С 24 по 27 октября в д. Тюм-Тюм побывали гости из Москвы – Марина Васильевна Куцаева, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела урало-алтайских языков института языкознания РАН и Дарья Дмитриевна Белова, младший научный сотрудник института языкознания РАН. С 2019 г. М.В. Куцаева является членом редколлегии журнала «Этническая культура».
Цель их приезда - в рамках проекта «Изучение функционирования марийских идиомов в старых диаспорах», проводить социолингвистические обследования в районах компактного проживания марийцев за пределами Республики Марий Эл.
По результатам полевых исследований девушки пишут книги, статьи в газетах и журналах, делают доклады на конференциях, выступают в СМИ.
В 2024 году у них состоялись четыре полевые экспедиции в Башкортостан и Татарстан, выборка включила 194 респондента, проживающих в Мишкинском, Шаранском, Калтасинском районах Башкортостана, а также Кукморском и Агрызском районах Татарстана.
В 2025 г. девушки побывали в Кикнурском районе и в Свердловской обл.
Первые два дня гости знакомились с деревней и общались с народом. Марина Васильевна пообщалась с 18 респондентами, Дарья Дмитриевна с 11 респондентами. 26 октября гости побывали в с. Б. Рой. Брали интервью у населения, побывали на мари кас. 27 октября побывали в д. Танабаево. Всего за четыре дня Марина Васильевна пообщалась с 32 респондентами, Дарья Дмитриевна – с 22 респондентами.
Вопрос: исчезнет ли марийский язык и язык других малых народов или останется, волнует не только самих народов, но и ученых. «Мы обследовали частично и Большой Рой, и Танабаево. Респонденты из этих населенных пунктов считают, что лучшая сохранность марийского - в Тюм-Тюме - ведь почти всё население марийское. С одной стороны, это так. Но с другой - на наш взгляд- марийцам Тюма-Тюма тоже есть над чем работать, проблема исчезновения языка вплотную подбирается и к этой деревне, в молодом поколении», - говорит М.В. Куцаева.
В деревнях нет работы, школы, поэтому многие уезжают в города, где есть работа, строится жилье. Там частично теряется язык. Да и в самих деревнях во многих семьях говорят на русском, отодвигая важность марийского языка на второй план. Мол, марийский язык только до автобусной остановки, после школы, устраиваясь в городах это не понадобится. Не понимая, что знать много языков это хорошо, что не знать язык своих предков это не этично. Ведь язык – это богатство народа. «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку», - писал Константин Паустовский.
Да, были времена, когда мы стеснялись своего языка, своей национальности. В паспортах национальность вместо мари некоторые писали русский. На вопрос: кто ты по - национальности, отвечали русский. Хотя, что греха таить, «он» и «она» мы путали и русские в момент нас высчитывали. Все изменилось после съезда «Марий ушем» в 1990 г. и съезда народа мари в 1992 г., проходившие в Йошкар-Оле. В городах на улице и в транспорте стала появляться марийская речь. На улицах Йошка-Олы появились аншлаги и вывески на русском и на марийском языках. В школах стали преподавать марийский язык, в городах и деревнях проходили марийские вечерки – «мари кас». Сейчас марийским языком интересуются и русские – пишут кандидатские и докторские диссертации, также другие народы. Несколько раз в Йошкар-Олу приезжал японец из Японии, который прекрасно говорит на марийском языке. В 2009 г. в Тюм-Тюм приезжала Ксения Гаврилова, аспирантка Европейского университета в Санкт-Петербурге, и прожила у меня неделю, совершая поездки в Б. Рой и Ешпаево. Затем защитила кандидатскую диссертацию. Сейчас вот побывали гости из Москвы.
Ученые из Москвы отметили и другую важность марийского языка – это тайность. «Многие марийцы часто используют марийский в секретной функции и в городе, когда нужно сказать собеседнику что-то тайное, не предназначенное другим, - этим пользуются не только марийцы, конечно, но и представители многих коренных народов. Но сейчас, в условиях, когда марийцы принимают участие в СВО, обмениваться информацией по телефону на марийском становится для них жизненно необходимым», - говорит Марина Васильевна.
В Уржумском районе гостям понравилось. «Понравилось отзывчивость большинства жителей, к которым мы обращались со своими научными вопросами, говорит опять же М.В. Куцаева. – Участие каждого – это как частичка паззла в общей картине, которая была нами составлена. Срез, который мы зафиксировали – возможно, контрастирует с той языковой ситуацией, которая была ранее. Отрадно, что наш визит оказался взаимно полезным - и для науки, и для марийского сообщества. К примеру, один из наших респондентов задумался о том, что уржумским марийцам нужен марийский кружок для подрастающего поколения. Очень надеемся, что это обязательно осуществится!».
Большую благодарность московские гости выражают семье Еноктаевых – Валерию Григорьевичу и Людмиле Александровне из Тюм-Тюма за предоставление жилья, транспорта, за питание. Также И.Л. Бушковой за предоставление транспорта на поездку В. Поляны. Благодарят Л.Н. Сергееву из Б. Роя, также семью Симоновых П.Е. и А.А. Суворову из Танабаево за предоставление помещения для общения с народом, респондентов и чай с пирожками.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев