ПРЕКРАСНОЕ НИЧЕМУ НЕ УГРОЖАЕТ...проявляется в самых обыденных вещах. ,,
,,Доклад для симпозиума .,,
ИОСИФ БРОДСКИЙ
Предлагаю вам небольшой трактат
об автономности зрения. Зрение автономно
в результате зависимости от объекта
внимания, расположенного неизбежно
вовне; самое себя глаз никогда не видит.
Сузившись, глаз уплывает за
кораблем, вспархивает вместе с птичкой с ветки,
заволакивается облаком сновидений,
как звезда; самое себя глаз никогда не видит.
Уточним эту мысль и возьмем красавицу.
В определенном возрасте вы рассматриваете красавиц,
не надеясь покрыть их, без прикладного
интереса. Невзирая на это, глаз,
как невыключенный телевизор
в опустевшей квартире, продолжает передавать
изображение. Спрашивается -- чего ради?
Далее -- несколько тезисов из лекции о прекрасном.
Зрение -- средство приспособленья
организма к враждебной среде. Даже когда вы к ней
полностью приспособились, среда эта остается
абсолютно враждебной. Враждебность среды растет
по мере в ней вашего пребыванья;
и зрение обостряется. Прекрасное ничему
не угрожает. Прекрасное не таит
опасности. Статуя Аполлона
не кусается. Белая простыня
тоже. Вы кидаетесь за шуршавшей юбкой
в поисках мрамора. Эстетическое чутье
суть слепок с инстинкта самосохраненья
и надежней, чем этика. Уродливое трудней
превратить в прекрасное, чем прекрасное
изуродовать. Требуется сапер,
чтобы сделать опасное безопасным.
Этим попыткам следует рукоплескать,
оказывать всяческую поддержку.
Но, отделившись от тела, глаз
скорей всего предпочтет поселиться где-нибудь
в Италии, Голландии или в Швеции.
август 1989
ИОСИФ БРОДСКИЙ называет своё рассуждение о красоте и её восприятии «трактатом об автономности .
Некоторые мысли поэта о восприятии красоты:
***Красота утешает, поскольку она безопасна. Она не грозит убить, не причиняет боли.
*** Когда глазу не удаётся найти красоту, он приказывает телу её создать.
*** Красота всегда снаружи, она — исключение из правил. Это местоположение и исключительность красоты заставляют глаз «бешено рыскать» или, говоря рыцарским слогом, «странствовать».
Эстетическое чувство для Бродского — двойник инстинкта самосохранения и надёжнее этики.
Также Бродский считает, что двумя необходимыми условиями прекрасного являются неповторимость и загадочная простота, привычность, родственность. Главное достоинство прекрасного — его неожиданность, когда красота проявляется в самых обыденных вещах.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев