.
Успешно окончив училище в 1946 году, вокалистка поступила в консерваторию, при которой тогда функционировала образованная еще в 1940 году киргизская национальная группа. Ирина занималась в классе известного вокального педагога В.Ф. Рождественской. Сама атмосфера элитного вуза страны способствовала формированию певицы как оперной и камерной исполнительницы. Так, среди сокурсников Ирины были певцы А. Ведерников, А. Масленников, композитор А. Пахмутова. В концертных залах Москвы и в Большом театре выступали многие выдающиеся певцы и инструменталисты. Деркембаевой довелось побывать на концертах Н. Обуховой, Е. Катульской, Л. Масленниковой, М. Рейзена, Д. Ойстраха, Э. Гилельса и др.
В 1950 году произошло печальное событие: скончалась выдающаяся певица Антонина Нежданова. В связи с этим в консерватории состоялась траурная церемония прощания с артисткой, на которой были исполнены различные музыкальные произведения.
Перед гробом певицы выступили известнейшие певцы и музыканты, в том числе И. Козловский и С. Лемешев. И вот в таком «звездном» окружении прозвучал вдруг романс Р. Франка «Осенняя скорбь», спетый студенткой-третьекурсницей Ириной Деркимбаевой. Такое стало возможно благодаря исключительным вокальным данным певицы, уже в студенческие годы овладевшей основами вокальной культуры. Именно эти качества позволили Ирине успешно выступить на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине в 1951 году и стать дипломантом конкурса вокалистов.
Восемь лет учебы в Москве были использованы Ириной чрезвычайно плодотворно. За это время были спеты десятки оперных арий и романсов, среди которых выделялись большие сцены из «Фауста» Ш. Гуно и «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини. Дипломной работой Деркимбаевой стала партия Татьяны из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин».
В Москве Ирина познакомилась с постоянным представителем Киргизской Республики в РСФСР Асаном Деркембаевым, и они вскоре стали мужем и женой. В 1952 году учеба в консерватории была завершена, и в этом же году молодая певица начала свою артистическую карьеру на сцене Киргизского академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева.
Театр радушно принял молодую солистку, ей даже предложили спеть одну из ведущих партий. Но Деркембаева, не имевшая сценического опыта, поступила разумно: она решила начать с небольших партий, которые давали возможность постепенно привыкнуть к сцене, овладеть основами актерского мастерства.
В этом плане у Ирины был хороший наставник – главный режиссер театра В. Васильев. В первый театральный сезон певица исполнила четыре партии – Пажа и Графини Чепрано («Риголетто»), Прилепы («Пиковая дама»), Ольги («Русалка»). И только после этого солистка решилась спеть партию Татьяны, которую она освоила еще в консерватории.
Спектакль прошел успешно:
трудный «экзамен» был выдержан.
Пятидесятые годы были периодом становления и расцвета певческого и актерского таланта Деркембаевой. С каждым годом ее репертуар пополнялся новыми работами: Калыйман («Айчурек»), Ярославна («Князь Игорь»), Тамара («Демон»), Маженка («Проданная невеста»), Оксана («Черевички») и др. В 1955 году театр переехал в новое здание – именно в нем и состоялась премьера оперы Б. Сметаны «Проданная невеста». В рецензии на спектакль критик писал: «Артистка И. Деркембаева, обладая прекрасным голосом красивого тембра, создает углубленнолирический образ Маженки. В ее игре много силы чувства, подавляющей иногда жизнерадостность, присущую этому образу».
Что ж, недостаток вполне простительный для молодой актрисы, хотя сила чувства – это не так-то уж плохо.
К Декаде 1958 года, которая проходила в Москве, театр подготовил несколько оперных и балетных спектаклей; в двух из них была занята Деркембаева – в «Опричнике» П. Чайковского (Наталья) и «Токтогуле» В. Власова, А. Малдыбаева и В. Фере (Тотуя, Валентина).
Специально к Декаде был выпущен красочный буклет, в котором певице была дана весьма лестная характеристика: «Ирина Деркембаева – лирическое сопрано, отличная вокалистка, в полной мере владеющая своим красивейшего тембра голосом». Искренность и эмоциональность исполнения выдвинули Ирину Деркембаеву в ряды лучших исполнителей партий Маргариты в «Фаусте», Татьяны в «Евгении Онегине», Микаэлы в «Кармен».
Но еще за два года до Декады Деркембаева отлично выступила на Всесоюзном конкурсе вокалистов, которому позже было присвоено имя М.И. Глинки. Выступая перед авторитетным жюри, возглавляемым В. Барсовой, певица исполнила довольно сложную программу, в которую вошли сочинения Моцарта, Мусоргского, Рахманинова и др.
Согласно сложившейся традиции, на конкурсах не принято аплодировать, но после исполнения Деркембаевой программы второго тура зал разразился аплодисментами.
Особенно трепетно и выразительно прозвучал романс В. Власова «Фонтану Бахчисарайского дворца». Вокалистка прошла в третий тур, на котором ее выступление тоже было одним из лучших. И вот результат конкурса: первая премия присуждается Г. Олейниченко, вторая – И. Деркембаевой.
В 1957 году в Москве торжественно отмечалось 100-летие со дня смерти Глинки.
В честь этого события на сцене Большого театра Союза ССР был дан концерт, в котором приняли участие самые известные певцы того времени – Лемешев, Козловский, Рейзен, Огнивцев, Вишневская и др.
Вот в таком «звездном» содружестве довелось выступать молодой солистке Киргизской оперы, вызванной в Москву специальным письмом Министерства культуры СССР.
В ее исполнении прозвучали романс Антониды из оперы «Иван Сусанин» и знаменитый «Жаворонок».
Сразу после концерта в Москве И. Дерекембаева получила приглашение выступить в Улан-Удэ, где дала сольный концерт.
В конце 50-х –60-х годах сценический репертуар певицы пополнился новыми работами: Царица-Лебедь («Сказка о царе Салтане»), Микаэла («Кармен»), Канаим («Манас»), Недда («Паяцы»), Дездемона («Отелло»), Елена («Лакме»), Иоланта, Суусар (музыкальная комедия «Холостяки» А. Аманбаева) и др. В каждой из них раскрывались новые грани творческого дарования артистки.
Отзывы критики по-прежнему были положительными, хотя в это время у певицы появились молодые и весьма перспективные конкурентки.
На сцене у Деркембаевой всегда были отличные партнеры как среди своих коллег, так и среди приглашенных солистов: П. Лисициан, Ю. Мазурок, А. Огнивцев и др. В 1968 году ей довелось петь в спектакле Мариинского театра по опере «Фауст», где ее партнерами по сцене, наряду с ленинградцами, были наши артисты – Б. Минжилкиев (Мефистофель) и А. Мырзабаев (Валентин).
Говоря о гастрольно-концертной деятельности певицы, невозможно умолчать о ее сольных выступлениях, проходивших в разных городах Советского Союза – в Москве, Риге (в Домском соборе), Ереване, Ташкенте, Самарканде, Алма-Ате, а также за рубежом.
С одним из лучших концертмейстеров страны – Давидом Ашкенази она гастролировала по городам Кореи (1957), а в 60-х годах совершила большое концертное турне, которое проходило по республикам Советской Прибалтики.
Кроме того, И. Деркембаева вместе с мастерами искусств Киргизстана выступала в Индии, Индонезии, Сингапуре, Монголии, Польше, ГДР, Канаде (на Всемирной выставке «Экспо-67»). Естественно, певица располагала большим и разнообразным концертным репертуаром, в который входили такие шедевры мировой вокальной лирики, как песня Ф. Листа «Как дух Лауры» и др.
В 1972 году, не прекращая работы в театре, артистка начала свою педагогическую деятельность в Киргизском государственном институте искусств им. Б. Бейшеналиевой, позже – в Национальной консерватории, которая продолжалась тридцать лет.
За эти годы доцент И. Деркембаева подготовила немало профессиональных вокалистов. В их числе – солистка киргизской оперы Г. Ниязбаева, У. Телигенова, Р. Сергиенко и др.
Вдохновенный творческий труд артистки отмечен многими наградами: ей дважды было присвоено звание народной артистки – Бурятской АССР (1958) и Киргизской ССР (1967), она была награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалями, почетными грамотами.
На фотографии Ирина Григорьевна Атанова-Деркембаева.
Про Ирину Атанову-Деркембаеву. Из книги А.Г. Кузнецова "Творцы и интерпретаторы. Очерки о киргизских музыкантах", г. Бишкек, 2009 г.
https://youtu.be/0C9VzP8m-ys