Когда человек держит в себе обиду на другого человека, это душевное состояние именуется злопамятностью, памятозлобием. Это негативное чувство создает внутренний дискомфорт. Когда человек испытывает скрытую злобу на окружающих, это разъедает его изнутри, не позволяя простить близких и примириться с ними.
Злопамятность – весьма распространенная страсть, происходящая среди людей, ссорящихся и держащих друг на друга злобу. Эта страсть не позволяет людям примириться, потому что противоборствующим трудно уступить, сделать первый шаг к умиротворению конфликта. Как же бороться с тем чувством, когда ощущаешь злость и раздражение на окружающих? Обратимся к авторитетным мнениям отцов и учителей Церкви, их богатому духовному опыту.
Преподобный Авва Дорофей сравнивает злопамятность с неугасающим углем, который можно потушить, а со временем заново зажечь и использовать, так и памятозлобие. Пусть оно в данный момент затихло в раздраженном человеке, но потом может вспыхнуть и разжечься гневным поведением.
Злопамятность плоха не только тем, что внутренне разъедает душу человека, но и тем, что в определенный момент может вылиться во вспышки немотивированного для окружающих гнева. Святой праведный Иоанн Кронштадтский так описывает эту ситуацию: с виду человек может казаться спокойным и невозмутимым, но в действительности в нем клокочет вулкан злобы. Однажды могут возникнуть такие обстоятельства, что он не сможет контролировать этого «духа злобы» в себе, его охватит дух ярости, гнева, мщения, и это подтолкнет к агрессии и насилию по отношению к окружающим.
Потаенная опасность памятозлобия заключается в том, что она может подтолкнуть к гневливому поведению или вспышкам ярости просто из-за небольшой повседневной детали, просто из-за бытовой мелочи и перерасти в жестокий конфликт. Человек в злопамятности, что называется, накручивает себя, вспоминая все недостатки обидчика, выстраивая его темный и неприятный образ, и готов разрядиться гневом в любой момент. Существует простой психологический закон: чем больше человек накручивает себя, взращивает в себе обиду, думает со злобой и неприязнью об обидчике, тем сильнее будет обида и труднее простить обидчика, примириться с ним. Чем сильнее обида, тем мощнее и агрессивнее вспышки гнева.
Обида и памятозлобие – это внутренний яд, истончающий душевный остов человека. Святые отцы связывают памятозлобие не только с возможными проявлениями гнева и ярости, но и говорят о пагубных внутренних изменениях душевного состояния человека.
Преподобный Иоанн Лествичник сравнивает обидчивость, злопамятность с «диавольским» жерлом, где погибают человеческие добродетели. Святой использует для обиды такие глубокие метафоры, как «ржавчина души» и «червь ума». Обращаясь к своим чадам, он указывает на то, что злопамятность ведет к искажению («посрамлению») молитвы, так как молитва в случае обиды теряет искренность и чистоту, потому что молящийся в этот момент утешает себя не диалогом с Богом, а «проигрыванием» ситуаций, связанных с обидой и обидчиком.
Злопамятность – это внутренний раздражитель, ослабляющий здоровые силы душевной структуры человека. Злопамятность, как некая ржавчина, разъедает человека, не давая ему успокоиться и сосредоточиться на добрых делах и благих мыслях. Памятозлобие не оставляет человека в покое, поэтому данная страсть может управлять человеком, когда настроение, желания, потребности направлены на объект обиды. Тогда справиться с подобной страстью будет еще тяжелее, потребуется много усилий: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его…» (Мф. 11: 12).
Только в случае решительности, упования на благодать Божию и полной мотивированности победить свою страсть, перестав жить обидой, возможно исправиться и преодолеть это болезненное состояние. Тогда Господь подаст «перст Божий», укажет путь исправления и вытащит из трясины внутренней ненависти и самоедства. В случае памятозлобия следует проявить смирение и кротость, а это истинные христианские добродетели, которых сторонятся «духи злобы». «Дух злобы» не обитает там, где существует смирение и кротость.
Для большинства святых отцов грех обиды был одним из фундаментальных «духовных» страстей, препятствующих нравственному совершенствованию и истинному богопознанию. Страсть злопамятности искажает молитвенный настрой, связанный со спокойствием, всепрощением, сосредоточенностью. Состояние внутренней обиды и раздражения не позволяет спокойно и адекватно размышлять, искренне молиться. Человек более сосредоточен на своей обиде и жаждет мщения, а не примирения, поэтому молитва, как искренний разговор с Богом, в котором душа получает благодать Божью, фактически невозможна, и душа пропадает, страдает, гибнет.
Господь свидетельствует в Евангелии: «Оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим» (Мф. 5: 24). Господь говорит, что перед тем, как принести Господу свою жертву, должно прежде примириться с обидчиком, а после этого с чистой совестью приходить к Богу. Обида становится духовной преградой, из-за которой мы теряем общение и близость с окружающими. Но как только мы смиряемся и решаемся попросить прощения за содеянный нами проступок и просим, эта преграда сокрушается и воцаряется любовь. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4: 16). Так что когда кто-либо примиряется, между ними появляется Господь, а вместе с Ним воцаряется и любовь.
Аскетическая практика связана у христианских подвижников с понятием первородного греха. Человек и его душа, душевные способности, подвержены искажающему воздействию события грехопадения. Искажение душевного состояние может привести к самым разнообразным страстям. Святые отцы ввели приемы обуздания человеческих страстей: бдение, богомыслие, молитву, воздержание, уединение. Достигая совершенства в данных подходах, человек достигает состояния бесстрастия, а его разум – просвещения и утончения.
Исправление страстей может осуществляться лишь посредством сильной мотивации. Только по-настоящему стремящийся к исправлению христианин способен добиться положительного результата в деле духовного самосовершенствования. Но надо помнить, что обретение христианской добродетели происходит долговременно и постепенно, отсюда такая популярность образа лестницы.
Борьба со страстями состоит из двух важнейших ступеней. Первой ступенью является глубокий анализ, рефлексия, испытание себя, бодрствование, трезвенность. Вторая ступень предполагает продолжительный и стадиальный процесс воздержания и дисциплины, предполагающий самоограничение и усмирение «телесных движений». Этот трудный путь и является дорогой ко спасению. Надо отметить, что святоотеческая традиция, знакомая со множеством падений и неудач в процессе исправления страстей (в частности, злопамятности, обидчивости, памятозлобия), призывает обсуждать свои решения с опытными наставниками и обращаться к ним за советом.
иерей Антоний Русакевич
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев