Покровская церковь до 20-х годов 20 века являлась религиозным центром 4-х деревень: Студенца, Покровки, Верхов и Лубянки
Красный Липовец (деревня, а позже село) получил свое название от речки Липовки, впадающей в реку Проню.
Первые сведения о жителях Красного Липовца хранятся до сих пор в Москве в Российском государственном архиве Древних Актов, и относятся к 1722 году.
В данных переписи за 1722 год читаем:
«..в селе в Красном Липовце церковь во имя Покрова Богородицы при той церкви действительно служителей: поп Иван Герасимов 71 году, у него дети: дьячок Михайла 48 лет, пономарь Козьма 38 лет – итого 3 человека. В этом же селе за ним же бригадиром Иваном Федоровичем Барятинским мужеска полу душ которыя надлежат быть по указу в расположении на полки объявленных по сказкам и по пополнительным 1720, 1721, 1722 годов февраля число дворовых деловых людей…»
и далее идет перечень дворовых князя и крестьян села Красного Липовца – итого в 1722 году в селе проживало 241 душа (мужского пола).
В 1775 году при императрице Екатерине 2 произошла губернская реформа – произошло четкое деление на губернии внутри страны, на уезды в составе губерний.
А в 1789 году из села Красного Липовца выделились три деревни Студенец, Верхи и Лубянка. все они принадлежали князю Александру Ивановичу Барятинскому. Соседняя деревня Покровская принадлежала другим помещикам, но ее жители оставались прихожанами Покровской церкви.
Из села Красный Липовец превратился в погост – т.е. населенный пункт с церковью, со своими землями, с близлежащим к церкви кладбищем и с жителями – в разное время находилось 2-3 двора с семьями священнослужителей. Остальные жители были распределены по 3-м ранее упомянутым деревням.
Собственно, с 1789 года и начинается история деревни Студенец.
В 1795 году отмечено, что в Студенец добавлялись жители из соседних владений Барятинского.
Надо понимать, что до до 90-х годов 19 века у крестьян Рязанской губернии массово фамилий не было – писали их по именам-отчествам. Например, условный Никита Устинович, у которого в деревне было прозвище (так называемая «дворовая» фамилия) Вальков в метрических книгах или в ревизских сказках был отмечен как Никита Устинов. И только в редких случаях можно проследить появление фамилии с начала 19 века. Как правило с фамилиями писались люди отслужившие военную службу.
Изучая историю деревни можно сделать некий обратный отсчет – то есть понять, какая фамилия образовалась на начало 20 в. у той или иной деревенской семьи.
Вот перечень тех фамилий жителей Студенца, прародителями которых были крестьяне Красного Липовца: будущие Самолысовы, Мысины, Климовы, Кукины, Стуковнины, Маркины, Галкины, Гуриевы, Титовы, Даньшины, Барановы, Кузнецовы, Осины, Стрыгины, Матюхины, Петрухины, Гусевы, Егоровы, Сазоновы, Деевы, Сидоровы, Савельевы, Кондрашины,.
Помимо крестьян Красного Липовца в Студенец были переведены часть семей из села Яблонева: будущие Юдины, Федяевы, Пичугины, Самохваловы, Матвеевы, Куликовы, Макаровы, Исаевы, Котовы, Захаровы, и из деревни Верхов: будущие Политовы, Устиновы (Вальковы).
Подавляющая часть всех деревенских фамилий образовалась позднее – как правило в начале 19 в. и происходят от мужских имен – крестьян-хозяев дворов, живших в конце 18-начале 19 века: Мысина – от Моисея, Маркины – от Марка, Деевы – от Дея, Кондрашины – от Кондрата, Политовы – от Ипполита, и т.д.
Причем, крестьяне, жившие в начале 18 века могут быть основателями сразу нескольких фамилий – например, живший в начале 18 века крестьянин Денис Гуров Брагоедов оказывается прямым предком по мужской линии сразу нескольких деревенских фамилий: Савельевых, Кондрашиных, Петрухиных, Сидоровых и Самолысовых.
Следует отметить, что мобильность крестьян все 18-19 вв. была крайне низкой, и жители Покровского прихода женились и выходили замуж, как правило, за своих деревенских, или жителей приходских деревень – поэтому в Студенце почти все, так или иначе могут приходиться родственниками друг к другу.
В 19 веке Барятинские постепенно продают свои имения. Были проданы Верхи и Лубянка, а Красный Липовец и Студенец были переданы в приданное княжне Анастасии Ивановне Барятинской, которая вышла замуж за коллежского советника Грудев, и числились за ней до отмены крепостного права.
К началу 20 века в Студенце, как и в других деревнях Рязанского края было очень развито «отходничество» - земельные наделы у земель были скудные, семьи большие – случались неурожаи и народ часто голодал – прокормиться можно было уехав на заработки. Уезжали бригадами мужчин – плотничали, занимались конопаткой подмосковных дач, уезжали в другие города – устраивались на заводы рабочими и служащими.
В 1904 году Студенец был довольно большой деревней (более 130 дворов).
События 20 века потрясли устоявшийся деревенский мир – Первая Мировая, революции, гражданская война, коллективизация – народ массово начал уходить от крестьянской жизни и уезжать в города.
В 20-х года 20 века произошла очередная административная реформа – Студенец был отнесен в Михайловский район, деревни Верхи, Лубянка, Покровка – в Захаровский.
Ныне:
В Студенце, В Верхах, в Лубянке – почти не осталось жителей.
Деревня Покровка и погост Красный Липовец стерты с лица земли. Вроде как еще живо кладбище погоста.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 15