р. , казак станицы Дмитриевской Кубанского казачьего войска, дата принятия присяги - 1916 год.
Приказом по 10-му Кубанскому пластунскому батальону пластун Токарев Ко(у)зьма зачислен во вторую сотню этого батальона в ноябре 1916 года.
(Приложение к приказу по батальону N 323, с. 222. Приказы по баталиону об укомплектовании, об убитых и раненых в боях и о зачислении на довольствие. Июнь-декабрь 1916г. 304л. Ф.444, оп.1, д.123. ГАКК)
10-й Кубанский пластунский батальон располагался в ст. Кавказская Кавказского отдела Кубанского казачьего войска.
Что удалось найти об этом батальоне в интернете в самых разных источниках:
Пластунские батальоны имели порядковую нумерацию: первая очередь — с 1-го по 6-й батальоны, вторая очередь — с 7-го по 12-й батальоны, третья очередь — с 13-го по 18-й батальоны. Надо заметить, что второочередные и третьеочередные казачьи войска являлись наиболее опытными по сравнению с новобранцами, хотя бы по праву возраста.
По мобилизационному плану все одиннадцать казачьих войск немедленно же приступили к формированию льготных полков из казаков второй и третьей очередей. Это означало, что все казаки, отбывшие положенный свой срок действительной службы в строю и жившие в станицах «на льготе», возрастом от 26 до 30 лет, должны явиться в свои окружные полковые станицы на собственных строевых лошадях, с холодным оружием и с полным обмундированием и снаряжением, положенным по арматурному списку «на случай войны». Из них формировались второочередные полки, в которые автоматически вливались и те казаки от 22 до 30 лет, которые по разным причинам (по семейным, сироты или не попавшие в первоочередные полки «за излишком») не отбывали положенный срок действительной службы, но которые в этот восьмилетний срок жили у себя дома в станице. Они также обязаны были иметь и в исправности содержать собственных строевых лошадей, седла, холодное оружие и положенное обмундирование.
Льготные казаки третьей очереди, то есть в возрасте от 30 и до 35 лет, являлись только с собственными седлами, холодным оружием и положенным обмундированием, но строевых лошадей получали от государства.
Из льготных пластунов второй и третьей очередей, на тех же основаниях, что и для конницы, сразу же было сформировано две бригады по шесть батальонов в каждой и названы 2-я и 3-я Кубанские пластунские бригады. Мобилизованные пластуны являлись также с полным своим обмундированием и при кинжалах. Пластунам шашек не полагалось.
На 15 ноября 1914 года 10-й Кубанский пластунский батальон возглавлял войсковой старшина Витинский (2 очередь); до января 1917 года войсковой старшина Ходкевич Дмитрий Иванович.
На январь 1917 года 10-й Кубанский пластунский батальон в составе 2-й Кубанской пластунской бригады генерала Букретова (7, 8, 9, 10, 11 и 12-й батальоны) входил в 6-й Кавказский корпус (начальник генерал-лейтенант Абациев) Кавказской армии. Командовал Кавказской армией генерал Юденич.
Кавказский фронт отличался от фронтов западного театра Великой войны тем, что не знал поражений. В любое время года здесь велась не окопная позиционная война, как в иных местах, а шли активные боевые действия с обходами, охватами, окружениями и решительными прорывами. Казаки составляли до половины численности войск этого фронта. Барон Будберг писал: «Численно небольшая, но сильная духом Кавказская армия в руках талантливого и волевого вождя генерала Юденича стала непоколебимой стеной на пути захватнических планов Энвер-Паши, мечтавшего не только о завладении Кавказом и Туркестаном, но и о дальнейшем вторжении в восточные пределы Poссии».
Между Россией и Турцией возник Кавказский фронт протяженностью в 720 километров, он простирался от Черного моря до озера Урмия в Иране. В отличие от Европейских фронтов, здесь не было сплошной линии окопов, рвов, заграждений, боевые действия сосредотачивались вдоль перевалов, узких трактов, горных дорог, часто даже козьих троп, где было сосредоточено большая часть вооруженных сил сторон.
В силу специфики местности — горный ландшафт и отсутствие дорог, — пластунские батальоны были востребованы в основном на Кавказском фронте.
Пластуны, казачья пехота, были в то время своего рода частями специального назначения, которые выполняли дозорные, разведывательные и диверсионные задачи. Они славились исключительной выносливостью, могли двигаться почти без остановок, дорог, а на маршах порой опережали конницу, отличались отличным владением стрелковым и холодным оружием. Ночью предпочитали брать противника в ножи (штыки), без выстрелов, молча вырезая дозоры и небольшие подразделения противника. В бою их отличала холодная ярость и спокойствие, что внушало ужас врагу. Из-за постоянных маршей и переползаний, казаки-пластуны выглядели как оборванцы, что было их привилегией.
"Раненого пластуна не переворачивать без толку, отыскивая входную и выходную рану. Входных ран в спину у пластунов быть не может".
Такова высокая оценка генерал Гулыги Ивана Емельяновича, командира 2-й пластунской бригады, характеризующая храбрость пластунов.
Пластунские древние заповеди: «Ты, твоя плоть, твоя кровь, душа – принадлежат Отечеству. Оно – твой дом, отец, мать. Ты должен умереть за него, если потребуется. Никогда не ставь себя выше других в боевом деле, тогда удача не изменит тебе, не отвернётся Господь. Стань призраком в стане врагов. Призрак внушает врагу ужас. Среди врагов будь хитрым и осторожным яко змея. Несущий смерть врагу должен так же внезапно исчезать, как и появляться. Помни: смерть для врага тихо и внезапно пришла и так же ушла. Чтобы прожить среди волков, нужно стать волком, чтобы прожить среди лисиц, нужно стать лисицей. Сделай так, чтобы всё работало на тебя. Гармония с окружающим миром поможет тебе выполнить боевую задачу. Во время выполнения боевой задачи используй все подручные средства. Вступая в бой с врагом, будь беспощаден».
В коротком варианте пластунскую систему называли «волчья пасть и лисий хвост». Храбрость, боевая удаль, отменное владение всеми видами оружия – от винтовки до нагайки – гармонично сочетались с воинской хитростью, мудростью, осторожностью, терпением и аккуратностью.
Крепость Эрзерум пала 4 февраля 1916 года.Турки убежали в Трапезунд и Эрзинджан, которые стали следующими целями наступления. В плен попали 13 тысяч человек, 9 знамен и 327 орудий.
Эрзерумская победа круто повернула отношение к России со стороны западных союзников. Ведь османское командование было вынуждено в экстренном порядке закрывать брешь во фронте, перебрасывать войска с других фронтов, тем самым ослабив давление на британцев в Месопотамии. На Кавказский фронт начали переброску частей 2-й армии с проливов. Всего через месяц после взятия Эрзерума, а именно 4 марта 1916 года, было заключено англо-франко-русское соглашение о целях войны Антанты в Малой Азии. России был обещан Константинополь, Черноморские проливы и северная часть турецкой Армении. Это было заслугой, прежде всего, Юденича. А.А.Керсновский писал о Юдениче: «В то время как на Западном нашем театре войны русские военачальники, даже самые лучшие, пытались действовать сперва "по Мольтке", а затем "по Жоффру", на Кавказе нашёлся русский полководец, пожелавший действовать по-русски, "по Суворову".
После взятия Эрзерума была проведена Трапезундская операция. В итоге Трапезундской операции было прервано снабжение 3-й турецкой армии морем, отработано в бою взаимодействие Кавказской армии, Черноморского флота и морской авиации. В Трапезунде были созданы база Черноморского флота и база снабжения Кавказской армии, что упрочило её положение. 25 июля части Кавказской армии с триумфом берут Эрзинджан, в боях за который опять прекрасно зарекомендовала себя Донская пешая казачья бригада, уже в составе 6 батальонов.
Итоги кампании 1916 года превзошли самые смелые ожидания русского командования. Русские войска успешно перемололи турецкие подкрепления и продвинулись на территорию Османии на 250 км и овладели важнейшими городами Эрзерум, Трапезунд и Эрзинджан. В ходе нескольких операций они разгромили не только 3-ю, но и 2-ю турецкие армии и успешно удерживали фронт длиной более 2600км.
Вот в какое время пластун Токарев Кузьма был зачислен в 10-й пластунский батальон, дислоцированный на Кавказском фронте.
К концу 1916 года Русское Закавказье было надежно защищено. На занятых территориях учреждено временное генерал-губернаторство Турецкой Армении. Русские начали экономическое развитие региона, построив несколько железных дорог. Но в 1917 году произошла Февральская революция, которая остановила победное движение Кавказской армии. Началось революционное брожение, из-за общего падения дисциплины в стране резко ухудшилось снабжение войск, появились дезертиры. Русская Императорская Армия, перестав быть императорской, вовсе перестала существовать. Фактически Временное правительство само уничтожало армию быстрее внешних врагов. Годы тяжёлых трудов, плоды блестящих побед, кровь, пот и слёзы, всё пошло крахом. Планируемая на лето 1917 года Мосульская операция не состоялась из-за неготовности службы тыла к широкомасштабным боевым действиям и была перенесена на весну 1918 года. Однако 4 декабря 1917 года в Эрдзинджане было заключено перемирие с Турцией. Обе стороны оказались уже не в состоянии продолжать войну. А ведь Россия, как никогда в прошлом, была близка к получению своей доли турецкого «наследства». Благоприятная геополитическая ситуация на Ближнем Востоке позволяла заполучить давно желаемые районы Закавказья и сделать Каспийское море внутренним озером империи. Благоприятно для России, хотя и не окончательно, решался вопрос с проливами. Приход к власти большевиков неотвратимо привёл к огромным территориальным потерям, которые не удалось вернуть даже «железной сталинской рукой». Но это уже совсем другая история.
В феврале 1918 года на Кубань вернулась с Кавказского фронта пластунские батальоны: пластуны были распущены по домам. Казаки вернулись в свои станицы, к своим семьям.
Достоверно известно, что 10-й Кубанский пластунский батальон был в составе Добровольческой армии, ВСЮР и Русской Армии. И здесь, под своими боевыми знаменами, увенчанными славою, Кубанские пластуны выполнили свой долг перед Родиной и казачеством до конца.
С февраля до декабря 1918 года главными базами комплектования Добровольческой армии стали Кубань, Ставропольская и Черноморская губернии, а также Терское Казачье Войско.
Уже в начале июня 1918 года к армии присоединились: бригада кубанских казаков, набранная в восставших станицах Ейского отдела, полк мобилизованных большевиками кубанцев (3 июня 1918 года), 11 сотен казаков Кавказского отдела (5 июня 1918 года), вошедшие в состав 1-й конной дивизии и 1-й кубанской казачьей бригады. Из 8,5 - 9 тысяч бойцов, выступивших во 2-й Кубанский поход, не меньше половины составляли уроженцы местных станиц.
Про дальнейшую судьбу Кузьму Токарева известно только, что сгинул он в 1918 году. Как и где сложил он свою голову - неизвестно: видимо, были очень веские причины скрывать это...
Вечная память!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев