Что стоит за убийством дипломата
Трагические новости поступили из Абхазии 9 сентября. В этот день в Сухуми около своего дома был убит вице-консул посольства РФ в частично признанной республике Дмитрий Вишнерев. Комментируя это событие, известный политик и общественный деятель, председатель Совета старейшин Абхазии Константин Озган назвал дерзкое убийство российского дипломата "выстрелом в абхазский народ". И хотя до окончания следственных действий рано делать выводы о версиях и заказчиках, уже сегодня понятно, что этот инцидент станет серьезным тестом для взаимоотношений Москвы и Сухуми. Остроты данной ситуации добавляют несколько факторов. Во-первых, убийство Вишнерева имеет символический подтекст. Трагедия произошла именно в тот день, когда пять лет назад Россия установила с Абхазией дипломатические отношения. Это случилось после того, как 26 августа 2008 года Москва признала независимость двух бывших автономий Грузинской ССР. Во-вторых, буквально в канун пятилетней годовщины признания Абхазии в республику нанес блиц-визит президент Владимир Путин. Для российского лидера абхазские и югоосетинские проблемы имеют особое значение. Они выходят за рамки двух узких геополитических сюжетов. Признание бывших грузинских автономий Путин рассматривает, как ответ Москвы на модель однополярного мира, установленную США и их союзниками. Однако в канун пятилетия Путин ничего не сделал для очередной демонстрации особых российских интересов в кавказском регионе и на постсоветском пространстве в целом. Его визит в Абхазию носил подчеркнуто деловой характер, а встреча с главой республики Александром Анквабом (она прошла не в Сухуми, а в курортной Пицунде) освещалась очень скупо. Все это дало повод для сомнений в том, что между Россией и Абхазией все так ладно, как об этом сообщают официальные СМИ. Интересно, что на празднование пятилетия признания Абхазии российский лидер не остался. В-третьих, не стоит забывать о том, что в феврале 2014 года черноморский курорт Сочи будет принимать зимние Олимпийские игры. Для постсоветской России это будет первая Олимпиада. И президент Путин рассматривает ее не только, как праздник спорта, но и как возможность продемонстрировать растущий потенциал страны на международной арене. При этом район Большого Сочи непосредственно граничит с Абхазией, а большинство жизненно важных для абхазов вопросов – таких, как интеграция в общероссийский рынок, транспортная логистика, широкий спектр социальных проблем (от выдачи российских загранпаспортов до оформления пенсий и пособий), решаются именно здесь. Очевидно и то, что многие нужды олимпийского проекта (в частности, ресурсное и транспортное обеспечение, вопросы безопасности) требуют вовлечения Абхазии. Впрочем, и вне всякой привязки к августовскому визиту Путина и другим политическим символам очевидно, что проблем в двусторонних отношениях за пять лет накопилось немало. Фактор Грузии более не является главным и единственным в абхазской повестке дня. Весьма показательно, что в ходе последних президентских выборов в 2011 году истории о тайных связях ведущих абхазских политиков с Тбилиси использовались ради "черного пиара". Их фигурантом был даже Александр Анкваб. Однако существенной роли в определении победителя они не сыграли. Между тем, фактор России, напротив, выходит на первое место. А трения и несогласия между союзниками – это отнюдь не ноу-хау Сухуми и Москвы. Важно понимать их, адекватно реагировать и предлагать качественные рецепты их преодоления вместо продолжения завораживающей дипломатии тостов и здравиц о "нерушимой дружбе". О каких же "разночтениях" может идти речь? Прежде всего, стоит отметить асимметричный характер отношений Абхазии и России. В самом деле, ресурсы частично признанной республики и ядерной державы, постоянного члена Совбеза ООН несопоставимы. Зато вполне очевидна финансовая и военно-техническая зависимость Абхазии от РФ. Безопасность республики в случае возможного реванша со стороны Тбилиси прочно гарантируют российские военные и пограничники, а крупный капитал из Москвы и соседних регионов с интересом присматривается к недвижимости и потенциально привлекательным объектам, сулящим прибыль в обозримом будущем. Но вся проблема в том, что абхазская элита, зависимая от России, в отличие от Южной Осетии, хочет не вхождения в состав РФ, а строительства самостоятельной государственности. Не стоит при этом забывать, что абхазское общество в его нынешнем виде сильно травмировано этнополитическим конфликтом, в ходе которого многие правовые вопросы были отодвинуты на второй план. Принятые в любой мирной среде процедуры регламентации частной собственности были на долгое время подменены приоритетами "коллективной этнической собственности на землю". И далеко не одни лишь грузины оказались в числе пострадавших от этих принципов. Сегодня, даже понимая несправедливость этноцентризма, абхазская элита не может в одночасье отказаться от него. Велика опасность потери публичной поддержки и утраты легитимности. Слишком сильны страхи возможной потери даже того, что имеется на сегодня (частичное признание). Отсюда и зачастую гипертрофированные страхи и сомнения относительно "открытия" республики даже для российского бизнеса. Особая статья здесь – опасения возврата в Абхазию этнических грузин с российскими паспортами. Получается крайне сложная дилемма: или "открытие" республики с новыми инвестициями, рабочими местами, но ценой ее возможной интернационализации, выхода на первые роли российских предпринимателей, или сохранение "этнической собственности", но без всяких надежд на широкое международное признание и малые шансы на нечто большее, чем бюджетная помощь из РФ. Между тем, позиция Россия также внутренне противоречива. С одной стороны, Москва хочет большей открытости Абхазии для своих собственных интересов, а с другой – она не будет счастлива, если в открытые двери вслед за российским бизнесом войдут турецкий или европейский, не говоря уже о политических интересах Анкары или Брюсселя. В этом хитросплетении интересов особое место занимает так называемый "квартирный вопрос". Вот и сегодня, после убийства Вишнерева следствие рассматривает в качестве одной из основных версий вовлеченность российского дипломата в разрешение спорных вопросов по недвижимости. Вишнерев участвовал в работе комиссии "по обеспечению законности при решении имущественных прав граждан России и Абхазии". Впервые она собралась 28 октября 2010 года в Сухуми. Само рождение данной бюрократической структуры было результатом сложных согласований и компромиссов между российскими властями и руководителями Абхазии. Время от времени отголоски этой борьбы даже попадали в фокус внимания масс-медиа. Большой резонанс вызвали публикации в некоторых российских СМИ по поводу дискриминации русских и граждан РФ в решении имущественных вопросов. Нельзя сказать, что с того времени решение этой проблемы сильно продвинулось вперед. Даже отдельные положительные решения сложно реализовать на практике из-за неэффективных механизмов их исполнения. Оказывается, что отсудить квартиру – это лишь половина дела, куда сложнее въехать в нее, не подвергаясь опасности. Естественно, помимо властей и судебных инстанций к данной проблеме нередко привлекались и неформальные связи и каналы. Нельзя сказать, что Москва и Сухуми не предпринимали попыток вывести данный сюжет из тени на свет. Однако теневой фактор по-прежнему слишком силен, а властные институты недостаточно эффективны. И здесь снова встает непростая задача. Как создать качественное правоприменение в Абхазии, если в самой России в этом плане существуют колоссальные проблемы? Москва не раз шла на уступки Сухуми. Тот же Дмитрий Вишнерев в декабре 2010 года заявлял: "Мы будем рассматривать только обращения граждан Российской Федерации – за исключением лиц грузинской национальности. Таково коллегиальное решение, с учетом всех реальностей". За это заявление в начале 2011 года он подвергся жесточайшей критике со стороны грузинских политиков и журналистов. При этом чувствовалось, что такая уступчивость тяготит российское руководство, поскольку оно считает себя вправе, как военно-политический патрон, определять правила игры в Абхазии. Как видим, многие противоречия между Москвой и Сухуми порождены не столько устремлениями отдельных лиц, сколько сложным переплетением противоречивых процессов национального и государственного строительства в условиях частичного признания и слабой международной интеграции. Налицо серьезное противоречие между стремлением Абхазии к независимости и ее зависимостью от России, необходимой в то же время для защиты от Грузии. Все эти сложности при наложении друг на друга дают эффект мультипликации, который требует серьезного, вдумчивого и системного подхода. Но, пожалуй, самый главный вопрос, возникший в результате сентябрьского убийства – это способность абхазской власти к минимизации криминальной угрозы. Сегодня она не менее опасна, чем возможные происки Тбилиси. И Россия, признав Абхазию, должна помочь ей решить эту проблему. В противном случае пример пророссийского выбора Сухуми не будет столь очевидным для других потенциальных партнеров и союзников. Сергей Маркедонов Что может быть интересно в библиотеке:
Сципион Африканский. Победитель Ганнибала (Автор: Харт Бэзил Лиддел) | Современная дипломатия: теория и практика: Курс лекций. Часть 1: Дипломатия — наука и искусство (Автор: Попов В. И.) | ГЛОБАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА УКРАИНСКОГО ИНТЕРНЕТА - ФЕВРАЛЬ 2005 | ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕРНЕТА (Автор: Павел Черноморский.) | Революция не для всех (Автор: Мария Говорун.) | Интернет – это полезно, но обжираться не стоит (Автор: Артур Гавриленко.) | ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОПРОСАХ (Автор: Бутенко И.А.) | Результативный тайм-менеджмент. Эффективная методика управления собственным временем (Автор: Брайан Трейси.) | БИБЛИОТЕКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ (Автор: Алейник М.Г.) | Факт, объяснение и компетенция (Автор: А. Макинтайр.) |
Источник
Грамотный пиар, раскрутка и заработок "В контакте"
социология конфликта http://news.sociolog.in.ua/2013/09/blog-post_1191.html
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев