Нужно ли обтирать уши в малом омовении?
От Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обтер голову заодно с ушами снаружи и изнутри. (Ат-Тирмизи/36. Хадис достоверный /сахих/. См. «Ируа аль-Галиль» 90).
Данные действия пророка, да благословит его Аллах и приветствует, являются наглядным разъяснением того, как необходимо выполнять веление Аллаха об обтирании головы, упомянутое в Коране.
Со слов ‘Абдуллаха ас-Сунабихи сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда верующий раб Аллаха, совершая омовение, поласкает рот, его прегрешения выходят изо рта. Когда он высмаркивается, его прегрешения выходят из носа. Когда он моет лицо, его прегрешения выходят из лица, выходя даже из-под век. Когда он омывает руки, его прегрешения выходят из рук, выходя даже из-под ногтей. Когда он обтирает голову, его прегрешения выходят из головы, выходя даже из ушей. Когда он омывает ноги, его прегрешения выходят из ног, выходя даже из-под ногтей на ногах». (Ан-Насаи/103; Малик в «Аль-Муватта» 1/31. Хадис достоверный /сахих/. См. «Сахих аль-Джами’» 449).
В хадисе от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Промывайте нос дважды, а уши относятся к голове». (ат-Табарани 10/391/10784. Иснад сообщения удовлетворительный).
Шейх аль-Альбани привел данный хадис в «ас-Сильсиля ас-Сахиха» (1/81-90), и он является достоверным в силу существования множественных свидетельств подкрепляющих его, которые шейх также привел в этом труде. Вообще шейх аль-Альбани сделал превосходное исследование по этому вопросу, с которым можно ознакомиться в этом же томе «ас-Сильсили ас-Сахиха», начиная со стр. 903.
Хафиз Ибн Хаджар по поводу этого хадиса писал следующее: «Любой, кто беспристрастно взглянет на совокупность всех путей передач этого хадиса, поймет, что у него есть основа, и что он не относится к сообщениям, которые можно отбросить». (См. «Ан-Нукат» 1/415).
Хадисы с таким же смыслом передаются со слов Абу Умамы, Абу Хурайры, Ибн ‘Умара, ‘Аиши, Абу Мусы, Самуры ибн Джундуба, ‘Абдуллаха ибн Зейда. И, как уже было сказано, все эти хадисы с подробным иснадом шейх аль-Альбани привел в своем сборнике достоверных хадисов «ас-Сильсиля ас-Сахиха». Это же передается от целой группы предшественников (саляф), таких как Ибн аль-Мусайиб, Ибн Сирин, Хасан аль-Басри, ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз, Абу Джа’фар, Са’ид ибн Джубейр и Ибрахим ан-Наха’и.
Сообщается, что Ибн ‘Умар сказал: «Уши относятся к голове». (‘Абдур-Раззак 1/11; Ибн Абу Шейба 1/17. Иснад сообщения достоверный /сахих/).
То же самое передается от Ибн ‘Аббаса и Абу Мусы аль-Аш‘ари (Ибн Абу Шейба 1/17), однако в иснаде этих сообщений присутствует некоторая слабость.
Учитывая все это, можно заключить, что обтирать уши является обязательным, так же как и голову.
Шейх аль-Альбани писал: «Большинство ученых последовало мнению о том, что обтирание ушей является лишь желательной Сунной, как об этом сказано в «Фикх ‘аля аль-Мазахиб аль-Арба’а» (1/56). Однако мы не нашли ни одного довода, на который бы они могли опереться и противопоставить его этому хадису, за исключением слов ан-Науауи в «Аль-Маджму’» (1/415) о том, что рассматриваемый хадис является слабым со всех путей его передач. Узнав, что, на самом деле, все обстоит не так, как сказал ан-Науауи, и что одна часть путей передач данного хадиса достоверная сама по себе, о чем ему не было известно, а другая достоверная в силу подкрепляющих их свидетельств, вы сами можете понять, насколько слабым аргументом являются слова ан-Науауи. Также становится очевидным, что обязательно придерживаться того, на что указывает данный хадис, а именно обязательности обтирания ушей во время омовения, и что они в этом отношении подобны голове. А в качестве примера, достойного подражания, в этом вопросе для вас будет достаточно имама Абу ‘Абдуллаха Ахмада ибн Ханбаля, а также опередивших его в этом сподвижников, имена которых мы упомянули в ходе приведения источников данного хадиса». (См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» 1/91).
Также стоит отметить, что часть ученых, среди которых в частности имам аш-Ша’би и некоторые другие, полагали, что передняя часть ушей относится к лицу, а задняя к голове. Они опирались на хадис от ‘Али, да будет доволен им Аллах, об описании омовения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в котором среди прочего сказано следующее: «…после чего он погрузил обе руки в сосуд и, набрав ими пригоршню воды, хлопнул ими вместе с этой водой по лицу, заведя при этом большие пальцы в переднюю часть ушей». (Абу Дауд/117; Ахмад 1/82; ат-Тахави 1/19-21; аль-Байхакъи 1/53, 74. Хадис хороший /хасан/. См. «Ируа аль-Галиль»/91).
Однако данный хадис не может служить прямым и однозначным доводом в пользу мнения этих ученых, так как:
Во-первых, упомянутое обтирание передней части ушей можно истолковать как подготовку к тому, чтобы в дальнейшем обтереть их вместе с головой, а не как то, что они были омыты вместе с лицом, потому что составляют с ним единое целое.
И во-вторых, под передней частью ушей могла иметься в виду начальная граница уха, которая с другой стороны является конечной границей лица.
А раз данный текст имеет различные варианты толкования, то оставлять на его основе достоверно установленные хадисы, с предельно ясными и прямыми указаниями не допускается.