МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ПУГОВКИН —
Величайший русский артист- самородок, которого любили все, от мала до велика.
(13.07.1923 — 25.07.2008)
УЧАСТНИК ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЫ
13 июля исполнилось 100 лет со дня рождения Народного артиста СССР.
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ
Пусть он сыграл не очень много главных ролей в кино, но все они, даже эпизодические, запомнились навсегда. Если бы не было этого мастера на экране, - не было бы таких смешных и добрых кинокомедий, которые любили, любят и будут любить наши соотечественники.
В советском кино не было «звёзд» в сегодняшнем понимании этого слова, зато в нем были любимые всеми актёры. На фильмах, в которых сыграл Михаил Пуговкин (а их более ста)!!! выросли миллионы людей нескольких поколений.
Родился будущий артист в большой и дружной рабочей семье.
Семья жила бедно. Поэтому Михаил имел возможность закончить только три класса сельской школы.
(Михаил Пуговкин в третьем классе)
В 1936 году семья Пуговкиных переехала в Москву. В Москве Михаил Пуговкин устроился на Московский тормозной завод имени Кагановича учеником электромонтёра. После работы посещал драматический кружок в клубе им. Каляева.
После одного из спектаклей драмкружка Пуговкина заметил заслуженный деятель искусств РСФСР режиссёр Ф. Н. Каверин, который возглавлял тогда Московский драматический театр, и пригласил его в профессиональный театр. Так, с 16 лет, Михаил Пуговкин попал в Московский драматический театр на Сретенке, где работал с 1939 по 1941 год артистом вспомогательного состава.
В 1940 году семнадцатилетнего Пуговкина заметил известный кинорежиссёр Григорий Львович Рошаль и пригласил сняться в картине «Дело Артамоновых». Это был дебют Пуговкина в кино: ему досталась крошечная роль купца Степаши Барского, который пытается переплясать главного героя на свадьбе.
Съёмка этого эпизода закончилась 22 июня 1941 года, в первый день войны...
«Я из крестьян в прямом смысле. В деревне Рамешки, Ярославской области, где я родился, родители никогда бы не поверили, что их Минька когда-нибудь станет народным артистом, о котором узнает вся страна.
(Михаил Пугавкин в третьем классе)
Хотя друзья и односельчане на сенокосах когда во время перекуров я строил им всякие смешные рожицы, прочили мне: «Быть тебе, Минька, артистом!». Те слова оказались пророческими, меня приглашали на деревенские праздники, свадьбы, где я охотно смешил гостей, плясал цыганочку, барыню, читал басни и т.д. Все это я считаю самой начальной зрительской энергетической подпиткой своей будущей профессии. Так было до самого начала войны.
В июле 1941 года, добавив себе год, ушёл на фронт.
В 1942 году, в августе под Ворошиловградом, был тяжело ранен в ногу. Началась гангрена. В полевом госпитале консилиум принял решение: «Ампутировать!». Я взмолился перед главным хирургом: «Доктор, отрежьте, что хотите, но сохраните ногу, мне иначе никак нельзя: я ведь в мирной жизни… артист!» И случилось чудо: главный хирург меня услышал, и началось терапевтическое лечение, долгое, мучительное, болезненное, но ампутации я избежал.
Был готов терпеть любую боль, но лишь бы исцелиться на двух ногах. Когда стало возможно, меня отправили из полевого госпиталя в Москву. Добирался долго, более двух месяцев. Тяжело было, больно. Сейчас во всё это трудно поверить, но мне через всё довелось пройти. Видно, Господь в момент моего рождения, положил свою ладонь на мою макушку. Или всё токмо волею главного хирурга.
Потом без всякого блата пошёл, хоть и с тросточкой, в Московский Драматический театр. Там уже работали такие звёзды как Валентина Серова, Ростислав Плятт, главным режиссёром служил народный артист России Николай Горчаков и т.д.
Вот так я из окопов внезапно оказался на одном из самых ярких творческих небосклонов театральной столицы».
МИХАИЛ ПУГОВКИН.
В 1943 году работал в Московском театре драмы (в 1943 году объединён с Театром Революции), где главным режиссёром был народный артист РСФСР Н. М. Горчаков. Там Пуговкин сыграл первую в своей жизни главную роль — Петра Огонькова в пьесе «Москвичка».
24 сентября 1943 года Михаил Пуговкин отправился проходить конкурсные испытания в Школу-студию при МХАТе.
Михаил Пуговкин, не имея образования, был принят на курс Народного артиста СССР Ивана Михайловича Москвина и стал его любимым учеником.
На втором курсе Михаил Пуговкин не смог сдать зачёты по марксизму, истории и по французскому языку, вследствие чего был временно отчислен из школы-студии. В 1944 году военкоматом был призван на военную службу во Второе Горьковское танковое училище. Начальник училища генерал Фёдор Николаевич Раевский, который любил искусство, назначил Михаила Пуговкина ответственным за самодеятельность училища, и благодаря этому Пуговкин вернулся в Школу-студию МХАТ.
После учёбы в Школе-студии МХАТ (1945—1947) Пуговкин уехал в театр Северного флота города Мурманска всего на один сезон, где удачно сыграл четыре роли.
С 1948 по 1949 год один сезон Пуговкин работал в Вильнюсском театре русской драмы. Затем Пуговкин возвращается в Москву, где показывается сразу в трёх театрах, но решает остаться служить в Театре Ленинского комсомола, где главным режиссёром был И. Берсенев, который знал его по студенческим работам. В это время Пуговкин уже постоянно снимался в кино.
Популярность в кино пришла после кинофильмов «Солдат Иван Бровкин», «Дело „Пёстрых“», «Земля и люди», «Девушка с гитарой».
Проработав в Театре Ленинского комсомола восемь лет (1949—1958), Пуговкин твёрдо решает посвятить своё творчество кинематографу. Сыграв в 1958—1959 гг. в Вологодском драматическом театре, в 1960 году окончательно оставляет театр ради кино.
С 1960 по 1978 годы Пуговкин работает киноактёром при студии «Мосфильм», потом с 1978 по 1991 год — киноактёром студии им. М. Горького, много снимался в кинофильмах и постоянно ездил по стране с творческими встречами со зрителями. Роли Пуговкина за это время самые разные: бюрократы, подхалимы, взяточники, очковтиратели и всякого рода приспособленцы.
Сегодня трудно представить наше кино без режиссёхра-обольстителя Якина, лепечущего царю «паки-паки, еже херувимы», без прораба, который перечисляет поговорки о труде тунеядцу Феде: "Работа не волк... нет, это не надо", без авантюриста- отца Федора и остальных обаятельных его персонажей.
А начало начал – встреча в 1964 году артиста Михаила Пуговкина и режиссёра Леонида Гайдая. Шесть их совместных кинокомедий составляют золотой фонд отечественного кино.
Когда Гайдай предложил Пуговкину сыграть роль Якина в картине «Иван Васильевич меняет профессию», ведущие режиссёры «Мосфильма» активно возражали. К счастью, на художественном совете свое слово сказал Григорий Чухрай: «Я знаю, что все вы о себе думаете хорошо. Я с вами не согласен. И Пуговкин вам это докажет».
И Пуговкина утвердили. Артист по-фельетонному едко передал необоснованные претензии своего героя на амплуа недоступного интеллектуала и утонченного аристократа, а фильм «Иван Васильевич меняет профессию» впоследствии попал в десятку самых популярных советских комедий.
Мало кто знает, что во многих картинах Михаил Пуговкин импровизирует, говорит фразами, которых изначально в сценарии не было. В числе таких импровизаций — «Пробка — подарок из Африки!», «мацанально» или фраза завхоза из «Девчат»: «Долго не сидите, общежития в этом году не предвидится». Кстати, тот лютый январь снимали под Ржевом в июне месяце.
Съёмочную площадку декорировали: вокруг лежал искусственный снег, все актёры были в полушубках, шапках, валенках и мокрые от жары. Но на экране получилась настоящая зима.
Визитной карточкой Михаила Пуговкина многие считают его Яшку-артиллериста из фильма «Свадьба в Малиновке». А ведь могло случиться, что эту роль сыграл бы другой артист. История вышла простая.
Организовывая съёмочную группу, режиссёр Андрей Петрович Тутышкин сообщил своим помощникам, что Яшку будет играть Михаил Пуговкин.
Они почти месяц «искали» артиста, хотя на самом деле только делали вид.
Как часто бывает в кино, ассистентка по актёрам хотела предложить эту роль своему знакомому, поэтому всё время говорила, что Пуговкина нет в Москве.
В конце концов, когда дело уже подходило к съёмкам, Тутышкин, рассвирепев, потребовал от ассистентки при нём набрать телефон Пуговкина и через минуту уже договаривался с Михаилом Ивановичем о его приезде на «Ленфильм».
Все, кому посчастливилось работать на съёмочной площадке с Михаилом Ивановичем, отмечают его природное обаяние, доброту и чувство юмора.
А ещё все отмечали его невероятную подготовку к роли, даже самой маленькой. У Михаила Ивановича текст всегда был переписан, сделаны пометки, каждая фраза отрепетирована, словом, всё, как учили в молодости.
"Своей творческой форме я обязан Школе-студии и общению с великими артистами, педагогами и режиссёрами МХАТа, у которых всю жизнь учился".
В кино Михаил Пуговкин мог обаять даже красавицу Наталью Селезнёву, напишет в своей книге воспоминаний "Мне 80, но не в этом дело" Михаил Иванович.
Счастливый студент играл на одной сцене со своими кумирами Москвиным, Качаловым, Тархановым, Грибовым, Леонидовым, Книппер-Чеховой, Андровской, Степановой.
Именитые артисты относились к юноше, как к коллеге, ведь Пуговкин уже успел сняться в двух фильмах - "Кутузов" (1943) и "Свадьба" по Чехову (1944), где всем сразу запомнился то кудрявый гость с каменным от напряжения лицом.
А вот персонажа из "Кутузова" режиссёр Владимир Петров - по личному указанию Сталина - оставил без слов. Умирающий солдат Федя должен был со слезами говорить: "Семён, отпиши в деревню Липки, что под Рязанью, матушке моей, что её сын Фёдор Петров не Богу душу отдал, а живот свой положил за Отечество..." Главный цензор страны посчитал, что эпизод будет вызывать сострадание, а время и без того трудное.
Юный артист от обиды плакал. Потом жизнь научит его смириться с постоянными сокращениями и так небольших по объёму ролей. Например, в комедии Гайдая "Операция "Ы" роль прораба сократили до минимума, чтоб не отвлекал от основного действия.
Специально на Михаила Ивановича надо было писать сценарии, но чувствующих природу его таланта сценаристов и режиссёров не нашлось. И потому в его огромной фильмографии всего парочка главных ролей - Кукушкин в "Штрафном ударе" да Шельменко-денщик в фильме Андрея Тутышкина.
Андрей Петрович впервые с Пуговкиным встретился на съёмках "Свадьбы в Малиновке". У Михаила Ивановича здесь, как обычно, несколько эпизодов, но любой из них становится праздником. К сожалению, Тутышкин рано ушёл из жизни, а ведь столько было у него планов насчет Михаила Ивановича...
В автобиографии артист напишет: "Не завидую никому, знаю свое место в кино и им дорожу. Ни в коем случае не считаю себя комиком. Характерный актёр со склонностью к комедии - с такой формулировкой ещё могу согласиться.
В кино мне на блюдечке роль никто не подавал".
Прораб, комендант (лучший из них - в "Девчатах"), заведующий клубом, милиционеры, управдомы, два десятка солдат, боцманов и матросов создавали артисту репутацию "бытового" артиста.
Но есть в его фильмографии и цари: в сказках Александра Роу "Огонь, вода и медные трубы" и "Варвара-краса, длинная коса".
Мантию короля Пуговкин надевал дважды - в фильме Бориса Рыцарева "На золотом крыльце сидели" и в "Бременских музыкантах" Александра Абдулова. Съёмки у Александра Гавриловича стали последней ролью артиста.
Лучшим временем своего творчества актёр считает работу у Леонида Гайдая (шесть фильмов подряд), Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке» и «Шельменко-денщик», а также у великого сказочника Александра Роу (четыре роли королей и царей).
Актёр также снялся более чем в десяти киножурналах «Фитиль» и в нескольких детских журналах «Ералаш».
В июле 1991 года Михаил Пуговкин переехал на постоянное место жительства в Крым в город Ялту, где организовал Центр Михаила Пуговкина, ездил на выступления и творческие встречи в здравницы Крыма. С 1992 по 1993 гг. — актёр Театра-студии киноактёра. В 1999 году вернулся в Москву, работал в собственном «Киноцентре Михаила Пуговкина» в Сокольниках.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Первая жена — Надежда Владимировна Надеждина (фамилия при рождении — Ленина), однокурсница, Заслуженная артистка России. Прожили вместе 12 лет.
Дочь — Елена.
Внук — Михаил.
Вторая жена — Александра Николаевна Лукьянченко (1912—1991), певица.
Двух её дочерей и их детей актёр любил как и свою родную дочь и внука.Прожили вместе 32 года, до самой смерти жены.
Третья жена — Ирина Константиновна Лаврова, администратор Союзконцерта. Двое взрослых её сыновей приняли Михаила Ивановича как родного и подарили ему радость от общения с ещё четырьмя внуками. Были женаты с июля 1991 года до кончины актёра.
Ушёл из жизни 25 июля 2008 года у себя дома в Москве из-за обострения сахарного диабета.
Михаила Пуговкина похоронили 29 июля 2008 года на Ваганьковском кладбище Москвы (участок № 25). Последней волей покойного было — похоронить его рядом с близким другом Александром Абдуловым.
ЗВАНИЯ НАГРАДЫ
Заслуженный артист РСФСР (1965)
Народный артист РСФСР (1977)
Народный артист СССР (1988)
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (14 января 2002) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами.
Орден Почёта (1 сентября 2003) — за большой личный вклад в развитие отечественного киноискусства.
Орден «За заслуги» ІІІ степени 30 сентября(1999[14], Украина)
Орден «Знак Почёта» (12 июля 1983)
Орден Отечественной войны II степени (2004)
Медаль Жукова (2004)
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (2004)
Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (2004).
Медаль «Ветеран труда»
Медаль «300 лет Российскому флоту»
Медаль «В память 850-летия Москвы»
ВКФ — премия в номинации «Премии за актёрскую работу» за 1968 год— за комедийный актёрский ансамбль, фильм «Свадьба в Малиновке»
ОКФ «Киношок» в Анапе — приз «За мужество и достоинство в профессии» им. П. Луспекаева (1998)
КФ «Созвездие» Гильдии актёров кино России — приз «За выдающийся вклад в профессию» (2002)
Премия «Золотой венец границы» (2003).
Почётный гражданин Автономной Республики Крым (1998).
Почётный гражданин Ялты.
В 1990-х годах он жил в Крыму, поэтому совсем не удивительно, что здесь в 2016 году появился памятник в его честь.
Пуговкин сидит на набережной Ялты в образе игривого кинорежиссёра Якина из культовой комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»: разглядывает жену Шурика, пока звенит январская вьюга.
И да, сцену с клипом на песню «С любовью встретиться» снимали на этом самом месте, где теперь ногу на ногу восседает с тростью бронзовый актёр.
Авторы – скульпторы Константин Цихеев и Альберт Алиев.
Поставлен памятник и в Харькове персонажу из комедии "12 стульев"
Комментарии 7