(Михаль Синец) (1451–1491) – от этого предка пошел род Синцовых. Синец- рыба, которой очень много в о. Ильмень. Возможно дальний предок был рыбаком или имел синющный цвет лица.
Итак: Род Синцовых в середине 15 века проживал на территории Шелонской пятины Новгородской земли. Пятина- это административно- территориальная единица в старину. В Илименском погосте (в старину погост это не кладбище, а село) . Были Синцовы бобылями церкви Успения Пречистых, далее прочитать текст не смог. «Погост Илеменской Царя и Великого Князя. А на погосте была церковь древена Успение
Пречистые, сожгли Литовские люди. А на пожарище осталася теплая церковь Преподобный Сергей. На погосте же четыре места дворовых церковных, а дворы сожгли Литовские люди, да два двора бобылских пусты...» А дворы эти и принадлежали двум семьям бобылей Синцовых.
Сейчас Илемно— деревня в Солецком муниципальном районе Новгородской области , относится к Горскому сельскому поселению.Деревня расположена в западной части Новгородской области, близ административной границы с Псковской областью, на правом берегу реки Шелонь, в устье реки впадающей в Шелонь. В 15 веке бобыль это не одинокий обнищавший мужичок. В 15 веке это были люди, которые имели мало пашенных земель. Слова "не пашет" не следует понимать буквально. Хотя основным занятием этих людей и были промыслы, без земли, как правило, прожить было невозможно. Они сами и члены их семей занимались огородничеством, содержали домашний скот, косили сено и даже сеяли в небольшом количестве. Для этого они арендовали немного земли. За аренду выплачивали поземельный налог. Основное занятие Синцовых с 15 по 20 века было плотничество. У моего отца, в военном билете в строке воинская специальность- написано плотник. А родные братья бабушки Иван и Степан Синцовы также плотниками были. Плотник (др.-рус. плотъный (умелец), от др.-рус. плотъ — плетень, ограда, плот) — рабочий, занимающийся грубой обработкой лесного материала, постройкой деревянных зданий, выделкой деревянных частей сооружений или простой деревянной мебели. Работа плотника заключается главным образом в распилке, обтёске и составлении разных деревянных соединений. Профессия плотника — одна из строительных профессий.
Во время Русско-литовской войны 1500—1503 годов вместе со священнослужителями церкви Успения Пречистых братья Синцовы Иван и Досифей с семьями снялись с родных земель и пришли в Калязинский Троицкий монастырь. Досифей принял сан священника-
монаха, а остальные пошли искать лучшей доли. По пути в Кирилло-Белозерский монастырь осели на несколько лет у старого тракта между монастырями Колязинским и Белозерским, основав д. Илемно, деревня обитаема до нашего времени. Около 1550 г. поселились на территории Ивановского Малого или Горнего монастыря. Как плотники принимали учатие в строительстве Трапезной палаты с церковью Сергия Радонежского. Маалый Иваноавский Горней монастыарь (Предтеченский) — одна из двух древних частей Кирилло-Белозерского монастыря, расположенного на Севере России, на берегу Сиверского озера, в черте современного города Кириллова Вологодской области.
У Синцовых на протяжении почти 400 лет передавалась из поколение в поколение умение рубить шатровые северные церкви. Шатровые храмы— особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в древнерусском храмовом зодчестве. Вместо здание шатрового храма завершается шатром. В 1558 г. три семьи плотников Синцовых были отправлены в распоряжение игумена Соловецкого монастыря Филиппа, будущего Митрополита Московского и Всея Руси, в Соловецкий Зосимо-Савватиевский Спасо-Преображенский монастырь , строить Успенский и Преображенский соборы. Весной 1568 г. митрополит Филипп сильно схлестнулся с Иваном Грозным.. В результате летом 1568 г. по указанию царя в Соловецкий монастырь была направлена следственная комиссия для сбора обвинительного материала против митрополита Филиппа.
Зная крутой нрав царя, часть братии с монастырскими крестьянами снялась с насиженных мест и направилась в сторону земли Вятской. Вятка принимала тогда беглое духовенство, которое заодно со своими духовными детьми Москвой преследовалось. Среди беглых были и все Синцовы. Была еще одна причина покинуть Соловецкий монастырь. В XVI веке было 45 голодных лет. Почти половина! Основные «виновники» — жестокие зимы, летние холода и снегопады, град, дожди. Похолодание вступает в свои права, особенно во второй половине столетия. К концу столетия и далее учащаются холодные зимы. Холодные — в сравнении с обычными в то время. При наличии снега это не влечет обязательного голода, но жизнь традиционному земледельцу осложняет. Это XVI век, не XX-й, и даже не XVIII-й: знаменитая русская печь еще не та, большинство изб топится по-черному, а существенная часть населения живет в полуземлянках. Наступил «малый ледниковый период» В принципе, есть привычное решение: раз в несколько лет переходить на новые земли, что Синцовы и делали.
Синцовым предстоял долгий путь- по Северной Двине до Великого Устюга, потом по реке Юг до Осиновца (в настоящее время это место недалеко от г. Подосиновец Кировской области), далее по реке Пушма до д. Лодейно, родине маршала Конева, волок через Кайское болото, речка Кая и р. Молома и наконец р. Вятка. Этот древний путь от Архангельска до Орлова на Вятке. Cело Заостровье, д. Яковлевская на берегах Северной Двины— первая долгая остановка рода Синцовых на Вятку. В селе Заостровье Синцовы начали рубить Церковь Рождества Пресвятой Богородицы и Церковь Михаила Архангела . В Заостровье Синцовы оставили священников Лукиана, Арефу Синцовых. После Арефы был еще Григорий, сын Арефы. На сегодня известно, что 4 поколения рода Синцовых служили в Заостровском приходе. Лукиан и Арефа в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Григорий и сын его Федор в Заостровском приходе без указания церкви. У Арефы Лукианова был брат Родион, его предки Козма и Ефрем к 1762 г. поселятся в д. Яковлевской. Григорий Синцов, церковник Заостровского прихода Шенкурской округи (ревизская сказка от 1 мая 1795 г.) Его дети: - Устина (в этой же ревизии ей 66 лет), жена священника Григория Иванова сына Гагарина, ему 66 лет. - Федор Григорьев сын Синцов родился около 1754 г., священник в Заостровской волости Подвинской четверти (на 1752 и 1757 гг.) Его сыновья - Иван, 3 года и Семен, 1 год (на 1757 г.)
К сожалению ансамбль церквей в д.
Яковлеевская сгорел в 1989 г.
На берегах Северной Двины до середины 20 в. встречается фамилия Синцов среди священнослужителей.
1571 год “В Устюге была моровая язва. На посаде и в селах померло много людей. У монастыря Иоанна Предтечи наклали мертвых 7 ям. А священников осталось в Устюге только шесть.» Для возрождения жизни в Михайло- Архангельском монастыре в Великом Устюге архимандратом Арсением 1 были в 1574 г. заселены на опустевшие земли монастыря с берегов Северный Двины два десятка семей монастырских бобылей. Среди них были и Синцовы.
1609 год. Годы Смуты. «В середине апреля устюжане отправили для борьбы с тушинским вором пятую рать в пятьсот человек, а в мае начали собирать шестую рать. В тот же год шли люди ратные: устюжане, каргопольцы, вычегжане, вымичи, сысоличи под Яранск и другие города вятские от русских воров и литовских людей оборонять.” Летом «шестая рать» была собрана. В Великоустюжское ополчение были отправлены от монастыря и Синцовы. Дождавшись ополчения с Холмогор, отряд под командованием воеводы Мансурова Петра Ивановича на стругах пошел по р. Юг, по Кайскому волоку на р. Молому до г. Хлынова. Пока судовая рать, под командованием, шла по Моломе, наступили ранние сентябрьские холода. Опасаясь того, что близкие морозы могут в любой момент сковать реку льдом, Мансуров принял решение оставить струги у погоста Курино на Моломе. И идти на воссоединение с хлыновским воеводой князем Ухтомским по суше. Но планы свои ему пришлось изменить. Осенью 1609 года возобновились военные действия на Вятке. Укрепление своих позиций в Поволжье и северо-восточных областях польское командование поручило литовскому шляхтичу полковнику Лисовскому. Под его руководством «… 18 ноября «… изменники Волские казаки, и Кузмодемьянские и Шанчурские и Царегородские (царево-кокшайские) и Еранские стрельцы и всякие Руские воры, и Черемиса, многие люди» осадили г. Котельнич. После недолгой осады и кровопролитного приступа тушинцы взяли Котельнич, захватили и посадили на кол стрелецкого сотника Захара Панова, управлявшего Котельничем, и разгромили город, произвели в нем всевозможные насилия, грабежи и убийства». Поляки перекрыли дороги к Хлынову и Орлову, из- за чего Мансуров принял решение остаться у Курино. При впадения р.Куринки в Молому, в полутора километрах от Курино, где сейчас находится д. Монастырь, ратные люди срубили укрепления. Курино на время стало опорным пунктом.
В середине декабря 1610 г. отряд Мансурова у Котельнича соединился с Ухтомским. Объединенными силами Ухтомский без боя взял Котельнич – тушинцы испугавшись его рати, оставили город. Ухтомский же город укрепил, и стал собирать силы для похода на Яранск.
Поход на Яранск состоялся в конце января 1610 года и оказался успешным. Подробности похода отсутствуют, но историки предполагают, что Ухтомский в этом походе погиб, т.к. в дальнейшем сведений о нем не обнаруживается. Перед походом на Яранск Мансуров оставил небольшой отряд под предводительством « ватамана» Микитки Пересторонина с «товарыщи» у Курино. Часть Синцовых осталось в Курино, другая часть пошла с отрядом Мансурова. Укрепленное место, где стоял отряд, в течении 80 лет называли починком Микитки Пересторонина. Потомки Синцовых и Пересторонина жили по соседству почти до наших дней. В Вохомском крае Пересторонины породнились с Кандаковыми, а Кандаковы с Мальцевыми, вот такая «загигулина». После 1612 г. Синцовы ушедшие с Мансуровым, как монастырские крестьяне, расселилось на землях Успенского Трифонова монастыря и Истобенского Троицкого монастыря.
Ниже будет описана жизнь отпочкованной ветви Синцовых, монастырских бобылей из Истобенского.
Истобенск издревле являлось центром тяглового и оброчного станов, позднее – волости. В центре волости – погосте Истобенском имелась деревянная шатровая холодная церковь Николы Чудотворца и теплая, с трапезою, церковь пророка Георгия. Погост имел две торговые лавки, две кузницы, одну торговую (для общественного мытья за плату) баню на реке Ярыге. Против погоста существовал перевоз через реку Вятку с постоялым двором при нем. В селе этого времени имелся таможенный служилый человек, взимавший пошлины за торговые и иные сделки и получающий государственное жалование. Толочанов в своей книге сообщает, что у погоста "возник внове Троицкий мужской монастырь с двумя кельями, с четырьмя старцами, теплой Троицкой церковью и Введеньевским приделом, а также с дворами бобылей монастырских", количество которых не указано, так как они не несли тягла государству. Всего в Истобенской волости 1629 года было 104 селения с населением около 1,5 тысячи человек без учета монастырских крестьян. «На том же погосте бобыльские дворы Во дворе Иван Архипов сын Синцов 48 лет у него жена Авдотья Михайлова 39 лет у них дочь Акилина 5 лет у негож племянники Павел Тихон Михайловы дети Синцовых же Павел 25 лет Тихон 15 лет у Павла жена Мавра Минеева дочь 24 лет . Пустые бобыльские дворы и дворовые места Истобенскому оброчного стану: -двор(в) Естюнка Синцов, с того двора отец ево Онтропко Синцоввзят в салдаты -двор(в) салдат Архипко Синцов, оброку не платит, с того двора оброку и полоняничных по 3 алтына по 3 денги на год лежит на миру -Два двора пустых Естифея Синцова, Ивана Королева, Естифей збежал безвест[н]о тому 5 лет, а брат ево Елфим, а Иван и сыном Карпом умре тому 15 лет, а сын же ево Иванов Кирило бежал безвестно тому 5 лет, пашни не было На том же погосте дворы: двор(в) Естюнка Григорьев сын Синцов, у него брат Елфимко, оба женаты двор(в) Мишка Архипов сын Синцов, у него братья Ивашко 10 лет, Зинко 8 лет»- Актовые материалы 18 века.
Семьи у Синцовых были большие, вот пример: Переписная книга 1710 года Вятского пригорода Орлова и уезда переписи стольника Степана Даниловича Траханиотова (РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.1034. Л.5-115об.) «Да в том же пригороде Орлове на посаде посадцкие дворы Во дворе Анцыфер Аверкей Тимофеевы дети Синцовы Анцыфер 63 лет Аверкей 58 лет у Анцыфера дети Михайло 33 лет Макар 27 лет дочь Пелагея 15 лет у Аверкья жена Катерина Ильина дочь 55 лет у них дети Андрей 33 лет Влас 22 лет Нефед 14 лет дочь Катерина 15 лет у Михаила жена Ефимья Назарова дочь 33 лет у них сын Козьма 5 лет у Макара жена Мавра Иванова дочь 27 лет у них сын Григорей году у Андрея жена Анна Иванова 30 лет у них дочери Елисавет 10 лет Парасковья 6 лет Марина 4 лет у Власа жена Татьяна Емельянова дочь 31 году у них дети Лука 6 лет (л.9) Хрисанф 5 лет Родион 3 лет» -итого 21 человек.
Село Пищалье, Начальная история его тесно связана с Истобенским Троицким мужским монастырем, возникшим около 1595 года. Земли, на которых создавался монастырь, на истобенском побережье Вятки, были давно заняты, поэтому «для прокормления» монахи стали основывать свое хозяйство на отдаленных от побережья лесных землях. В 70 — 80-е годы 17 века монастырские пашенные угодья появляются в районах реки Сингиревки, на Пищальском и Марадыковском раменье. Монастырские трудники быстро заселяли и осваивали земли. Возникают новые займища, починки, деревни. Монастырское землевладение просуществовало около 100 лет, потом крестьяне были преобразованы в разряд черносошных и стали нести повинности государству.
Около 1670 г. семья Синцовых, проживающая в починке Монастырском Афонасей Трофимов сын Синцов 62 лет, у него дети Федор 45 лет, Петр 35 лет, у Федора жена Гликерья Семенова дочь 43 лет, у них дети Лука 5 лет, Ирина 15 лет, Анна 13 лет, Акилина 4 лет, у Петра жена Акилина Прокопьева дочь 30 лет, у них сын Потап 4 лет. Синцовы приняли непосредственное участие в строительстве деревяннуй церкови во имя Зосимы и Саватия Соловецких Чудотворцов в Пищалье. Почему Синцовым так запомнился Соловецкий монастырь можно только гадать. Но в каком бы уголке Вятки они не жили, везде стоит шатровая деревянная церквь во имя Зосимы и Саватия Соловецких Чудотворцов, в строительстве которых они принимали участие или в непосредственной близости от их жилья находился населенный пункт с названием Соловецкое. В качестве приверженцев культа Зосимы и Савватия в XVI в. выступали жители Новгорода, различных регионов Русского Севера, в том числе многих северных городов — Каргополя, Устюга Великого, Сольвычегодска, Тотьмы, Вологды, Устюжны Железнопольской. Вполне очевидно, что одним из основных признаков устойчивого почитания любого святого в той или иной местности является сооружение посвященных ему храмов.
В конце 17 века Синцовых перевели из монастырских бобылей в категорию черносошных крестьян.
Помимо уплаты податей оброков Черносошные крестьяне должны были отбывать и тяжелые натуральные повинности: пахать десятинную пашню , исполнять дорожные работы, доставлять подводы, рубить леса.
Следующий населенный пункт, где закрепились Синцовы- Коршик.
Грамота Преосвященнаго Алексія, Епископа Вятскаго и Великопермскаго, на построеніе въ Илганской волости у р чки Коршика вновь церкви во имя Святыхъ ѣ Зосимы и Савватія Соловецкихъ Чудотворцевъ (село Коршикъ, Орловскаго у зда) ѣ 1720 г. Іюля. Божіею милостію смиренный Преосвященный Алексій, Епископъ Вятскій и Великопермскій. По благодати Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, данн й нам от пресвятаго и животворящаго духа. ѣ Въ нын шнемъ 1720 году іюля въ день били челомъ нам, преосвященному Епископу, Илганской волости ѣ выборной староста Емельянъ Малцовъ с мирскими людми и подали за руками челобитную, а въ ней объявлено, чтоб нам, преосвященному Епископу, пожаловать, благословить въ той ихъ Илганской волости у р чки Коршика построить вновь церковь Божію во имя Зосимы и Савватія Соловецкихъ ѣ Чюдотворцевъ, потому что онъ, выборной староста, с мирскими людми от протчихъ приходовъ живутъ въ далности и вешнымъ и осенным времянемъ за грезями и за болотами от помянутых приходовъ попам съ требами здить къ нимъ великая нужда, також і имъ ходить съ трудностію, і о том строеніи датиб ѣ нашу архіерейскую благословенную грамоту. И азъ, смиренный Преосвященный Алексий, Епископъ Вятский и Великопермскій, слушавъ ихъ челобитья, пожаловал, благословилъ и повел лъ на то ѣ церковное зданіе л съ готовить и в том л су построить вновь ѣ ѣ церков Божія во имя Зосимы и Савватія Соловецких Чюдотворцовъ и под тое новопостроенную церковь отвести вновь под кладбище и попу с причетники под селидбу земли длиннику пять сотъ саженъ, поперешнику сто дватцат сажень и пашенную землю и сенные покосы и церковникомъ земля отвесть, сверхъ того к усадбе в ближнихъ м стех сряду, а не врознь против челобитья ихъ и сказокъ сполна и при писцахъ тою землю написать в ѣ писцовые книги к той церкви в церковные земли и отмежевать, и о том строеніи повел лъ имъ дать сію ѣ вашу архіерейскую благословенную грамоту. А верхъ бы на той церкви былъ не шатровой и олтарь зд лать круглой, прирубной, і из церкви во олтарь построить трои двери царскіе, с верные, южные и ѣ ѣ святыя иконы поставить по чину. А какъ та церковь построится и ко освященію изготовится, и тогда намъ, преосвященному епископу, бити челомъ и мы на освященіе то(я) новопостроенныя церкви укажемъ дать от соборной Троицкой церкви освященный антимис и ту церковь по правилом святыхъ Апостолъ и богоносныхъ Отецъ освятить кому мы, преосвященный Епископъ, укажем. Писанъ л та 1720 ѣ іюля въ день. К сей благословенной грамот Преосвященный Алексій, Епископъ Вятскій і ѣ Великопермскiй указалъ печат свою приложить, которая и приложена краснаго воску.»
На высоком, укрепленным тыном, берегу Моломы Микитка Перестронин построил починок, и почти 80 лет он назывался его именем. Недалеко от починка Перестронина несколько семей Синцовых построили свои починки- Петуничи, Синцовы, Гущеваровский и другие.
Как обустроились , стали ставить церковь. “Погост Куринской над рекою Моломою, а на погосте церковь теплая во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, да другая церковь холодная во имя Преподобных отец Зосимы и Савватея Соловетьцких чюдотворцов Московское царство, Вятка, Котельнический уезд Котельнический стан, Котельнический тяглый стан, Куринская волость.”- перепись середины 16 в. Это была первая церковь во имя Соловецких чудотворцев на Вятской земле.
1630
«В то же лето по царскому повелению отосланы были на казенных подводах из Вологды, Тотьмы, Устюга Великого и Сольвычегодска до Хлынова 150 женщин для сочетания с переселенцами, и 500 мужчин для подкрепления вновь освоенных мест.» Некоторые женщины скорее всего осели и в районе Курино. Починок Пятунинской:
Во дворе Андрей Иванов сын Синцов 50 лет у него жена Агрипена Семенова дочь 49 лет у них сын Леонтей 20 лет дочь Федосья 7 лет Ирина 3 лет
Починок Гушеваровской: Во дворе Агап Дементьев сын Синцов 40 лет у него жена Мавра 40 лет у них сын Оброс 25 лет у него (л.198) жена Ульяна 30 лет у них сын Иван 5 лет дочь Авдотья 3 лет
Погост Спаской: Во дворе Емельян Тихонов сын Кузнецов 30 лет у него жена Варвара Иванова дочь 28 лет (л.201об.) Во дворе ТихонАндреев сын Малков 55 лет у него жена Матрена Иванова дочь 40 лет у них сын Кирило 13 лет Во дворе Дементей Перфильев сын Синцов 40 лет у него жена Татьяна Андреева дочь 40 лет у них сын Дмитрей 25 лет у него жена Парасковья Афонасьева дочь 30 лет 1669 «Во всем Устюжском уезде был хлебный большой недород: рожь и всякий яровой хлеб побило градом и морозом. И многие люди от того обнищали и оскудали, сосновую и пихтовую кору с мякинами ели и с голоду умирали.Население уходило в «хлебородные места».
В 1670 г. из Михайло-Архангельского монастыря (Великий Устюг) в Курино пришел иеромонах Ияков для устройства новой обители. Сохранившийся текст грамоты епископа Вятского и Великопермского Ионы от 20 июня 1676 г. на основание Куринской обители помогает воссоздать условия ее появления. Инициатором создания обители, судя по грамоте, был крестьянин Петр Рогачев, который подал прошение на имя архиерея. В нем он, в частности, сообщал, что «в нынешнем де 184 году обещался он в новокупленной своей деревне в той же Куринской волости над Куринкою рекою ограду оградити и в той ограде церковь теплую древяную по монастырьскому чину построити во имя Архистратига Божия Михаила на общежителное собрание монахом и христолюбивым людем душевнаго ради спасения, а с тою своею новокуп-леною деревнею обещался он дати близ тоя деревни на препитание братии мелницу и сенные покосы и всякия угодья, что с тою деревней в купчей написаны». Владыка благословил создание общежительного монастыря, указав при построении церкви выдать для освящения масло и миро, а также антиминс. «Починок был Микитки Перестронина с товарыщи над речкою Куринкою, а ныне на том месте построен вновь монастырь, а в том монастыре церковь во имя воспоминания бывшаго чюдеси Архистратига Михаила. В монастыре черный поп Ияков с братьею».
Деревянный крест стоит на месте , где находился Куринский монастырь. В конце 17 в. земли вокруг монастыря оскуднели и несколько семей Синцовых были отправлены осваивать новые монастырские угодья в район погоста Круглыжи. Другие из Синцовых освоили грамоту и стали священнослужителями в монастырских волостях:
К 1725 г. в монастыре было 26 служителей, в том числе: дьячок, подьячий, кузнец, конюх, два коровника, хлебник, повар, квасовар, 17 трудников, которые работали на монастырских службах из хлеба и платья, а также четыре наемных работника. Также по первой ревизии 1721–1722 гг. за монастырем числилось 25 дворов и 268 душ, которые являлись государственными крестьянами, работавшими на монастырь в качестве половников.
В 1724 г. Куринский монастырь был расформирован, но в 1744 г. духовные власти по просьбе крестьян возобновили деятельность монастыря. В 1746 г. возникли споры с жившими в монастырской вотчине государственными крестьянами. В конце 1746 г. они пожаловались духовной консистории, что их принуждают молотить монастырский хлеб и отдавать половину Куринскому монастырю, а также отдавать семенной хлеб и половину приплодного. Настоятель игумен Гавриил, исполнявший параллельно должность казначея архиерейского дома, жил по долгу службы преимущественно в Хлынове и не мог основательно вести дела в пустыни. Поэтому он отправил туда в сентябре 1746 г. своего племянника Михаила Нецветаева, который с рассыльщиками стал заниматься сбором денег и хлеба. При этом, как сообщали челобитчики, они крестьян «били напрасно» Волнения крестьян в середине XVIII в. не были локальным явлением: они охватили практически все вятские монастыри, имевшие вотчины. Что касается ситуации в Куринском монастыре, в январе 1747 г. игумен Гавриил ответил на прошение крестьян, что они берут для посева монастырские семена, а потом их возвращают вместе с половинным хлебом, поскольку монастырь платит за половников ежегодно подушную подать. Данная схема отношений монастырей и крестьян была распространена в Вятской епархии повсеместно и являлась достаточно умеренным вариантом работы на монастырь со стороны крестьянполовников. За 1746 г. крестьяне деньги заплатили. По первой ревизии 1721–1722 гг. за монастырем числилось 268 душ, и кроме хлеба никаких платежей монастырем с них не взыскивалось. Генеральная ревизия (контора ревизских дел) разослала во все монастыри
указы, что монастырям крестьяне ничего платить и хлеб отдавать не должны, т. к. они черносошные, а должны платить помимо обычных податей еще 4-гривенный сбор государству. В ответ на это вятские духовные власти сообщили в Генеральную ревизию, что если монастыри этого источника лишить, «монашествующим дневной пищи получать будет неоткуда». Кроме того, закон не запрещал быть черносошным крестьянам в половничестве . Однако длительные разбирательства дела о монастырских крестьянах в Синоде и Сенате привели к тому, что экономически Куринская обитель оказалась практически разорена. Из-за волнений крестьян, которые привели к экономическому разорению обители, а также слабости духовной жизни, духовные власти в июне 1752 г. поставили вопрос о ее присоединении к Хлыновскому Богословскому монастырю. «Круглыжские починки расположены в совершенно безлесной местности. Дрова и строительные материалы покупаются по дорогой цене.Занятие прихожан земледелие. Многие ходят на заработки в Сибирь, а некоторые и совсем переселяются на починки в Вологодскую губернию.»- историко- географическое описание. Вятка.
По вышеуказанным причинам наши Синцовы в 1755 г. опять поменяли место жительства и основали заимку Синцовка на берегу р.Паозер. Впоследствии заимка стала деревней и поменяла название на Коровинский (Коровино).
Ниже по течению р. Паозер в нескольких километрах от Синцовки находится село Соловецкое, в котором стоит Созимо- Савватиевская церковь. Чуть в стороне стоит село Архангельское, с церковью во имя Архистратига Михаила. В названиях сел и церквей явно просматривается соловецко-устюгский след основателей этих населенных пунктов. Да и основателями этих сел были крестьяне Куринского монастыря, в т.ч. Синцовы.
На Вятской земле Синцовы все свои заимки, погосты называли Синцовы, Синцовщина, Синцовка, Соловецкое. Но Соловецкое как правило всегда становилось селом, потому что строилась церковь. Почему починок назвали Коровино, а после исхода в Вохомском краю на берегу р. Ирдом основали починок и назвали его опять Коровино я не узнал. В 1795 г. в д. Синцовка (Коровинский) было 6 дворов и жило 20 черносошных крестьян мужского пола, сколько было женщин и детей не сообщается. Через пятьдесят лет они все снимутся с этих мест и совершат «великий исход» в Вохомский край. Почему Синцовы так часто меняли свои места обитания на Вятке? Черносошные крестьяне на Вятке вели подсечно-огневое земледелие- одну из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанную на выжигании леса и посадке на этом участке культурных растений. В лесу рубили деревья или подсекали их, подрезали кору, чтобы они высохли. Через год лес сжигали и производили посев прямо в золу, являющуюся хорошим удобрением. Для лесной полосы восточной Европы был свойственен следующий природно-хозяйственный цикл: от 1—3 до 5—7 лет на расчищенном участке производились посевы, потом использовали его как сенокос или пастбище (необязательная фаза, до 10—12 лет), а после прекращения хозяйственной деятельности через 40—60 лет восстанавливался лес. Сжигание высушенных на корню деревьев без срубания (а только сдирания коры до камбия) увеличивало описанный цикл на 10—15 лет. Поле после пожога давало хороший урожай первый год без обработки земли; потом требовалось рыхление участка ручными орудиями.
В зоне вторичных лесов выжигали кустарник и даже болото, дёрн. Такая форма земледелия требовала менять время от времени место поселения. Но при этом Синцовы не забывали и свое плотницкое исскуство.
У Вятских крестьян всегда была страсть к переселениям на новые места. Тогда как во внутренних Губерниях одна власть помещика может заставить крестьянина расстаться с местом его жительства, и он оставляет его со слезами, не смотря на выгоды переселения; Вятский крестьянин поступает совсем иначе: истощение земли, малейшее неудобство – и он готов идти со своим семейством в глубину леса, расчистить там поле, поставить избу и жить
без соседей. Может быть, эта привычка вкоренилась с самых древних перемен, когда без надзора они селились, где хотели, а, может быть, это прямое следствие колонизации. Отрывок из книги «Никольская старина. Исторические и этнографические очерки. 1899 г.»: «Особенность Вохомского края заключается в том, что здесь существует множество новых починков, то есть мелких колоний, выселенных из старых деревень. Здесь считается до 400 починков, все они не вошли в список населенных мест Вологодской губернии, изданный центральным статистическим комитетом. Основаны они частью крестьянами соседних волостей Никольского уезда: Лапшинской, Вознесенской, Черно-Николаевской и Павинской, частью крестьянами Вятской губернии исключительно из Котельнического уезда, из волостей Тороповской, Киселевской и Ключевской. Одни вятчане основали здесь до 250 починков; вятские починки лежат по преимуществу по берегам рек Ирдомы, Луптюга, Белой, Рундюга и Калюга, текущих в казенной Пушемско-Моломской лесной даче. Многие из этих починков имеют уже около 60 лет существования, другие основаны не более десяти лет назад, а может быть, и менее. Несмотря на давность своего существования, починки эти не были вносимы в списки поселений Никольского уезда на том основании, что жители их продолжали считаться «на старине», то есть в старых своих деревнях, куда они отвозили и свои подати; вятские починцы, живя в пределах Вологодской губернии чуть не столетие, продолжали отвозить подати в Вятскую губернию, иногда верст за сто от своего починка. Это явление странно тем, что его нет в других частях уезда. Одни в Никольске объясняют его существованием какого-то Котельнического исправника, который будто бы дозволял противозаконно это переселение и потом уехал за границу, другие тем, что местность по Луптюгу и Ирдоме опустошена сильными лесными пожарами. Вернее всего то, что край этот лежит близко к Вятской губернии, население которой, занимаясь исключительно земледелием, стремится к колонизации по мере своего размножения. Сами крестьяне объясняют свое выселение недостатком леса в Котельническом уезде и также «утеснением в земле». В Котельническом уезде, по их словам, так мало леса, что новых изб не из чего строить, и жители перерубают избы из старых до трех раз; размеры избы, таким образом, уменьшаются с каждым разом и, в конце концов, доходят чуть не до величины телячьей стойки. Топят в уезде прутьями и сучьями, а в Екатерининской волости – соломой.» Что мы можем из этого подчерпнуть? Котельнический уезд Вятской губернии в начале 19 века был довольно густо заселен, что приводило крестьянскую семью к малоземелью. В первой половине XIX века, точнее, , по северу Вятской губернии, Никольскому уезду Вологодской губернии прошла полоса страшных лесных пожаров, говорят, что этот природный катаклизм связан с пролетающими вблизи земли кометами. Многие тысячи гектаров лесов выгорали, но в то же время это помогало крестьянам осваивать новые земли — не надо было вырубать лес, оставалось только раскорчевать остатки леса и распахать землю. Чем и воспользовались крестьяне Котельнического уезда, в том числе и Синцовы, самостоятельно, без разрешения властей пересилившись в Верхне-Ирдомский район Никольского уезда Вологодской области (Октябрьский район Костромской области). К концу 19 столетия Никольский уезд считался самым густонаселённым из всех 10 уездов Вологодской губ. (огромный по площади; огромное количество деревень, сёл, починков, хуторов). Однако все они были малолюдны (большинство 3-5 двора).
На карте (карта Стрельбицкого 1871 г.) видно, что Октябрьский район Костромской области в 19 веке пустынен, ни заимков, ни починков., ничего кроме леса. Четко прослеживается граница густозаселенного Котельнического уезда Вятской губернии и пустого Никольского уезда Вологодской губернии. С середины 19 в. , с момента переселения крестьян с Котельнического уезда,эту местность стали называть Вятские починки. С 20 годов 19 в. большую роль в заселении Верхне- Ирдомского района из Котельнического уезда сыграл Петербургский тракт. Этот тракт соединял Петербург с Уралом и проходил через Вологду, Галич, Вятку. В рассматриваемой нами местности тракт проходил от Вохмы через Луптюг, Ключи, Черновское и далее через Старицу, Макарье, Курино к Вятке. Вот по этой дороге и пришли мои Синцовы на берега р. Ирдом.
Точно сказать в каком году основали тот или иной починок или заимку на Ирдоме сложно. Об этом мною выше сказано. В 1881 г. починок Коровинцы (Коровинский) еще не существовал.
Но самое главное Синцовы сделали то, что делали уже несколько веков на новых землях, на которых они собирались жить: основали населенный пункт и назвали его Соловецкий и срубили церковь Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
Для меня осталось загадкой, почему Синцовы свой починок назвали Коровинцы (Коровинский), как в Котельническом уезде, а не Синцовка (Синцовы)?
Синцовы сначала пришли в Соловецкое, они ли основали его или другие рода не знаю, переселение было стихийным, в разрез закону, почти криминальным и письменных записей не оставлено. Самая ранняя запись была сделана в 1886 г.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2