Священного Лося – богатыри.
В 2019 год объявлен ООН Международным годом языков коренных малочисленных народов. Одной из основных задач мероприятий, проводимых в этом году, является привлечение внимания общественности к состоянию языков коренных малочисленных народов на грани исчезновения. А значит – и проблеме их носителей. Для России, к сожалению, это весьма актуально. В их число входит и селькупский язык аборигенов нарымского края Томской области, потомков могущественной средневековой «Пегой орды» (Священного Лося – богатыри).
Сложность углубляется тем, что музыкально - фольклорные традиции селькупов уже XX веке находились в состоянии угасания. Особенно активно процесс культурной ассимиляции протекал у южных селькупов, которые почти полностью утратили не только традиционный фольклор, родные напевы, но и язык предков. В этих условиях деятельность, направленная на сохранение и пропаганду этнической культуры, приобретает особенную актуальность, а публикация материалов, способствующих процессу возрождения и функционирования, в современных условиях, становится делом большой важности.
Тридцать лет действует общественная организация народов Севера, которая сейчас названа Томская региональная общественная организация «Союз коренных малочисленных народов Севера Томской области». Работу общественники ведут самую разнообразную: сохранение, развитие и популяризация материального и нематериального культурного наследия коренных народов; повышение уровня самосознания и культуры местного населения; территории традиционного природопользования; ревитализация и поддержка селькупского языка; пропаганда селькупской культуры; ведение статистического учёта, разработка авторских программ по изучению языка и культуры. Одна из активистов Союза – старейшина селькупского рода Вера Тузакова. Заряду бодрости и энтузиазма этой женщины можно позавидовать. Вера Петровна всю жизнь отдала изучению и сохранению собственной национальной культуры. Насколько успешно — свидетельствуют престижная премия имени Витуса Беринга, дипломы международного творческого конкурса и ряд медалей: «За верность Северу», лауреата Всероссийского Выставочного Центра, а также награда от 6 – го съезда Малочисленных Народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
«Я родилась в селе Ласкино Томской области. У нас все были голосистыми. И я много пела. Плавала в обласке и пела. С детства знала, что стану певицей или артисткой», — говорит Вера Тузакова. Обласок — это небольшая селькупская лодка, выдолбленная из цельного ствола дерева. Вообще у селькупов до недавнего времени сохранялись древнейшие обычаи. К примеру, за невесту обязательно нужно дать хороший выкуп. А вот дядя Веры Тузаковой просто украл девушку и женился.
Одновременно В.П. Тузакова является профессиональным музыкантом – хормейстером. Сейчас она — главная солистка фольклорного ансамбля песни и танца «Варг кара́». Выступает с ансамблем на различных концертах, постоянно участвует в фестивалях «Этюды Севера» на Томской земле, который ежегодно проводится в селе Парабель, является одним из главных участников московской выставки-ярмарки «Сокровища Севера», которая проводится уже четырнадцатый год. Не только поет, но и сама обрабатывает тексты для исполнения... В ее репертуаре есть и родовые напевы. Это особая сторона народной культуры селькупов. Каждый имел собственную песнь (лэ́рга), лично им сочиненную и исполняемую. Если потомки запоминали и передавали текст через поколения, получался родовой напев.
«Чаджак, чаджак мат вечорканд, чаджак мат чагетымбак...», — Вера Тузакова быстро заводится, сидя приплясывает, хлопая себя ладонями по коленям. В переводе получается частушка: «Шла я, шла я на вечёрку, шла я, торопилася...» Но это народное, еще из детства, из того самого голосистого Ласкино.
В первый компакт-диск Тузаковой вошли пятнадцать исполняемых ею напевов. К любой из них певица приложила свое старание — слова ли написала, музыку или обработала народное творчество. Очень романтична «Самодийская девушка», слова которой принадлежат Петру Драверту — русскому ученому и поэту, некогда отбывавшему ссылку в Западной Сибири:
Самодийскую девушку с шитым лицом
Одарю я в знак дружбы ножом и кольцом.
Знаю, если полюбит, полюбит она,
Выпьет чашу со мною до дна…
А в 2015 году в Томске вышел в свет сборник, подготовленный Верой Тузакой и Ириной Коробейниковой: «Обские напевы селькупов Нарымского края». К нему прилагается новый компакт-диск, в который вошли уже почти три десятка произведений. Сама по себе эта книга — сгусток энергии многих людей, трудившихся над ее материалами. Основная идея, обработка для концертного исполнения принадлежат Тузаковой. Есть и полностью ею сочиненные напевы. И. Коробейникова перевела русские тексты на селькупский язык — все материалы в сборнике представлены на двух языках. Но попадаются и иные имена. Кто-то подхватил древний напев, передав исследователю, кто-то переложил на ноты. Героический эпос «Богатыри» стал известен благодаря учёному-этнографу девятнадцатого века М.А. Кастрену.
