У него был один недостаток — он меня не любил...» Почему последние годы жизни Вячеслав Тихонов провёл в одиночестве.
Существует расхожая история о том, что всю свою жизнь Вячеслав Тихонов любил только одну женщину – Нонну Мордюкову. И после горького развода из-за измены жены так и не смог выстроить в дальнейшем личную жизнь. Однако близкие легендарного Штирлица утверждают, что своё трудное счастье актёр всё же нашёл. Причём, совершенно с другой женщиной, не имевшей ничего общего с кино и популярностью. Но было ли это настоящим счастьем, и почему к концу жизни Вячеслав Васильевич превратился в отшельника?
Роман Мордюковой и Тихонова был очень ярким - их называли самой красивой парой советского кино. При этом их страстная любовь и брачный союз у многих вызывали удивление - уж очень разными по темпераменту были супруги. Горячая и энергичная «казачка» Мордюкова и немногословный, сдержанный, меланхоличный Тихонов. Они познакомились ещё во время учёбы во ВГИКе, а сблизились в 1947 году на съёмках знаменитого двухсерийного фильма «Молодая гвардия» - 22-летняя Нонна Мордюкова в нём сыграла Ульяну Громову, а 19-летний Вячеслав Тихонов - Володю Осьмухина. В следующем году фильм стал лидером кинопроката в СССР, и с лёгкой руки режиссёра Сергея Герасимова для начинающих актёров фильм оказался счастливой путёвкой в большой кинематограф. Шумному зрительскому признанию поспособствовала и Сталинская премия 1949 года.
⠀
Их отношения развивались стремительно и ярко. Но любили они друг друга, скрываясь от однокурсников - не хотели подвергать сложившиеся отношения народной молве, а о свадьбе и вовсе не задумывались. Не то чтобы на такое событие им не хватало чувства, просто сначала - съёмки, а потом всесоюзное признание поглотило их будни. Поэтому общий сын — Володя — родился до того, как Мордюкова и Тихонов расписались. Позже Нонна Викторовна вспоминала, что однажды к ним в комнату постучалась медсестра с вопросом: «Володя Мордюков здесь живёт?» На что раздосадованный Вячеслав ответил: «Здесь живёт Володя Тихонов». И тут же велел Мордюковой собираться в ЗАГС.
Однако сильно сыгранная первая роль на продолжительный период времени закрыла для Мордюковой кино: режиссёры ассоциировали её теперь только с Улей, и сниматься не звали. На экраны актрису вернул небольшой эпизод, который она прекрасно сыграла в «Возвращении Василия Бортникова» в 1952 году. И дальше пошли настоящие взлёты Мордюковой: «Чужая родня», «Простая история», «Председатель»... Слава сделала Нонну Викторовну главным добытчиком в семье. Но зарплату она всё равно получала мизерную, а каких трудов ей стоило выбить отдельную комнату для их семьи — в девять метров!
⠀
Привела в новое жилище мужа, но тот лишь презрительно поёжился: лауреатам сталинской премии — девять метров с голым полом?! Критику Мордюкова снесла стоически, пообещав похлопотать что-нибудь получше. И выхлопотала — проходную каморку в коммуналке, зато 12 метров и с паркетом! Там они и прожили все свои 13 лет. Оттуда Тихонов и ушёл в одночасье, застав жену с ухажёром.
⠀
Нонна Мордюкова потом признавалась, что к тому времени любви и понимания между ними не было уже давным давно. И если можно было бы развестись раньше, они сделали бы это уже через год после свадьбы. «Я сразу поняла, что он мне трагически не нужен, - вспоминала Мордюкова. - Но ребёнок уже появился, и мы по христианскому обычаю стали жить вместе. Вернее не жить, а мучиться - ни ему домой не хотелось, ни мне...»
⠀
Мордюкова и Тихонов развелись, когда их сын Володя учился в шестом классе. Разошлись мирно, без скандалов, но с огромной обидой друг на друга. Когда Нонна сообщила сестре о разводе, та спросила: «Почему?», а актриса и сама не знала ответ на этот вопрос. Позже она всё-таки скажет: «Ради своей семьи, что есть мочи я старалась, тянула воз, а он нет… Слава — человек нежный, хороший, даже, можно сказать, прекрасный, но у него был один недостаток — он меня не любил…» Спустя много лет Вячеслав Тихонов, как настоящий мужчина, о первой жене распространяться не любил и вспоминал только хорошее. Долгие годы он не мог построить серьёзных отношений с женщинами, Нонна Мордюкова же после развода с Тихоновым пять лет жила в гражданском браке и официально ни с одним мужчиной брак больше не регистрировала.
