Язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! (Иак 3:5)
Но что же делать с собой, точнее, со своим языком, который, по апостолу Иакову, есть «неудержимое зло», привыкший к необузданной, неограниченной свободе? С тем самым языком, о котором писал где-то в письмах своих святитель Феофан, что хорошо было бы приспособить к нему машинку специальную, чтобы как только скажет он слово лишнее, так сразу колола она его чем-то острым... Нет, к сожалению, такой машинки. И выходит, что бороться с «неудержимым злом» нам нужно самим.
На эту борьбу явно не хватит немощных человеческих сил, тут необходима помощь Божия, иначе зачем бы царь и пророк Давид молился в сокрушении сердечном: «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих» (Пс. 140:3).
Но и от себя нужно обязательно приложить труд, без которого и Господь нам не поможет, и не привьется к нам благодать Божия. Есть у преподобного Иоанна Лествичника такой совет. «Чтобы удержать в себе гнев,— учит он,— не размыкай уст твоих». То есть, что бы ни творилось у тебя в душе, что бы ни рвалось наружу, постарайся промолчать. Перетерпи, а после будет легче: есть такой духовный закон, согласно коему страсть, которой ты раз, другой, третий не дал ходу, постепенно слабеет и изнемогает, и многословие тут не исключение.
Не говори, не подумав о цели, которой ты хочешь достигнуть, не задавшись вопросом - а нужно ли, в принципе, это слово, полезно ли оно тебе и окружающим, и, главное, - угодно ли Богу. Бывает, конечно, и так, что человек настолько привык к празднословию и пустословию, что слова так и рвутся наружу.
И тут может пригодиться «рецепт», который приберегал для некоторых своих духовных чад схиигумен Савва (Остапенко): он давал особо нуждающимся в этом послушание — не произносить в день более 33 слов. И помогало! Почувствовав от нее пользу и поняв, что значит «слова расточают, а молчание собирает», сами просили ее продлить.
Не всегда, разумеется, это возможно и по обстоятельствам жизни, и по обязанностям на работе, однако взять на себя на какое-то время с благословения духовника правило - говорить как можно меньше, исключительно по необходимости, а какие-то часы (или даже дни) проводить в совершенном молчании — можно. И результат обязательно будет.
Преподобные Варсанофий и Иоанн объясняли когда-то своему ученику авве Дорофею: «Ты потому так много говоришь, что не познал еще происходящего от многословия вреда». Вред этот — разорение всего, что так мучительно мы созидаем - разорение нашей доброй христианской жизни. Появится досада на многословие, появится к нему неприязнь и даже ненависть — и оно постепенно уйдет из нашей жизни, как и говорил победивший многословие авва Дорофей: «страсть, которую душа возненавидит, не пребывает в ней долго».
Игумен Нектарий (Морозов)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1