СТРАДАНИЯ — НАКАЗАНИЕ ИЛИ ИСПЫТАНИЕ?
Человеческая жизнь, описано, предназначена для добровольной аскезы, ограничений. Добровольных. Тогда эти аскезы не приносят разрушения моему интеллекту, не приносят страданий, прежде всего. То есть я по доброй воле принимаю аскезу. Например, можно поститься с целью, скажем, оздоровления. Кто-то три, кто-то пять, кто-то пятнадцать, кто-то сорок дней постится — есть целая система голодания. И я это принимаю добровольно — я не страдаю, я терплю. У меня здоровый ум и здоровое тело будет. Это не навредит, если правильно всё это сделать, как аскезу. Но если, скажем, мне прикажут голодать, не дадут есть — как наказание — я страдаю.
Если я добровольно не принимаю аскез в своей жизни, они придут вынужденные. Например, если я ем, ем и ем, и переедаю, то болезни придут. Мне придётся принять какую-то аскезу, ограничение. Лекарство, диету придётся принять вынужденно, но тогда я страдаю. Но если я сам принимаю на себя какие-то ограничения — это возвышение духа. Это уже не страдание, это развитие. Поэтому человеческая жизнь, говорится, предназначена для таких добровольных аскез. Если мы их не хотим, если мы стремимся к излишеству, комфорту, к благосостоянию, излишним этим вещам, тогда мы становимся слабыми, уязвимыми, открытыми к страданиям. Вот эти самоубийства среди подростков, наркомания. Что такое? Это уязвимость, неспособность преодолеть простые вещи: обиду невозможно преодолеть, в отношениях запутываемся, ссоры, какие-то конфликты, непонимания. Я замкнутый становлюсь, то есть у меня куча проблем возникает, потому что я стремлюсь к комфорту, к удовлетворению чувств, к приятным вещам. Я буквально требую, чтобы в обществе меня уважали, а древние говорят: «Это требовать нельзя, но заслужить аскезой. Живи ради других. Тебя, конечно, будут уважать, но это аскеза, это трудно, но ты получишь уважение взамен этого всего — другой плод».
Поэтому, если человек совершает аскезы должным образом, в обществе возникает равновесие: умственное равновесие, в плане здоровья и отношений тоже уравновешивается общество.
Нет комментариев