В принципе диалог не нужен и так все очевидно.
Мы, читая «Тараса Бульбу» не секунду не сомневаемся, что его сын Андрей предатель, по делу получивший смерть от отца. Здесь ситуация аналогична и никаких сомнений быть не может. Однако, до сих пор есть те, для кого война против семьи, Веры и Отечества считается чем-то положительным.
Те же П. Говоров и Г. Габченко, фактически создававшие то, что приведет к гибели их отцов и разрушению того, что строили их предки, стремились к карьерным лифтам.
Но дьявол платит черепками.
Про Говорова напишу ниже, а Г. Габченко будучи зам. директора института и живя в Ленинграде, в последние годы своей жизни перед самоубийством, мечтал лишь о должности учителя в Котуркуле.
Кстати, в своей безумной книге В. Боговицкий умудрился в Дорофеевке «похоронить» Д.Г. Едомского, как мы знаем на тот момент находившегося в Кокчетаве. Тогда же Боговицкий «лишит жизни» и П. Говорова, который реально погибнет лишь через полтора года. Да непросто лишит жизни, а еще отрежет язык и выколет глаза. Ну и намекнет, что это сделал Д.Н. Габченко.
****
Красные перегруппировавшись повели наступление на Дорофеевку в лоб пехотой и в обход кавэскадроном.
10 марта 1921 г. сводный полк, выбил повстанцев из деревни Дорофеевская, перешел в наступление и двумя ротами занял селение Баяндай, потеряв 5 убитых и 12 человек раненными.
В Дорофеевке осталось навсегда 50 её защитников. Часть убитых и раненных повстанцы забрали с собой, отступив на Щучинск.
Подошло подкрепление к сводному полку в виде кавалерийского эскадрона регулярных войск (видимо 253 полка).
Не останавливаясь, каратели в тот же день ударили на Щучинск. Их движение засек пост, стоявший перед станицей, отошедший в неё без боя. Кавалерийский эскадрон стал обходить станицу справа, коммунистический эскадрон слева, пехота в лоб.
Если год назад красных встречали хлебом-солью, то на этот раз их приветствовал с колокольни пулемет. Совершая обходной маневр по глубокому снегу через кладбище, каратели попали под секущие струи огня. «Много товарищей погибло» свидетельствуешь один из выживших.
Помимо пулемёта в засаде участвовали стрелки, сбить которых каратели смогли лишь, зайдя в станицу от озера.
Каратели вышли к Щучинску в первый день масленицы, ведя всю ночь бои с переходящем успехом. Повстанцы оказывали сильное сопротивление: бросались в атаку и стреляли из окон, из-за углов домов, заборов. Одной из огневых точек стал в ст. Щучинский был дом Решетняка, впоследствии расположенный на хоздворе. Из него вёлся огонь по красноармейцам.
Утром на второй день масленицы начался отход повстанцев из Щучинской, при входе штурмовиков в станицу началась стрельба из домов и сараев, им была поставлена задача каждый дом освободить от повстанцев. Стрельба шла вторую половину дня и всю ночь, прекратившись к утру.
К концу ночного боя несколько карателей решили перекурить. На огонек цигарки из окна одного из домов прилетел «свинцовый шмель», оборвав жизнь карателя по фамилии Переплеткин. В ходе зачистки дома, выяснилось, что стреляла женщина.
На утро началась зачистка и аресты, а также уборка трупов с обоих сторон.
Красные потеряли 17 убитых, 25 раненых и один пропал без вести. Потери повстанцев: убитых — до 150.
Карателям достались трофеи: 8 русских винтовок, 7 ватерли, 5 гра, 17 бердан, 11 дробовиков, 23 пики, четыре ящика мяса. Оружие взято было с боя у повстанцев, засевших по домам, что говорит о гибели их владельцев, прикрывающих отходящих на д.д. Макинскую и Черноярскую раненных повстанцев и членов семей.
Об том говорит и то, что раненные были организованно вывезены в Макинскую.
Выйдя в обход на щучинско-котуркульскую дорогу, каратели увидели пеших людей, по которым открыли огонь, те стали подымать руки вверх. Подъехав к ним, каратели выяснили, что это арестованные повстанцами сообщники коммунистов, которых они повели в отступление (видимо из числа находившихся в магазине купца Николаева, затем продмаг горсмешторга по ул. Ленина, куда их свозили повстанцы).
Рядом с ними оставили трех бойцов и красный флаг.
****
В это время в Котуре, куда отошли повстанцы происходил станичный сход. Мнения разделились, но одно известно почти дословно: «Армия с пушками и пулеметами идет. Как вы хотите защищается»? на сходе спросил Андреев Варфоломей Иванович, ветеран 4 СКП, побывавший в плену в Германии. Это затем спасет ему жизнь, так было расценено карателями как агитация за них и в список расстрелянных В.И. Андреев не попадёт.
Комментарии 7
Сухими шагами командир идет.
И слова равняются в полный рост:
«С якоря в восемь. Курс — ост.
У кого жена, брат —
Пишите, мы не придем назад.
Зато будет знатный кегельбан».
И старший в ответ: «Есть, капитан!»
А самый дерзкий и молодой
Смотрел на солнце над водой.
«Не все ли равно,- сказал он,- где?
Еще спокойней лежать в воде».
Адмиральским ушам простукал рассвет:
«Приказ исполнен. Спасенных нет».
Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей.
До того как их в конце стихотворения присоединил Тмхонов' они уже использовались . По крайней мере так считали белоказаки оказавшиеся в эммиграции.
Поэтому эту загадку поставил в оригинале с дореформенным текстом.