Среди текстов встречается и незатейливая шутка:
Я отна хотил тайка.
Мне комар кусал нока…
Комар кусал «рука», потом «пашка», и, наконец, «носа»…, но в припеве герой-охотник не унывает, утверждая, как непреложный факт, что «все селькупки хороши».
Значительную часть собрания составляют героические, охотничьи напевы. Есть девичьи плачи — куда без них? Включены в него и современные тексты, в которых нередко читается печаль:
На родимом месте нет селенья,
Только птица-ворон всё кричит.
Древняя забытая деревня,
Как же было весело здесь жить!
Наши предки верили, что весь мир произошел от живой природы. Всё живое — это единственный организм, существующий в разных формах. Поэтому каждое животное и растение, огонь, воду и т. д. они одухотворяли, считая их живым воплощением божества. Особенно северные народы считали кедр священным деревом — Богом. О нем слагали много легенд и напевов.
Давным-давно, веков не сосчитать,
Кедрач священный стражником стоял,
Храня могущество своё и стать,
На подвиги народ благословлял.
В целом, рисуется мощная картина развития народной культуры: от седого прошлого, древних богатырей и романтичных обласков до грустной современности, попыток защитить народную память. Первоначальное, предполагаемое название «Обских напевов…» — «Песни Синильги». В детстве Тузакову называли Синильгой за схожесть с героиней романа Вячеслава Шишкова «Угрюм-река». Тогда как раз популярна была его экранизация. А у Тузаковой струились по спине шикарные длинные волосы, как у Синильги из того кино.
Образ Синильги очень важен для северных народов. Это — дух чистоты и красоты. Не зря у этого народа есть обычай повязывать на березу ленточку для исполнения сокровенного желания.
Вообще у селькупов, несмотря на их нынешнюю крайнюю малочисленность, и сегодня присутствует мистическое начало. Сама Тузакова признается, что они умеют разгонять тучи, если во время этнического концерта собирается пойти дождь. Обращаются к небу, уговаривают его — обычно помогает.
У этого народа отношение к своим идолам кардинально отличается от привычного для европейца беспрекословного поклонения. Селькуп, по сути, ощущает себя наравне с божеством. Может взять идола с собой на охоту, веря, что тот обязательно поможет. А не поможет — выкинет, сожжет и сделает себе нового, более покладистого. «Во время концертов мы расставляем вокруг сцены кавалозов, деревянных божков, — рассказывает Вера Петровна. — Их можно по-разному понимать: идолы, обереги, изображения духов.… Если небо не слушается уговоров, и дождь по-прежнему идет, мы опрокидываем кавалозы на землю, наказываем их — так поступали наши предки. Погода обязательно наладится».
Впервые старейшина селькупского рода ощутила в себе древнюю силу предков в 2003 году, после первого фестиваля в Парабели. Собирали в лесу кедровые шишки. Но на земле их валялось мало, всем не хватало. И вдруг Тузакова, заметив на вершинах кедров ворон, замахала руками — будто толкнуло что-то — закричала: «Эге-гей, вороны, кидайте! Кидайте нам шишки! Побольше! Побольше!» Свидетели этой сцены сначала смеялись. Потом стало не до смеха. Ведь черные птицы заметались, засуетились, шишки посыпались вниз. Скептикам советую попробовать повторить этот «фокус». Но что это? Неужели сила древних селькупских шаманов через века смогла передаться своим потомкам?
Впрочем, Тузакова разделяет шаманов и знахарей. Говорит, что шаман — это человек с бубном, по-нашему — колдун. Знахарь достигает тех же целей, но иными способами, через другие эмоции, подобные только что описанным. «У нас многие в большей или меньшей степени обладали даром знахарства. Не зря у селькупов никогда не закрывались двери. Ведь если зайдет кто-то в жильё с плохими намерениями, то будет сидеть на месте, пока его не отпустит хозяин».
Тайгу суровую и тундру безграничную
Соединила Русь на многие века.
Под звуки бубна нашу речь многоязычную
Уносит сизый дым костров за облака...
Эти строки — начало гимна малочисленных народов Севера, слова и музыку которого написала Вера Тузакова. Теперь он исполняется на всех официальных мероприятиях и фестивалях, посвященных северным народам. А Тузакова получила за него престижную международную премию имени Витуса Беринга. Эту награду не стыдятся получать крупные политики и иностранные дипломаты, принявшие деятельное участие в судьбе и развитии народов Севера, Сибири и ДВ РФ.
Однажды автор этих строк услышал оброненную в присутствии Тузаковой фразу некой медийной личности: «Ей бы продюсера хорошего…» Прозвучало искренне. Но человек, столь своеобразно посочувствовавший собеседнице, кажется, попытался измерить чужую жизнь своим аршином. Появятся продюсеры — начнется активная концертная деятельность — прекратится за неимением времени изучение народной культуры — уйдет сила Священного Лося, которого почитают селькупы. Короче говоря, исчезнет селькупская душа в суете масс-культуры, под которую обязательно подделают даже этническую песнь. Как показало время, успеха можно добиться и самостоятельно. Фурор наступил в 2017 году — на Третьем международном фестивале «Российские вечера в Италии», в городе Пезаро.
Почему ты плачешь?
Почему ты плачешь?
На берегу Оби,
На берегу Оби.
Так в переводе на русский звучит народная селькупская «Песня рыбачки», одна из любимых у Тузаковой. С ней она выступила в театре имени Джоакино Россини в номинации «фольклор».
Как мне не плакать?
Как мне не плакать?
Маленькая была – в люльке спала.
Маленькая была – в люльке спала.
Простые и невероятно грустные излияния северной девушки покорили Италию и принесли создательнице этого образа на сцене диплом первой степени и медаль. Но Тузакова выступила в еще одной номинации: «академический вокал». В тяжелейших конкурентных условиях, под занавес конкурса, после известных в мире оперных певцов она исполнила «Аве Марию». Наградой певице стали восторг переполненного многоярусного театра и диплом третьей степени.
«Аве Марию» в Италии мне довелось исполнить еще один раз при необычных обстоятельствах, — рассказывает Вера Петровна. — Гуляя по улицам города Римини, я зашла в пустующий на тот момент костёл. Атмосфера там потрясающая. И я тихонько запела. Случайно обернувшись, увидела, что храм наполняется людьми, заходящими с улицы на мое пение. Они потом очень благодарили за мое выступление — экспромт».
Вера Тузакова любит поговорить о своих корнях. Например, известный историк Карамзин упоминает некоего Таузака, сановника у Кучума, перешедшего впоследствии на сторону Ермака. И певица считает, что она имеет какое-то отношения к этой фамилии. Правда, тузаком ранее называли последнего в роду мужчину, надежду на продолжение рода. И Тузаком вряд ли звался один-единственный воин в истории человечества. Но легенда хороша.
И еще больше открытий ожидало Тузакову, когда она начала собирать материалы для своей книги о селькупах. Оказалось, исследования советских историков и этнологов показали тесную связь культур селькупов и... шумеров! Галина Пелих сравнила орнаменты шумеров и населения Среднего Приобья, доказав их даже не похожесть, а полную идентичность. Георгий Свиридов в 2012 году изучил керамику, хранящуюся в краеведческих музеях Среднего Приобья, и пришёл к тому же выводу. Вполне можно предположить, что и шумеры — это выходцы из Среднего Приобья, в незапамятные времена пустившиеся на поиски лучшей доли.
Вера Петровна Тузакова давно живет на юге России в г. Ейске Краснодарского края, куда её пригласили организовать музыкально- эстетическое отделение в п. Широчанка, которое успешно работало в течение многих лет. Но родину свою не забывает, постоянно бывая на ней — то с культурной деятельностью, то просто в гости. Правда, от родного села Ласкино почти ничего не осталось. Сейчас в нем живет лишь один человек. Да и селькупов ныне насчитывается всего около четырех тысяч. «Каково это, чувствовать себя одной из немногих?» На этот вопрос 78-летняя женщина ответила, не задумываясь: «Мне грустно. Культурой селькупов занимаются многие. Но самих селькупов среди них немного. Я одна из немногих могу почувствовать то, что исходит изнутри. Вместе со мной уйдет очень многое. И, тем не менее, я отдаю должное нашим малочисленным народам за то, что его представители стараются сохранить наследие предков. Коренные — от слова «корень», а без корней не вырастет и не станет плодородным ни одно дерево».
Игорь Малахов.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев