27 марта 1878 года русский крестьянин Фёдор Блинов подал заявку на получение патента на изобретённый им «вагон с нескончаемыми рельсами для перевозки грузов по шоссейным и просёлочным дорогам» — первый в мире гусеничный трактор.
Будущий изобретатель родился в Тверской губернии в деревне Никольской в семье крепостного кузнеца Абрама Блинова. После отмены крепостного права Фёдор 12 лет отрабатывал надел земли, полученный у прежних хозяев, помещиков Уваровых. Сначала он трудился бурлаком. Но Фёдор Блинов был человеком любознательным — он захотел разобраться в работе парового двигателя и потому устроился работать на пароход кочегаром. Благодаря упорному труду и таланту Блинов стал помощником машиниста парохода, затем — машинистом.
Первым изобретением технического гения из народа стала модернизация систем парохода «Геркулес», Фёдор Блинов был машинистом. За изобретение Фёдор получил премию, возвратился в свою деревню и начал работу над главным делом своей жизни — повозкой с паровым двигателем на гусеничном ходу. В 1881 году изобретатель приступил к строительству парового «самохода» – первого в мире гусеничного трактора.
Сохранилось описание этой машины: «Состоит из обыкновенного кузова и рамы, установленных на двух поперечных рамах, покоящихся непосредственно на подвесных рессорах, так что оси с поперечными рамами могут вращаться; вагонные колёса делаются без гребней и катятся по желобчатым бесконечным рельсам. Рельсы эти составляются из двух рядов железных звеньев, из коих нижний ряд заменяет шпалы. Каждый бесконечный рельс идёт сначала по грунту под обоими колесами, затем обходит два спицевых блока, помещаемых на переднем и заднем конце вагона, и затем опирается на вагонные колёса… При движении вагона колёса катятся по гладкой цепообразной поверхности рельсов. Лежащий же на колесах рельс будет переходить в переднюю направляющую (звёздочку), укладывающую путь для дальнейшего движения, между тем как задняя направляющая снимет с дороги и передаст рельсы на следующую впереди направляющую. Таким образом, впереди вагона будет строиться по желаемому направлению постоянный, бесконечный путь».
Прототип трактора Блинов продемонстрировал на выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Это был железнодорожный вагон с деревянным кузовом и рамой, к нижней части которой на рессорах были прикреплены две тележки, поворачивающиеся в горизонтальной плоскости. “Бесконечными рельсами” конструктор назвал замкнутые железные ленты, состоящие из отдельных звеньев. Каждая гусеница приводилась в движение «своей» машиной. Русский изобретатель первым в истории додумался до принципа, который используется в современных тракторах и танках: поворот осуществляется остановкой или замедлением движения одной гусеницы и продолжением движения другой.
Трактор Блинова развивал скорость до трёх вёрст в час (3,2 км/час) и имел тяговое усилие более тонны. Он мог работать с несколькими плугами. Гусеничный экипаж Блинова, нагруженный двумя тысячами кирпичей, свободно проходил даже по заболоченной местности.
Но изобретатель так и не смог найти заинтересованных промышленников, которые могли бы выделить средства на запуск производства тракторов. Газета «Волгарь» писала: «Вся беда в том, — говорилось в газете, — что русские изобретатели — русские, у нас нет доверия к собственным творческим силам и способностям, нет желания поддержать даже бесспорно полезное дело, и немудрено, если русские изобретения попадают в руки англичан, американцев, французов».
Его «самоходом» заинтересовалась немецкая фирма , изобретателю предложили за патент хорошие деньги. Фёдор Абрамович, испытывавший к тому времени серьёзные денежные затруднения, предложение тем не менее не принял, мотивировав своё решение, по словам дочери Устиньи Фёдоровны, так: «Я русский мужик, думал и делал для России».
Автор: Елена Мачульская
Наследие Империи
Нет комментариев