Оставили свои свидетельства о казачьем Каратузе и некоторые знаменитые личности, современники основателей казачьей станицы Каратузской Минусинского уезда. Так, первый гражданский губернатор Енисейской губернии А. А. Степанов (1781-1837г.г.) писал в одной из своих работ: «Казацкие форпосты в Минусинской котловине расположены в черте на пространстве 250 верст по границе мунгальской… В форпост Шадатский дорога торная, которая идет через Минусинск - село Тесинское - деревню Шошу… Из Кебежа езда степною дорогою проходит через пространную равнину, посреди которой пролегают гряды холмов, а далее перелески березовые. В правой стороне видно окончание Саянского хребта. Впереди на пути - высокая гора Камыш-Шаг и, не доезжая до нее, на высокой возвышенности стоит казачий форпост Шадатский, на р. Казьга-Шубе без всякого укрепления». Вероятно, именно по результатам той поездки губернатор и даёт заключение, которое позволю себе процитировать здесь почти полностью: «… казачьи станицы Минусинского и Красноярского уездов располагаются в прекрасных местах, природа наделила их в изобилии: полями плодородными, лугами цветущими, реками богатыми рыбою, леса - дичью и зверем, рогатым скотом и конями. За это и жители их не остаются неблагодарными. Они занимаются рачительно как хлебопашеством, так и скотоводством, живут чрезвычайно опрятно, покойно, прославляя Бога и Царя».
Финский этнограф и лингвист Матиас Алексантери Кастрен (1813-1852г.г.), путешествовавший в 1845-1849 г.г. по Сибири, также бывал в Каратузе. Это случилось 5 (17) июля 1847 г. Этот путешественник оставил вот такую запись о нем: «…все население по Тубе состоит из казаков и туземцев, ссыльных и обруселых племен. Вследствие плодородия почвы оно довольно здесь велико, тогда как берега больших притоков ее Амыла, Кизира и Зизима (Сисима) ещё почти совсем еще не возделаны. Самое верхнее поселение во всей этой речной области - Шадатский казачий форпост, находящийся при большой, впадающей в реку Амыл, реке Каратус. Несколько верст выше него прекращается всякая проезжая дорога, и лишь узкая тропинка ведет путешественника вверх по Амылу в Саянские хребты, за которыми Урянхай и Китайская Мунгалия». Кстати, современный топонимический словарь изданный трудами сотрудников ХакНИИЯЛи (г. Абакан) так объясняет происхождение тюркского слова «Каратуз» следующим образом: от названия реки, на которой стоит село и дает ему следующее значение: «Хара Тас (Туз) - (Черная наледь)».
Остаётся добавить, что казаки Каратузской станицы на протяжении всего своего существования верой и правдой служили своему Отечеству.
Один из них, последний атаман станицы Каратузской Минусинского уезда Платон Тимофеевич Шошин являлся георгиевским кавалером. Свои боевые награды он получил за мужество на полях сражений Русско-японской войны. Каратузский станичный атаман погиб, как настоящий казак - в бою, защищая от восставших мятежников свою родную станицу.
О народных волнениях 1918 г. на территории Каратузского района за годы существования советской власти в местной прессе было несколько публикаций различных авторов, в том числе такие известные как историк к.и.н. Т.Я. Константинова и Ю.Н. Угольков, ранее являющийся собственным корреспондентом одной из центральных изданий по Краснояррскому краю, Хакасии и Туве.
Автор материала был лично знаком с Юрием Николаевичем, который, к слову сказать, посещал некоторые казачьи мероприятия и живо интересовался историей края.
Казалось бы, белых страниц этой трагической истории не должно не остаться вовсе; Однако на одно и то же событие разные люди могут смотреть совершенно разными глазами, а следовательно, разные люди могут давать одному и тому же событию совершенно противоположные оценки. Истина же, как известно, всегда лежит посередине.
Так, например, одна из исследователей этой трагедии в Каратузе, ещё в бытность студенткой истфака госпедуниверситета М. В. Константинова, а ныне - кандидат исторических наук, магистр политологических наук, доцент, заведующая кафедрой политологии и права Красноярского педуниверситета им. Астафьева, во время работы в архиве Красноярского краевого краеведческого музея провела свое исследование этой темы. Ей удалось найти очень важные факты этой трагедии. В результате проведенной кропотливой работы, она обнаружила доселе неизвестные факты той давней трагедии. В частности, ею был найден в красноярском архиве номер журнала "Енисейские епархиальные ведомости" (№ 3, 1919 г.), где был опубликован материал под названием "Подробности об убийстве в с. Каратузе священника о. Михаила Щербакова". Получается, что содержание этой, написанной по горячим следам трагедии статьи, коренным образом отличается от более поздних воспоминаний некоторых жителей Каратуза, собранными в 1967 году, к 50-летию установления советской власти местным краеведом К.Ф. Фоминым, рукопись которого хранится в районном краеведческом музее.
Как пишет сама Марина Викторовна Константинова: «… более того, эти материалы по своему содержанию разнятся настолько, что даже имя убитого священника у одного из авторов воспоминаний некоего Фомина приведено совершенно иное. Трагическт погибший священик назван именем Павла Силина, а в "Енисейских епархиальных ведомостях" опубликовано настоящее имя погибшего священника - о. Михаил Щербаков. Кстати, в тетради тов. Фомина первоначально его рукою было записано имя Михаил, а вместо фамилии - вообще стоял пропуск. Значит ли это, что его собеседники к моменту сбора этих воспоминаний фамилию забыли? Наврялд ли. Скорее, они умышленно скрыли вместе с именем убитого крестьянскими повстанцами священника и некоторые события тех трагических дней, которые трактуются вовсе не в их пользу..
Выходит, что память некоторых из собеседников каратузского краеведа Фомина к моменту сбора этих сведений уже была частично "избирательной". Что- то вроде: вот это мы помним, а вот эти события уже забыли. Возможно, что по каким-то причинам они умышленно скрыли и некоторые события тех далеких лет...
Думается, в этой ситуации значительно большего доверия заслуживают данные периодической печати непосредственно того времени, когда и происходили описываемые здесь трагические события, поскольку через десятилетия память человеческая имеет свойство забывать или изменять трактовку событий на более удобную и выгодную для самого рассказчика. Поэтому для того, чтобы читатели материала имели для себя возможность сравнить оба текста и сделать свои собственные выводы, предоставлю вниманию читателей сначала выдержку из рукописи краеведа К.Ф.Фомина, который в своем материале пишет следующие строки: «…11 ноября 1918 г., в воскресенье, Каратуз взят крестьянскими повстанцами. Атаман Шошин, пристав Тетюхин, казаки Скобеев, Власов, Квитковский, Тарасов, владелец местной лавки Лашевич и другие заняли церковь, где создали значительные запасы продовольствия, воды и боеприпасов. Значительная часть местных казаков была рассредоточена по окраинам станицы Каратуз. После стрельбы наступающих красных партизан в южной части Каратуза, казаки отступили к центру станицы. От местного жителя Леонтия Зуева командиры повстанцев узнали, что атаман станицы, пристав и некоторые другие местные казаки укрылись от нападающих партизан в церкви. Священник Павел Силин (в тексте исправлено и поверх имени Михаил написано имя Павел - авт.) закрыл входные двери Каратузской церкви снаружи на массивный замок. Ключ от которого унёс домой. Толстые кирпичные стены, железные двери, удобная для обстрела колокольня, узкие окна, широкая, открытая площадь со всех сторон делали местную церковь для наступающих восставших красных партизан почти неприступной крепостью. Повстанцы для приступа накапливались за домами, примыкающими к церковной площади, во дворах некоторых местных жителей, не простреливаемых с колокольни и из окон церкви.
Далее трагические события в Каратузе развивались следующим образом: ."..в самом начале атаки выстрелами с церковного крыльца был убиты: крестьянин по фамилии то ли Чернышов, то ли Чернышин, находившийся в составе группы красных партизан из дер. Уджей и крестьянин Муковников Иван Иванович, житель дер. Нижняя Коя Минусинского уезда, а другой красный партизан - Золотухин Михаил Антонович из соседней деревни Черёмушки в этот момент был тяжело ранен…».
В ряде других публикаций, касающихся этой непростой темы, также сообщалось, что "...каратузские белоказаки, якобы, повели перекрёстный огонь из двух пулемётов, расположенных на церковной колокольне. Подобное сообщение также абсолютно не соответствует истине. Более того, доподлинно известно, что местные казаки на момент боя никаких пулеметов при себе не имели. Винтовок и патронов к ним как у обороняющейся, так и у наступающей стороны, также было в обрез. Однако, организованный повстанцами беспокоящий обстрел по окнам церкви не позволял казакам вести постоянный прицельный огонь, к тому же и у них сказывался большой недостаток боеприпасов. Однако перестрелка продолжилась, и наконец наступил момент, когда у осажденных в церкви казаков полностью закончились патроны. Тут же церковь была взята наступающей стороной штурмом. В момент этого штурма были убиты: атаман станицы, судебный пристав, пять казаков, купец Кольцов и продавец лавки ( по другим данным - приказчик) по фамилии Тауль. Его сын, царский офицер, был убит на следующий день этих кровавых событий октября 1918 года.
Далее события развивались так: священник и его жена отказались отдать повстанцам ключи от церковных дверей и были убиты партизанами. В этом бою казаки потеряли более двадцати человек убитыми. Уцелевшие казаки, разбежавшиеся по разным дворам, так и не смогли покинуть станицу - все выходы были заблокированы восставшей толпой. Началась облава. В течение ночи были задержаны красными партизанами по одиночке. Ещё 63 каратузских казака были взяты в плен партизанами".
По данным различных советских источников в те дни было задержано в окрестностях Каратуза около 100-130 человек, в числе которых были разные люди: казаки, эсеры, меньшевики, купцы и местные милиционеры. Причем в советской печати всегда подчеркивалось, что "после допроса все они были отпущены с миром партизанами по своим домам".
Комментарии 2