Пуховые изделия оренбургских мастериц давно получили широкую известность не только в России, но и далеко за её пределами.
По одному из преданий первые прибывшие на Урал русские переселенцы были удивлены легкому облачению калмыкских и казахских джигитов, скачущих по бескрайним степям бывшей Киргиз-Кайсацкой Орды. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои лёгкие одежды они использовали платки, выполненные из козьего пуха. Платки были связаны без каких-либо узоров, выполняя лишь утилитарную функцию: сохранять тепло своему хозяину.
Такой подход к вязанию изменился, когда за дело взялись русские казачки, начавшие украшать узорами пуховые изделия.
Пуховый промысел в России возник на базе козоводства во второй половине 18 века. Первый, кто обратил внимание на особую ценность козьего пуха, и на необходимость разведения специальной породы пухоносных коз, был Пётр Иванович Рычков (1712-1777) – член Академии наук, историк Оренбургского края.
Настоящая слава к оренбургскому пуховому платку пришла в 19 веке. Деревенские рукодельницы стали получать международные награды.
Интерес к региону возрос настолько, что заморские купцы приезжали в далёкую российскую провинцию за пухом знаменитых коз. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства и приносили пух, мало отличающийся от пуха обычных коз. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз.
В начале 20 века была создана Оренбургская фабрика пуховых платков.
Одно из заблуждений об оренбургских платках – то, что они связаны на 100% из пуха. Так не вяжут ни лучшие рукодельницы, ни фабричные мастера. Шёлковые, вискозные и хлопчатобумажные нити дают основу, а пух тепло и изящность.
Талантливые оренбургские вязальщицы, как правило, сами были авторами рисунков, которыми украшается платок. Иногда они копировали для этой цели морозные узоры окон. Эта оригинальность рисунка составляет отличительную черту самобытности оренбургского пуховязального мастерства. Узоры весьма разнообразны и, как правило, носят народные названия: «кошачьи лапки», « паутинка», « ёлочка», « шашечки», «цепочки», «тройная ягодка», «круглая малинка», «пшёнка», «змейка», и др.
К середине прошлого века оренбургские платки приобрели мировую славу. Лучшие из них неоднократно экспонировались на всероссийских и международных выставках.
ПЛАТОК ПУХОВЫЙ
Автор Биктагирова Ася.
Платок 145х145, однокруговой
Рисунок вязания состоит из геометрических элементов, по краю «зубчик».
г. Оренбург, 2011 год, фонды музея
ПЛАТОК ПУХОВЫЙ СУВЕНИРНЫЙ
Ручное вязание, г. Оренбург, фонды музея
13.01.2024г.
#культппинтерактив #музейплатка #идемвмузей #павловскийпосад #музей #платок #музеиподмосковья
#зимавПодмосковье
#ППМВК
#нашеподмосковье
#культураМО #музей #музейплатка #регион #регион50
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев