Мой лучший друг - студент Санька Чарков, срочно захотел арбуза. Не просто арбуза, а именно азиатского - большого, сладкого и чтобы без селитры. Он был сибиряком. В его родном Абакане арбузы тоже растут, но какие-то маленькие и волокнистые, поэтому он захотел азиатского. А тут, куда нас привезли на сбор хлопка, росли самые знаменитые на всю Ферганскую долину андижанские арбузы. Огромные, полосатые, вкуснющие. Возьмешь в рот кусок, а он сам тает.
Для меня, выросшего в Средней Азии, изведавшего с детства все прелести ее даров, арбузы интереса уже не представляли. Но сделать подарок своему другу-сибиряку было приятно.
- Будет тебе, Санька, арбуз! - заверил я его. В первый же день, оглядев наметанным глазом хлопковые поля и их окрестности, я обнаружил на склоне прилегающих отрогов Памирских гор бахчу и шалаш возле нее.
- Вон, видишь бахчу на склоне? - спросил я его.
- Вижу.
- Там мы и поедим арбузов.
Сразу после обеда, сдав на хермане собранный хлопок и прихватив фартуки, мы направились на бахчу. Бахча находилась на южной стороне склона прямо за хлопковым полем. Ввиду того, что осень была в самом разгаре, арбузы оказались убраны и на грядках оставались только большие кучи ботвы. Но это нас не смутило. Так как шалаш еще был цел и возле него возился хозяин, то наверняка еще не все арбузы вывезли. Подойдя к нему, вежливо поздоровались и спросили по-узбекски:
- Салом Алейкум! Дарбыз барби? - Здравствуйте. Арбузы есть?
Хозяин, оторвавшись от своих дел, нехотя ответил:
- Йок. - Нет. Нет у меня ничего, идите отсюда.
Стало очевидно, что студентов тут не приветствовали. Такой прием нас огорчил, но не надолго. Мы еще раз попытались разрешить ситуацию.
- Баяке, мы же не просто так, мы заплатим.
- Идите, идите отсюда, нечего тут лазить, - сказав это грубым тоном, он демонстративно отвернулся. На гостеприимный узбекский народ это было не похоже. Смотрю, мой Санька сник, настроение его испортилось.
- Не переживай, Санек, все равно поедим арбузов, правда, не сейчас, а чуть позже. Зато до отвала и бесплатно, - успокоил я его.
- Как бесплатно?
- А так, бесплатно и до отвала. Правда, немного попотеть придется. Сегодня мы этого жадюгу накажем. Раз он тут и ботва на грядках, значит, еще не все арбузы вывезены, он их где-то прячет. Надо только последить за ним.
Демонстративно спустившись вниз на поле, мы, пройдя в сторону за деревья, поднялись вверх и вышли на противоположную сторону холма. Спрятавшись за кустами, стали наблюдать за хозяином бахчи. Ждать долго не пришлось, где-то через полчаса к нему пришли гости: два узбека, старый и молодой. После взаимных приветствий хозяин пригласил их присесть в тени шалаша. Сам же развел костер, поставил на него чайник, расстелил достархан. Затем пошел на грядки. Подойдя к одной из куч, оглядевшись по сторонам, раздвинул ботву и вытащил из нее большой полосатый арбуз. Гляжу, Санька от удивления рот разинул.
- Ну, что я тебе говорил, есть у него арбузы, и немало. - Подождем до вечера, а там уж они наверняка будут наши.
Вычислив эту кучу по системе координат, мы, довольные собой, отправились восвояси. По дороге я заприметил ложе сухого арыка, идущего сверху вниз и прикрытого травой. Вот тут в случае необходимости можно спрятать арбузы. С наступлением темноты., прихватив на помощь еще одного студента, желающего на халяву поесть арбузов, нашего бесшабашного друга Мишку, взяв фартуки, в которые днем собирали хлопок, мы тайком отправились на бахчу. Приблизились к холму, тихонько подползли к куче, и, раздвинув ботву, ахнули. Перед нами возвышалась большая куча спелых полосатых арбузов. Это было как раз то, что нам надо!
- Ну, что, сколько возьмем?
- Давай все, - предложил Мишка. - Пусть в следующий раз не жадничает.
- А куда девать будем, ведь на хлопковый стан их не понесешь?
- Найдем куда, - у меня на примете есть заветное местечко, хоть тонну спрячь, пройдешь рядом - не заметишь, и, главное, недалеко.
Сказано, сделано. Мы дружно, по цепочке, перетаскали все арбузы и спустили их в арык, благо он начинался рядом с бахчой. По его сухому гладкому ложу, как по желобу, арбузы легко скатывались вниз и укладывались в ряд, как горошины в стручке. Прихватив с собой по самому большому, мы все также ползком убрались восвояси. Студенты еще не спали. Увидев нас с арбузами, засыпали вопросами: «Откуда? Где достали?»
Коротко ответив, что купили, мы тут же разрезали арбузы и пригласили всех к столу. Вонзив зубы в сочную мякоть, все затихли, вопросы прекратились сами собой.
На следующий день хозяин бахчи появился на хермане, разговаривал с преподавателем, расспрашивал у студентов. Жаловался, что у него ночью стащили несколько сот килограммов арбузов. Обошел все вокруг, но ничего не нашел. Везде чисто, ни одной арбузной корки. Преподаватели были не в курсе, а среди студентов предателей не нашлось. Как всегда, никто ничего не видел, никто ничего не знал. Так он и ушел ни с чем. А мы, парни и девчата, еще долгое время после обеда ходили отдыхать на край поля в тень под деревья. Затем посылали гонца за арбузом. Ему было достаточно наклониться и вытащить из укромного места в траве самый нижний арбуз, как тут же на его место сверху по ложу сухого арычка скатывался новый, совсем как патроны в обойме. Вонзив зубы в сочную, сладкую арбузную мякоть, мы дружно посмеивались над жадностью хозяина.
Участники этих событий сейчас весьма солидные, уважаемые люди. А тогда - каюсь, грешны были! Но на то она и молодость! С кем не бывает!
Май 1998 г.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев