В "Этике" Спиноза по существу логически завершает иудейский монотеизм: не могут существовать две раздельные субстанции – Бог и Природа. Субстанция, которая обладает всеми возможными свойствами (атрибутами), едина – Бог сливается с Миром. Спиноза называет два таких атрибута – протяжение и мышление, но говорит, что атрибутов может быть бесконечно много; вряд ли стоит увеличивать их число и перечислять их в свете достижений современной физики. Такая религиозность разделялась потом многими учеными.
Спиноза резко восстает против понятия случайности: случайность видится тогда, когда мы не можем охватить всю последовательную цепочку причин и следствий, ведущих к данному событию. Именно эта точка зрения является базисом так называемого лапласовского детерминизма - основы классической физики. Эта же идея Спинозы стала отправным пунктом знаменитого спора Эйнштейна и Бора о смысле квантовой механики, спора, который до сих пор продолжает волновать специалистов.
Детермини́зм (лат. determinare — определять, ограничивать) — философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Это — доктрина о всеобщей причинности.
Спиноза оказал огромное влияние на ход развития не только философии и физики. Так, один из основоположников современной математической логики, Ч. С. Пирс считает, что она началась со знаменитого изречения Спинозы: "всякое определение (ограничение) есть отрицание", т. е. принятие определения должно однозначно отвергать все противоположные суждения – положение, которое легло в фундамент науки
Но главное в "Этике" - рассмотрение основных проблем философской антропологии, исследование человека в его отношении к обществу и ко всему мирозданию. Спиноза полагает, что все неправильные поступки человека связаны с непониманием происходящих явлений: понявший их всегда будет действовать мудро и будет
счастлив даже тогда, когда другие будут несчастны. При этом Спиноза не призывает, в отличие от утопий Евангелий, к бескорыстию – оно не реально, ибо человеческим поведением управляет стремление к собственной пользе. Центральной при этом для Спинозы является идея о том, что нужно познать человеческую природу, чтобы научиться ею управлять. Спиноза в "Этике" впервые различает три ступени познания – чувственное, часто нас обманывающее ЭМОЦИИ, затем понимание как некое единство рассудка и разума. Высшая ступень - интуиция ...Ещё
Но главное в "Этике" - рассмотрение основных проблем философской антропологии, исследование человека в его отношении к обществу и ко всему мирозданию. Спиноза полагает, что все неправильные поступки человека связаны с непониманием происходящих явлений: понявший их всегда будет действовать мудро и будет
счастлив даже тогда, когда другие будут несчастны. При этом Спиноза не призывает, в отличие от утопий Евангелий, к бескорыстию – оно не реально, ибо человеческим поведением управляет стремление к собственной пользе. Центральной при этом для Спинозы является идея о том, что нужно познать человеческую природу, чтобы научиться ею управлять. Спиноза в "Этике" впервые различает три ступени познания – чувственное, часто нас обманывающее ЭМОЦИИ, затем понимание как некое единство рассудка и разума. Высшая ступень - интуиция как интеллектуальное явление. Такое разделение чрезвычайно важно и соответствует внутренней логике исследовательской работы
Мышление есть волевая деятельность, направляемая человеком. Поэтому оно тоже может быть как правильным, так и неправильным. Правильным образом, способом мышления является тот, что ведет к истине, неправильным — ведущий к заблуждению. Чтобы успешно двигаться к истине, нужно овладеть правильным образом, способом или, что то же самое, методом мышления. Предельно общий метод познание может быть только методом мышления. Никакого другого общего метода мышления, кроме метода мышления, быть не может. Философия, представляя собой предельно общий метод познания, с неизбежностью является самым общим методом мышления. Но создать общий метод мышления, невозможно не исследовав процесс мышления. Поэтому философия является наукой о мышлении. Мышление является объектом исследования ряда конкретных наук, в частности психологии. Отличие философии от других дисциплин. изучающих мышления, заключается в том, что она рассматривает мышление под одним определенном углом — она исследует его как пр
...Ещё
Мышление есть волевая деятельность, направляемая человеком. Поэтому оно тоже может быть как правильным, так и неправильным. Правильным образом, способом мышления является тот, что ведет к истине, неправильным — ведущий к заблуждению. Чтобы успешно двигаться к истине, нужно овладеть правильным образом, способом или, что то же самое, методом мышления. Предельно общий метод познание может быть только методом мышления. Никакого другого общего метода мышления, кроме метода мышления, быть не может. Философия, представляя собой предельно общий метод познания, с неизбежностью является самым общим методом мышления. Но создать общий метод мышления, невозможно не исследовав процесс мышления. Поэтому философия является наукой о мышлении. Мышление является объектом исследования ряда конкретных наук, в частности психологии. Отличие философии от других дисциплин. изучающих мышления, заключается в том, что она рассматривает мышление под одним определенном углом — она исследует его как процесс, ведущий к истине, как процесс постижения истины.
Вопреки расхожим представлениям расссудочное и разумное мышление нельзя рассматривать как низший и высший уровни мыслительной деятельности, хотя определенная доля истины в них содержится. Также неверно однозначно связывать рассудочное мышление с эмпирическим уровнем познания, а разумное — с теоретическим. Допустимо предположить, что на самом начальном этапе развития мышление было только рассудочным. Но даже, если так оно и было, то довольно рано наряду с рассудком возник и разум. Другое дело, что долгое время рассудок выступал на первый план, заслоняя разум. Поэтому-то он и был открыт и изучен первым. Разум стал все более и более явственно обнаруживаться только с появлением философии и науки. На уровне эмпирического познания действует не только рассудок, но и разум. Понятия, какими они обрисованы в формальной логике, суждения и умозаключения представляют собой специфические формы рассудочного мышления. И разумное мышление невозможно без понятий, что порождало
...Ещё
Вопреки расхожим представлениям расссудочное и разумное мышление нельзя рассматривать как низший и высший уровни мыслительной деятельности, хотя определенная доля истины в них содержится. Также неверно однозначно связывать рассудочное мышление с эмпирическим уровнем познания, а разумное — с теоретическим. Допустимо предположить, что на самом начальном этапе развития мышление было только рассудочным. Но даже, если так оно и было, то довольно рано наряду с рассудком возник и разум. Другое дело, что долгое время рассудок выступал на первый план, заслоняя разум. Поэтому-то он и был открыт и изучен первым. Разум стал все более и более явственно обнаруживаться только с появлением философии и науки. На уровне эмпирического познания действует не только рассудок, но и разум. Понятия, какими они обрисованы в формальной логике, суждения и умозаключения представляют собой специфические формы рассудочного мышления. И разумное мышление невозможно без понятий, что порождало иллюзию тождества рассудка и разума. Однако, хотя понятия разума и существенно отличны от понятий рассудка, осознание этого отличия до сих пор отсутствует. Но имеются и такие формы разумного мышления, которые совершенно четко отличают его от рассудка. Прежде всего, это, конечно, идея. Идея есть простейшая элементарная форма истолкования (интерпретации), а тем самым понимания и объяснения фактов. Из других форм разумного мышления наиболее известна теория, представляющая собой разработанную систему идей. На уровне эмпирического познания присутствуют не только рассудочные понятия (рационалии), суждения и умозаключения, но и разумные понятия (интеллектуалии), идеи и некоторые другие формы понимания фактов, в частности идеафактуальные картины. Нет только теорий, возникновение которых означает переход от эмпирического уровня познания к более высокому.
Основное внимание Спиноза уделяет рассмотрению аффектов, т.е. резких, зачастую даже бурных кратковременных изменений поведения и настроения. И он учит, как можно их преодолеть. Поэтому в заключительном абзаце "Этики" он пишет: "…мудрый ЭТО КОГДА РАЗУМ ПОДКЛЮЧОН) как таковой едва ли подвергнется какому-либо душевному волнению. Познавая с некоторой вечной необходимостью себя самого, Бога и вещи, он никогда не прекращает своего существования, но всегда обладает истинным душевным удовлетворением"
Отметим, что Спиноза – единственный философ, живший в полном согласии со своим учением (сравнить с ним можно разве лишь Диогена): он отклонил не только пенсию общины Амстердама, предоставляемую на условиях прекращения его исследований, но и предложения профессуры в Гейдельберге, и пенсии от принца Конде - всё, чтобы сохранить свою независимость. На жизнь Спиноза зарабатывал шлифовкой линз для оптических приборов – механическая работа, говорил он, не мешает думать
Да, он не придерживался ритуалов. Хотя подобное поведение никак не является проявлением "ненависти к евреям и ко всему еврейскому", оно не могло поощряться амстердамскими раввинами. Однако в отклонениии от ритуалов Спиноза не был первым даже в то время. Но он был первым – и в этом его колоссальная заслуга – кто начал в своём "Богослово-политическом трактате" филологический, т.е. основанный на самом тексте, анализ книг ТАНАХа и заключил, что они скомпанованы из нескольких источников. Это положение стало после Спинозы общепринятым во всей мировой библеистике. Можно даже сказать, что он был ее основоположником. "Я уверен, - пишет он, - что метод интерпретации Священного Писания не должен отличаться от метода изучения Природы и должен, фактически, быть в полном согласии с ним." Блестящее знание еврейского и арамейского языков (он написал и "Компендиум по еврейской грамматике"
позволило Спинозе отметить ряд...Ещё
Да, он не придерживался ритуалов. Хотя подобное поведение никак не является проявлением "ненависти к евреям и ко всему еврейскому", оно не могло поощряться амстердамскими раввинами. Однако в отклонениии от ритуалов Спиноза не был первым даже в то время. Но он был первым – и в этом его колоссальная заслуга – кто начал в своём "Богослово-политическом трактате" филологический, т.е. основанный на самом тексте, анализ книг ТАНАХа и заключил, что они скомпанованы из нескольких источников. Это положение стало после Спинозы общепринятым во всей мировой библеистике. Можно даже сказать, что он был ее основоположником. "Я уверен, - пишет он, - что метод интерпретации Священного Писания не должен отличаться от метода изучения Природы и должен, фактически, быть в полном согласии с ним." Блестящее знание еврейского и арамейского языков (он написал и "Компендиум по еврейской грамматике"
позволило Спинозе отметить ряд искажений в переводах ТАНАХа. Так, он утверждает, что в первых строках Книги Бытия, слова "дух Божий носился над водами" следует переводить как "сильный ветер" и имя Божье вообще упоминается много реже, чем принято в переводах (все эти открытия публиковались им на латыни). При этом он доказывает, что ТАНАХ можно истолковать так, чтобы совместить его с либеральной теологией
Основное внимание Спиноза уделяет рассмотрению аффектов, т.е. резких, зачастую даже бурных кратковременных изменений поведения и настроения. И он учит, как можно их преодолеть
Комментарии 20
В "Этике" Спиноза по существу логически завершает иудейский монотеизм: не могут существовать две раздельные субстанции – Бог и Природа. Субстанция, которая обладает всеми возможными свойствами (атрибутами), едина – Бог сливается с Миром. Спиноза называет два таких атрибута – протяжение и мышление, но говорит, что атрибутов может быть бесконечно много; вряд ли стоит увеличивать их число и перечислять их в свете достижений современной физики. Такая религиозность разделялась потом многими учеными.
Спиноза резко восстает против понятия случайности: случайность видится тогда, когда мы не можем охватить всю последовательную цепочку причин и следствий, ведущих к данному событию. Именно эта точка зрения является базисом так называемого лапласовского детерминизма - основы классической физики. Эта же идея Спинозы стала отправным пунктом знаменитого спора Эйнштейна и Бора о смысле квантовой механики, спора, который до сих пор продолжает волновать специалистов.
Детермини́зм (лат. determinare — определять, ограничивать) — философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Это — доктрина о всеобщей причинности.
Спиноза оказал огромное влияние на ход развития не только философии и физики. Так, один из основоположников современной математической логики, Ч. С. Пирс считает, что она началась со знаменитого изречения Спинозы: "всякое определение (ограничение) есть отрицание", т. е. принятие определения должно однозначно отвергать все противоположные суждения – положение, которое легло в фундамент науки
Но главное в "Этике" - рассмотрение основных проблем философской антропологии, исследование человека в его отношении к обществу и ко всему мирозданию. Спиноза полагает, что все неправильные поступки человека связаны с непониманием происходящих явлений: понявший их всегда будет действовать мудро и будет
счастлив даже тогда, когда другие будут несчастны. При этом Спиноза не призывает, в отличие от утопий Евангелий, к бескорыстию – оно не реально, ибо человеческим поведением управляет стремление к собственной пользе. Центральной при этом для Спинозы является идея о том, что нужно познать человеческую природу, чтобы научиться ею управлять.Спиноза в "Этике" впервые различает три ступени познания – чувственное, часто нас обманывающее ЭМОЦИИ, затем понимание как некое единство рассудка и разума. Высшая ступень - интуиция ...Ещё
Но главное в "Этике" - рассмотрение основных проблем философской антропологии, исследование человека в его отношении к обществу и ко всему мирозданию. Спиноза полагает, что все неправильные поступки человека связаны с непониманием происходящих явлений: понявший их всегда будет действовать мудро и будет
счастлив даже тогда, когда другие будут несчастны. При этом Спиноза не призывает, в отличие от утопий Евангелий, к бескорыстию – оно не реально, ибо человеческим поведением управляет стремление к собственной пользе. Центральной при этом для Спинозы является идея о том, что нужно познать человеческую природу, чтобы научиться ею управлять.Спиноза в "Этике" впервые различает три ступени познания – чувственное, часто нас обманывающее ЭМОЦИИ, затем понимание как некое единство рассудка и разума. Высшая ступень - интуиция как интеллектуальное явление. Такое разделение чрезвычайно важно и соответствует внутренней логике исследовательской работы
Рассудок и разум
Мышление есть волевая деятельность, направляемая человеком. Поэтому оно тоже может быть как правильным, так и неправильным. Правильным образом, способом мышления является тот, что ведет к истине, неправильным — ведущий к заблуждению. Чтобы успешно двигаться к истине, нужно овладеть правильным образом, способом или, что то же самое, методом мышления. Предельно общий метод познание может быть только методом мышления. Никакого другого общего метода мышления, кроме метода мышления, быть не может. Философия, представляя собой предельно общий метод познания, с неизбежностью является самым общим методом мышления. Но создать общий метод мышления, невозможно не исследовав процесс мышления. Поэтому философия является наукой о мышлении. Мышление является объектом исследования ряда конкретных наук, в частности психологии. Отличие философии от других дисциплин. изучающих мышления, заключается в том, что она рассматривает мышление под одним определенном углом — она исследует его как пр
...ЕщёМышление есть волевая деятельность, направляемая человеком. Поэтому оно тоже может быть как правильным, так и неправильным. Правильным образом, способом мышления является тот, что ведет к истине, неправильным — ведущий к заблуждению. Чтобы успешно двигаться к истине, нужно овладеть правильным образом, способом или, что то же самое, методом мышления. Предельно общий метод познание может быть только методом мышления. Никакого другого общего метода мышления, кроме метода мышления, быть не может. Философия, представляя собой предельно общий метод познания, с неизбежностью является самым общим методом мышления. Но создать общий метод мышления, невозможно не исследовав процесс мышления. Поэтому философия является наукой о мышлении. Мышление является объектом исследования ряда конкретных наук, в частности психологии. Отличие философии от других дисциплин. изучающих мышления, заключается в том, что она рассматривает мышление под одним определенном углом — она исследует его как процесс, ведущий к истине, как процесс постижения истины.
Вопреки расхожим представлениям расссудочное и разумное мышление нельзя рассматривать как низший и высший уровни мыслительной деятельности, хотя определенная доля истины в них содержится. Также неверно однозначно связывать рассудочное мышление с эмпирическим уровнем познания, а разумное — с теоретическим. Допустимо предположить, что на самом начальном этапе развития мышление было только рассудочным. Но даже, если так оно и было, то довольно рано наряду с рассудком возник и разум. Другое дело, что долгое время рассудок выступал на первый план, заслоняя разум. Поэтому-то он и был открыт и изучен первым. Разум стал все более и более явственно обнаруживаться только с появлением философии и науки. На уровне эмпирического познания действует не только рассудок, но и разум. Понятия, какими они обрисованы в формальной логике, суждения и умозаключения представляют собой специфические формы рассудочного мышления. И разумное мышление невозможно без понятий, что порождало
...ЕщёВопреки расхожим представлениям расссудочное и разумное мышление нельзя рассматривать как низший и высший уровни мыслительной деятельности, хотя определенная доля истины в них содержится. Также неверно однозначно связывать рассудочное мышление с эмпирическим уровнем познания, а разумное — с теоретическим. Допустимо предположить, что на самом начальном этапе развития мышление было только рассудочным. Но даже, если так оно и было, то довольно рано наряду с рассудком возник и разум. Другое дело, что долгое время рассудок выступал на первый план, заслоняя разум. Поэтому-то он и был открыт и изучен первым. Разум стал все более и более явственно обнаруживаться только с появлением философии и науки. На уровне эмпирического познания действует не только рассудок, но и разум. Понятия, какими они обрисованы в формальной логике, суждения и умозаключения представляют собой специфические формы рассудочного мышления. И разумное мышление невозможно без понятий, что порождало иллюзию тождества рассудка и разума. Однако, хотя понятия разума и существенно отличны от понятий рассудка, осознание этого отличия до сих пор отсутствует. Но имеются и такие формы разумного мышления, которые совершенно четко отличают его от рассудка. Прежде всего, это, конечно, идея. Идея есть простейшая элементарная форма истолкования (интерпретации), а тем самым понимания и объяснения фактов. Из других форм разумного мышления наиболее известна теория, представляющая собой разработанную систему идей. На уровне эмпирического познания присутствуют не только рассудочные понятия (рационалии), суждения и умозаключения, но и разумные понятия (интеллектуалии), идеи и некоторые другие формы понимания фактов, в частности идеафактуальные картины. Нет только теорий, возникновение которых означает переход от эмпирического уровня познания к более высокому.
рассудок эмоциональный фон ..начало ..субьективное мышление разум ..наполненный опытом...обьективное мышление
Основное внимание Спиноза уделяет рассмотрению аффектов, т.е. резких, зачастую даже бурных кратковременных изменений поведения и настроения. И он учит, как можно их преодолеть. Поэтому в заключительном абзаце "Этики" он пишет: "…мудрый ЭТО КОГДА РАЗУМ ПОДКЛЮЧОН) как таковой едва ли подвергнется какому-либо душевному волнению. Познавая с некоторой вечной необходимостью себя самого, Бога и вещи, он никогда не прекращает своего существования, но всегда обладает истинным душевным удовлетворением"
Отметим, что Спиноза – единственный философ, живший в полном согласии со своим учением (сравнить с ним можно разве лишь Диогена): он отклонил не только пенсию общины Амстердама, предоставляемую на условиях прекращения его исследований, но и предложения профессуры в Гейдельберге, и пенсии от принца Конде - всё, чтобы сохранить свою независимость. На жизнь Спиноза зарабатывал шлифовкой линз для оптических приборов – механическая работа, говорил он, не мешает думать
Да, он не придерживался ритуалов. Хотя подобное поведение никак не является проявлением "ненависти к евреям и ко всему еврейскому", оно не могло поощряться амстердамскими раввинами. Однако в отклонениии от ритуалов Спиноза не был первым даже в то время. Но он был первым – и в этом его колоссальная заслуга – кто начал в своём "Богослово-политическом трактате" филологический, т.е. основанный на самом тексте, анализ книг ТАНАХа и заключил, что они скомпанованы из нескольких источников. Это положение стало после Спинозы общепринятым во всей мировой библеистике. Можно даже сказать, что он был ее основоположником. "Я уверен, - пишет он, - что метод интерпретации Священного Писания не должен отличаться от метода изучения Природы и должен, фактически, быть в полном согласии с ним."
позволило Спинозе отметить ряд...ЕщёБлестящее знание еврейского и арамейского языков (он написал и "Компендиум по еврейской грамматике"
Да, он не придерживался ритуалов. Хотя подобное поведение никак не является проявлением "ненависти к евреям и ко всему еврейскому", оно не могло поощряться амстердамскими раввинами. Однако в отклонениии от ритуалов Спиноза не был первым даже в то время. Но он был первым – и в этом его колоссальная заслуга – кто начал в своём "Богослово-политическом трактате" филологический, т.е. основанный на самом тексте, анализ книг ТАНАХа и заключил, что они скомпанованы из нескольких источников. Это положение стало после Спинозы общепринятым во всей мировой библеистике. Можно даже сказать, что он был ее основоположником. "Я уверен, - пишет он, - что метод интерпретации Священного Писания не должен отличаться от метода изучения Природы и должен, фактически, быть в полном согласии с ним."
позволило Спинозе отметить ряд искажений в переводах ТАНАХа. Так, он утверждает, что в первых строках Книги Бытия, слова "дух Божий носился над водами" следует переводить как "сильный ветер" и имя Божье вообще упоминается много реже, чем принято в переводах (все эти открытия публиковались им на латыни). При этом он доказывает, что ТАНАХ можно истолковать так, чтобы совместить его с либеральной теологиейБлестящее знание еврейского и арамейского языков (он написал и "Компендиум по еврейской грамматике"
СМАИЙЛИК САМ ВЫСКОЧИЛ
спасибо за БАРУХА СПИНОЗА – ВЕЛИЧАЙШИЙ ФИЛОСОФ-ЕВРЕЙ НОВОГО ВРЕМЕН
мне было интересно
Основное внимание Спиноза уделяет рассмотрению аффектов, т.е. резких, зачастую даже бурных кратковременных изменений поведения и настроения. И он учит, как можно их преодолеть
Аффект — особое эмоциональное состояние, бурно протекающий эмоциональный процесс, который может найти выход в разрядке в виде действия...
именно в глубине аффектов переживаний РАЗУМ