В последний раз Мордюкова и Тихонов виделись на похоронах сына в 1990 году - причиной его смерти стала острая сердечная недостаточность, вызванная многолетним злоупотреблением алкоголя и наркотиков. В этом пагубном пристрастии сына Мордюкова до конца жизни винила себя: именно она решила, что Володя уже вырос и стала его, совсем ещё юного, оставлять дома одного, когда уезжала на гастроли. Недолюбленный ребёнок увлечённых карьерами и личной жизнью звёздных родителей, искал отдушину сначала в работе (но актёрская карьера его не баловала), а потом как-то незаметно подсел на наркотики...
⠀
Сам Вячеслав Тихонов никогда не обвинял бывшую жену в смерти их сына (если и винил кого-то, то только себя), как и в том, что они развелись. К тому времени актёр почти не жил дома, а всё его время занимали съёмки, разъезды по стране и новые отношения. На одном из премьерных показов художественного фильма «Мальва» Тихонов познакомился с очаровательной латышской актрисой Дзидрой Ритенбергой, которая исполнила в фильме главную роль. Эта встреча стала началом их страстного романа, который продлился почти четыре года. И все эти четыре года Дзидра ждала заветного предложения, но оставалась только любовницей Тихонова. Так и не дождавшись того, что он уйдёт от жены, Ритенберга разорвала отношения и вышла замуж за молодого актёра Евгения Урбанского.
⠀
Несколько лет после развода с Мордюковой Вячеслав Тихонов жил один. Он много работал, одна роль сменялась другой, на экраны то и дело выходили фильмы с его участием. В то время он снялся и в одном из самых главных фильмов в своей карьере – экранизации романа Льва Толстого «Война и мир». Вячеслав Тихонов сыграл в нём князя Андрея Болконского, и эта роль потребовала от него полной самоотдачи: он работал на съёмочной площадке с неимоверным напряжением сил, вложив самого себя в будущий успех картины и заслужив тем самым народное признание. Тогда у него было всё, о чём он мечтал в самом начале творческого пути, а вот настоящей любви не было.
Так было до тех пор, пока Тихонов не столкнулся на рабочей площадке с девушкой по имени Тамара. Уже известный и любимый зрителями актёр тогда озвучивал главного героя из фильма «Мужчина и женщина», а помогала ему в этом молоденькая переводчица французского. Тамара особо ничего из себя не представляла - ни во внешности, ни в обаянии, ни в интеллекте не было ничего выдающегося. По крайней мере, окружающие открыто недоумевали, что вообще мог найти в ней именитый красавец-актёр - близким и друзьям хотелось видеть утончённого интеллигента рядом совсем с другой женщиной. На этой почве даже появились слухи о любовном привороте и магии. А вот целеустремленную выпускницу МГУ вообще ничего не смущало.
⠀
Тихонову уже минуло 40, и он с удивлением стал замечать, что всё чаще думает о своей молоденькой коллеге. Возможно, Вячеслав уставал от звёздной жизни и рядом с уютной, не имеющей ничего общего с кинобогемой Тамарочкой прятался от назойливых будней. Да и за спиной у него был печальный опыт отношений с известными женщинами - связывать свою жизнь с актрисами Тихонов больше не хотел. А 25-летняя Тамара полюбила Вячеслава Васильевича тихо, ненавязчиво и при этом ничего не требовала взаимен. Несмотря на то, что актёр долго не спешил с первым свиданием, но она верила, что из чувства взаимны. Периодически они общались по телефону, и Тихонов давал понять, что совершенно лишён свободного времени. Как-то в очередном телефонном разговоре актёр упомянул, что не может прочесть письма французских поклонников, и тогда-то Тамара решила взять инициативу на себя - она смело предложила приехать и помочь с переводом. Тем же вечером девушка уже пила чай в маленькой квартирке Тихонова, удивляясь, насколько скромно живёт звезда такого масштаба. На следующий день она пришла снова, а вскоре и вовсе перестала возвращаться домой. Вячеслав и Тамара некоторое время сожительствовали, видясь в перерывах между съёмками и командировками актёра, а вскоре они расписались.
Как говорили люди, близко знавшие Тихонова, после женитьбы на Тамаре из строгого, волевого мужчины он быстро превратился, что называется, в подкаблучника и добровольно решил подчиняться во всём супруге. Друзья шептались, что даже выглядеть Тихонов стал по-другому, так, что на него было жалко смотреть. Изменилась даже некогда его горделивая стать, превратив высокого красавца в сутулого старика. Тамару же всё устраивало, ей нравилось держать мужа под тотальным контролем. Говорили, чтобы избежать очередного скандала в семье, даже с сыном от первого брака актёр тайно встречался в гараже. Наверняка, все эти превращения были не беспочвенны, и Тихонов сам дал слабинку в семейной жизни, оказавшись мягким и слишком уступчивым. Вячеслав Васильевич отчитывался перед женой за каждый свой шаг, касалось ли это работы, отдыха и отношений с коллегами-актрисами: каждая киносцена даже с малейшим намёком на любовные отношения проходила под строгим надзором его жены. Рассказывали, что несколько раз Тамара приезжала и на съёмки «Семнадцати мгновений весны», особенно если дело касалось сцен с женщинами. Ревность настолько захватила разум женщины, что вскоре из-за напряженности в семье Тихонов практически перестал сниматься. Но Тамару не успокоило даже это.
⠀
Как и в случае с Мордюковой Тихонов вскоре понял, что семейный союз не удался, капризы жены продолжались, и он находил радость лишь в маленькой дочке Ане. Он посвящал ей всё своё свободное время, а вот с женой уже практически жил в разных углах дома. Тогда Тихонов навсегда снял обручальное кольцо, а Тамара в порыве злости лишь повторяла, что он испортил ей всю жизнь...
⠀
При этом Анна Тихонова делилась весьма тёплыми воспоминаниями о домашней атмосфере, хотя и отмечала излишнюю требовательность матери. Она запомнила отца любящим и спокойным семьянином, который по возможности всегда уходил от разборок и старался сгладить острые углы. Да и с внуками Вячеслав Васильевич проводил много времени, испытывая истинное удовольствие от общения с близнецами. Одного из мальчиков Анна назвала в честь отца.
После смерти сына Тихонов впал в глубокую депрессию и очень сожалел, что пошёл на поводу у супруги, пожертвовав общением с ребёнком. Он не хотел ни с кем общаться, отказался вести актёрскую мастерскую во ВГИКе и переехал на подмосковную дачу, совершенно перестав общаться с женой. В то время журналисты прозвали его отшельником, так как он отказывался от любых контактов с прессой, он покидал свой загородный дом только для того, чтобы съездить на Кунцевское кладбище к сыну и очень радовался, когда дочь Анна привозила ему внуков. Так совпало, что один за другим в те годы ушли из жизни немногочисленные друзья Тихонова – Крючков, Никулин, Ростоцкий. В полнейшем одиночестве Вячеслав Васильевич доживал свои последние годы, почти не снимаясь в кино. Его последним появлением на экране стала роль Бога в фильме Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». Это был 2006 год, а через три года Тихонова не стало.
⠀
Но сначала умерла Нонна Мордюкова - в июле 2008 года у неё обострился сахарный диабет, и она попала в больницу. Много лет до этого Нонна Викторовна заявляла, что у неё нет причин общаться с бывшим мужем, и язвительно называла его «этот Штирлиц». Но однажды, это было за несколько лет до смерти, она позвонила ему и сказала: «Прости меня. Ты был и есть самый дорогой человек в моей жизни». Вячеслав Васильевич тоже попросил у неё прощения в телеэфире на всю страну и поздравил с юбилеем. В жизни же они так и не встретились. Когда его состояние стало тяжёлым, он завещал похоронить себя в одной могиле с сыном Владимиром (где так же похоронили и Нонну Мордюкову) или хотя бы рядом, на Кунцевском кладбище, однако родные актёра пошли против его воли и решили похоронить его на «престижном» Новодевичьем кладбище.
⠀
Что касается второй жены актёра, то после его смерти вдова Тихонова пристрастилась к алкоголю, и дочери даже пришлось определить мать в специализированную клинику, где за ней круглосуточно наблюдали. Поговаривали, что Тамара Ивановна пыталась свести счёты с жизнью. Она пережила супруга всего на 5 лет, всё это время повторяя, что с уходом Славы не стало и её.