Фольклором Шурминских мари в 1930-х гг., кроме К.А. Четкарева, занимались братья – Алексей Матвеевич и Василий Матвеевич Бердниковы, родом из д. Ешпаево. До войны проживали в Марий Эл. Их мать была родом из Актыгашево – Мигитан кува.
Василий Матвеевич (1909 -1943), участник ВОВ, погиб в 1943 г. В 1938-1939 – х гг. собирал сказки. В Шурминском районе от 9 человек собрал 85 сказок. Больше всего сказок рассказал Яков Матвеевич Филиппов, 1883 г.р. из колхоза «Красный воин», д. Никитино - 42 сказки. Кроме него сказки рассказали: Василий Иванович Богданов (5 сказок), Иван Васильевич Захаров (1), Николай Захарович Бердников (5), Любовь Никитична Бердникова, 1871 г.р. (9) - все из Ешпаево, Никита Степанович Токманов, 1875 г.р., из Никитино (7), Мария Андреевна Эткеева из Васькино (7), Семен Демидович Акмазиков, 1899 г.р., из Акмазиков (6) и Николай Егельдин из Никитино (3).
Алексей Матвеевич, 1908 г.р., в 1937-1939 гг. работал учителем Уржумской фельдшерской школы, с 1939-1941 гг. – сотрудник сектора истории МарНИИЯЛИ, зам. директора. Работал под руководством К.А. Четкарева и института этнографии Академии наук СССР в лице профессора Н.П. Андреева. Собирал материалы марийской истории, фольклора (легенды, предания, песни, загадки, поговорки) у привятских мари. По отзыву академика Д.К. Зеленина, предания о переселении марийского населения, записанные А.М. Бердниковым «проливают свет на древнейшую историю марийского народа».
В Шурминском районе в 1938 г. он собирал материал в следующих деревнях: Ешпаево, Никитино, Васькино, Актыгашево, Мамашево, Акмазики, Ешполдино, Тюм-Тюм. Собрал 42 предания. Больше всех преданий, песен, поговорок рассказали в Ешпаево. От 13 человек собрал 21 предание, историю, песню. А Семен Демидович Акмазиков из д. Акмазики рассказал 13 преданий. В 1940 г. от 23 человек собрал 68 преданий. Больше всего преданий рассказали опять же в Ешпаево – 9 человек. Всего собрал 110 преданий.
Все эти предания совсем недавно я прочитал.
В десяти преданиях от разных лиц говорится о князьях Тюкан Шур и Акмазик. Из них два варианта записано от С.Д. Акмазикова. Эти имена сохранились в местных названиях: р. Шурминка, с. Шурма, Шурминский завод, д. Шурма-Никольский, д. Ешпаево по-марийски Шур Мучаш, д. Акмазики по-марийски Шур Мари, фамилия Акмазиков.
Есть легенды, которые дают указание, что марийцы, живущие в настоящее время в Шурминском районе, в прежние времена проживали по Волге, под Казанью, около озера Кабана. Марийцы были вынуждены под натиском какой-то силы, по всей вероятности, монгольского нашествия, покинуть прадедовское место жительство. Отодвинувшись от Волги, марийцы стали жить в горах и лесах. Озеро кабан находится на окраине г. Казань. Марийцев около него в настоящее время нет.
В некоторых преданиях говорится о переселении мари из Шурминского и Уржумского районов на Восток (Урал, Башкирия, Сибирь). Причина переселения – колонизаторская политика самодержавия и христианизация мелких народностей.
Есть предания, которые дают объяснение, что на правом берегу Вятки когда-то жили удмурты и марийцы вытеснили их на левый берег. Подтверждением этого объяснения служат народные названия бывших деревень Озинерь (Куртеево) и Одонер (Мишкино), что находились в Русско-Тимкинском и Деяновском с/с. Есть две деревни в Марий Эл – Ципья и Карлыган (А. Бердников).
Все легенды и предания говорят о феодальном строе у мари, об органах управления, об относительной независимости древних мари, как происходили междоусобицы и борьба отдельных племен.
Вот как о Шурминских марийцах писал в своем отчете А.М. Бердников в 1939 г.: «Шурминские марийцы именуют себя «вюд тюр мари», что значит: мари у берега воды, или мари, живущие вблизи судоходной реки Вятки. А прочих мари (мари-турекских, косолаповских, сернурских) называют «шунго мари», что значит: мари сухие, безводные, живущие далеко от берегов больших рек. (Я об этом слышал от мамы. – А.П.). Язык шурминских мари не отличается от лугового и восточного, но в наречиях и в говоре имеется разница. «Шунго» мари прибавляет к имени существительному во множественном числе окончание «шамыч», а в Шурме «лак». Местоимение ты, я произносят шурминцы «тинь, минь», а сернурские «тый, мый». Женщина «шунго» мари носит на голове «шымакш», а шурминские – «лапка калпак» - низкий колпак. Наблюдается отличие шурминских мари от сернурских в мужских и женских нарядах (узоры, вышивка, орнамент, украшения и т. д.). Кроме того, Шурминские марийцы и вообще «шурмаки» отличаются на лесосплаве ловкостью и подвижностью сравнительно с мари, живущими вдали от рек. Возможно отсюда исходит название «Шунго мари» и «вюд мари». Межу прочим, шурминские лесосплавщики называют «шунго мари» неопытных людей, неповоротливых в процессе работы лесосплава, которые окунулись в воду.
Затем шурминские марийцы отличаются от сернурских песнями, мотивом или мелодией. Мелодия песен здесь совершенно своеобразная.
До Великой октябрьской социалистической революции население этих районов, имея небольшой участок земли, в большинстве эксплуатировались лесопромышленниками на лесозаготовках и лесосплаве, куда марийцы отправлялись целыми артелями. Они приезжали в свою деревню только на уборку урожая, но и то не все. В сельском хозяйстве приходилось работать старикам и женщинам.
Из собранного материала на долю Шурминского района падает приблизительно 80%, остальная часть падает на долю Уржумского района. Этот подсчет показывает особенное богатство фольклора в Шурминском районе, особенно в деревне Тюм-Тюм. Территория Шурминского района расположена несколько в отдалении от основных мест луговых мари. Население по национальному составу в основном русские, мари составляет не более 18%. Марийцы, живущие в этом районе, согласно их преданиям и некоторым историческим данным, остались на этой территории в силу ряда исторических причин.
Их предания и легенды говорят о том, что Шурминские марийцы в древние времена проживали по Волге, под Казанью. Затем попали под гнет Казанского царства, откуда были вынуждены спастись бегством на территорию нынешнего Шурминского, Уржумского и Кильмезского районов. В этих районах, по тем же преданиям, марийцы не только вытеснили удмуртов, но даже организовали как бы отдельные самостоятельные княжества. Большой научный интерес представляет в этих преданиях сведения о том, что у марийцев были даже князья с органами управления.
Не менее интересны и предания, говорящие о покорении Казани Иоаном Грозным, в том числе и о покорении народа мари. Имеются предания, которые освещают дальнейшую судьбу марийского народа, например, предания, говорящие о первом проникновении колонизаторов в марийский край, о насильственном введении христианства среди марийского народа, в результате которого некоторая часть марийского населения вынуждена была переселиться на восток, в уральские и башкирские дебри. Однако, по смыслу этих легенд и преданий, другая часть марийского населения покорилась русской колонизации, почему и остались на той территории, на которой она живет и до настоящего времени».
А так писал в 1935 г. в своей статье «Наш музыкальный фольклор, его гармонизаторы и певцы -исполнители» известный исследователь В.А. Мухин, указывая вообще на особое положение привятских, особенно шурминских мари: «Шурма… была видным, экономически притягательным и развитым центром. По-видимому, здесь осталась самая активная часть марийского населения, сумевшая отстоять свое экономическое и социальное "я"».
Причитав этот материал, многие вспомнят, я думаю, своих предков и пожалеют, что так мало знают о них, мало общались с ними, мало интересовались об их прошлом.
А. Петрушин.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1