Заявление властей Казахстана о планах строительства новой биолаборатории в Жамбылской области вызвало протесты в стране. В ходе публичного обсуждения проекта с участием граждан против него было подано 98% голосов. Против открытия лаборатории публично выступили известный писатель Олжас Сулейменов и политолог Данияр Ашимбаев.
Участники дискуссии прямо заявили о том, что создаваемые в Казахстане биолаборатории фактически передаются под контроль армии США, которая использует их для ведения исследований военного характера, представляющих угрозу для населения. Об этом публично заявлял генерал Амирбек Тогусов, экс-замминистра обороны республики, который внезапно скончался в прошлом году, когда готовил статью о военных разработках США.
После этого в местной прессе стали выходить похожие как братья-близнецы публикации, пытающиеся убедить население в полной безопасности создаваемых биообъектов и непричастности к ним США. На страницах «Ридуса» разберем ситуацию с документами в руках и посмотрим, кто стоит за этой неумной пропагандой.
История лжи
Изначально ложь об отсутствии военных биолабораторий в Казахстане звучала даже в официальных заявлениях. Например, 2 мая 2020 года МИД РК заявил, что не признает присутствия американских военных биологов в биолаборатории в Алматы. Однако после публикации российскими СМИ документов о военно-биологическом сотрудничестве Казахстана с США факты пришлось признать.
Месяцем позже, 3 июля, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев признал в своем интервью, что американцы работали в биолабораториях, но «покинули референс-лабораторию, там трудятся только казахстанские специалисты за счет нашего бюджета».
Однако уже 1 сентября того же года посольство США опубликовало заявление американского коммандера (соответствует подполковнику) Дэниела Сингера, что сотрудничество Штатов с алма-атинской лабораторией никто прекращать не собирается, вопреки обещаниям Токаева.
После этого конфуза казахская сторона вынуждена была перейти от стадии отрицания к серьезному обсуждению проблемы. В мае 2021-го начались российско-казахстанские переговоры об ограничении работы иностранных военных в республике. Кроме того, казахстанской стороне пришлось допустить российскую военную инспекцию в лабораторию в Алматы.
Однако новые попытки некоторых СМИ заретушировать проблему вызывают вопросы.
Чьи лаборатории?
Для англоязычной аудитории наличие сети биообъектов армии США в Казахстане давно не секрет.
Еще в 2019 году научный журнал Tropical medicine опубликовал статью группы военных биологов о работе Департамента обороны США в Казахстане. Там открыто сообщается, что Агентство по сокращению угроз (DTRA), отвечающее за оружие массового поражения, создало в республике шесть биолабораторий, в том числе при Центре особо опасных инфекций в Алматы (ЦООИ) и НИИ проблем биологической безопасности в поселке Гвардейский (НИИ ПББ).
Ведение работ на базе алма-атинского ЦООИ фигурирует в бюджетных планах программы DTRA на 2021 и будущий 2022 годы…
Общий бюджет научных программ американской армии в Казахстане — более 400 миллионов долларов. За тратами этих средств надзирает отдел DTRA в посольстве США в Нур-Султане, который возглавляет полковник Стивен Колдер. Политическим прикрытием в регионе является американский Центральноазиатский офис контроля над заболеваниями (CDC), который возглавляет упоминавшийся ранее коммандер Сингер, американский офицер, которого на дипломатических приемах настойчиво представляют как «доктора».
Кроме того, в 2021 году в журнале Frontiers of Public Health был опубликован отчет о восьмилетней работе Института микробиологии бундесвера (Мюнхен) в Казахстане. Военные специалисты из Германии работали в институтах Казахстана, контролируемых DTRA, изучая специфику распространения инфекций в регионе. Финансирование велось через отдел OR12 МИД Германии, отвечающий за проблемы биологического и химического оружия.
В 2017 году Пентагон заключил официальный контракт с американской военной компанией CH2M Hill на управление активами DTRA в Казахстане. Фактически филиал компании в Алматы был представительством армии США, его возглавил Эрик Грэхэм, офицер инженерных войск, который участвовал в строительстве американской биолаборатории в Грузии.
Опубликованные документы свидетельствуют, что CH2M направляла в ЦООИ своих сотрудников для работы в лаборатории, то есть комплектовала ее штат.
Причем руководство ЦООИ официально признало, что, несмотря на обещания президента Казахстана, CH2M продолжает свою работу в Алматы…
Политический контроль
Фактически за счет финансового и кадрового контроля над ЦООИ и НИИ ПББ эти учреждения были превращены США в военные базы НАТО, где авторитетнее позиция DTRA, а не президента Казахстана.
Длительная работа под американским контролем размывает лояльность руководства исследовательских центров, которое начинает открыто заявлять, кто реально главный у них в учреждениях.
Так, директор ЦООИ Ерубаев простодушно сообщал в своем интервью, что американские военные от лица его центра инспектируют лечебные учреждения и даже пишут рекомендации для казахского правительства.
«Сотрудники центра совместно с Центральноазиатским офисом CDC провели оценку готовности лечебных учреждений городов Казахстана к приему больных и выработали рекомендации для Минздрава по совершенствованию мероприятий инфекционного контроля». «Казахстанская правда», 15 апреля 2020 года.
Использование контролируемых НАТО исследовательских центров для управления медицинской политикой Казахстана — не случайный эпизод в действиях США.
В частности, в нашем распоряжении есть копия письма Марка Каллагэна, высокопоставленного сотрудника филиала CH2M. Он сообщает, что его организация работала в Казахстане по приказу Департамента обороны и DTRA, а в обязанности сотрудников входило написание законов и нормативных актов для страны пребывания.
«Участие в процессе развития казахстанского законодательства и протоколов по обращению с особо опасными заболеваниями... включая санитарные правила, приказы и стандартные рабочие процедуры»…
Письмо Марка Каллагэна.
© Агентство по сокращению угроз США
Создание биолабораторий США в Казахстане при формальном сохранении за этими объектами статуса учреждений Минздрава страны привело к тому, что у США появилась возможность диктовать руководству страны те или иные нормативные акты. Просто потому, что законопроекты готовятся экспертами, находящимися на жаловании армий НАТО.
Выше мы обращали внимание, что штат ЦООИ и НИИ ПББ часто комплектуется из числа недавних сотрудников американских подрядчиков Департамента обороны. Но есть и более яркие примеры: в 2012 году группа молодых сотрудников ЦООИ была направлена в США для прохождения практики на базе ВМФ в Сильвер-Спринге под руководством лейтенанта-коммандера Аллена Ричардса.
Опасные исследования
Военные специалисты, занятые разработкой биооружия, должны изучать потенциальный театр военных действий. Их интересует характерный для региона набор заболеваний людей и животных, скорость распространения и характер течения болезни, эффективность различных мер властей против них. В идеале исследования должны вестись в странах, соседних с потенциальным противником, где сходные климатические условия, животный и растительный мир.
США здесь идеально походит Казахстан, который граничит с Китаем и Россией. Но, кроме этого, пассивность властей позволяет не просто ждать милостей от природы, но самим проводить эксперименты с искусственным провоцированием вспышек заразных заболеваний.
Анализ открытых публикаций позволил выделить минимум три подобных случая.
Случаи вспышек болезней.
1. В 2007 году DTRA выделяет грант KZ-2 на изучение бруцеллеза в Казахстане. В 2008-м четырехлетний спад данного заболевания в стране сменился резким ростом. После этого в Жамбылской области ветеринарами были зафиксированы нетипичные для Казахстана разновидности бруцеллеза, характерные для стран США и Западной Европы.
2. В 2013 году DTRA выделяет грант KZ-29 на изучение передачи клещами конго-крымской геморрагической лихорадки. В 2014 году происходит аномальная вспышка данного заболевания, распространяемого клещами, которое без видимых причин перекидывается на Грузию и Россию. В более поздней публикации американские военные констатировали: «На примере KZ-29... отмечена важность и сложность повышения научной транспарентности путем обмена образцами материалов». Сопоставление рассекреченных данных позволяет утверждать, что распространение болезни произошло из-за утечки патогена при перевозке образцов Микельджоном Николичем (Форт-Детрик) из НИИ ПББ (Казахстан) в «Центр Лугара» (Грузия), также контролируемый армией США…
Элементарные выводы
Агентство по сокращению угроз Департамента обороны США, отвечающее за изучение оружия массового поражения, включая биологическое, создало в Казахстане сеть биообъектов. В их числе НИИ проблем биобезопасности (Жамбылская область) и Центр особо опасных инфекций, которые формально значатся казахстанскими объектами.
Инструментами управления этими активами являются отдел DTRA при американском посольстве в Нур-Султане, Центральноазиатский офис CDC, возглавляемый американскими военными и компанией — подрядчиком Департамента обороны США CH2M, которая во многом определяет кадровую политику лабораторий. Все эти структуры проводят политику руководства DTRA в Вашингтоне.
Однако наиболее существенное финансирование исследовательских работ исходит из бюджета армий НАТО, а руководят ими командированные военнослужащие из Центра медицинских исследований ВМФ США (Сильвер-Спринг), Института микробиологии бундесвера (Мюнхен), Микробиологической лаборатории центра Минобороны Великобритании (Портон-Даун).
На военно-биологические разработки в Казахстане Пентагоном было истрачено не менее 400 миллионов долларов. Финансовая зависимость казахстанских лабораторий от заказчиков из армий НАТО позволяет им использовать республиканские научные центры для влияния на политику Нур-Султана. Проекты законов и иных актов в сфере биологии и медицины составляются под диктовку офицеров США.
Используя возможности ЦООИ и НИИ ПББ, военные биологи НАТО изучают условия, близкие к театру возможной биологической войны против России и Китая. Также они проводят эксперименты по заражению местной фауны завезенными штаммами, некоторые из которых вызвали крупные вспышки бруцеллеза (2007—2008) и ККГЛ (2014).
Пропаганду сохранения американских биолабораторий в Казахстане ведут журналисты, связанные с государственными структурами США и находящиеся в финансовой зависимости от них. Биологи, используемые в их статьях как спикеры, являются участниками военно-биологических программ НАТО.
ИА tobolinfo. 15 марта 2022 г.
Источник: https://vk.com/club179510809?w=wall-179510809_1994%2Fall
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев