первое свойство умного человека - понимать ограниченность своего ума.
Надо понять ограниченность нашего ума. Надо понять, что творчество необходимо человеку, - без него не будет хлеба. Представление, что сначала хлеб, а потом творчество, - одна из распространённых ошибок. Не будет хлеба без творчества.
Итак, значит, во-первых, разные люди - и одинаковые. Как язык. Во-вторых, творчество. Из этого вытекает ещё одна особенность - терпимость.
Разница между культурным и некультурным человеком может определяться несколькими способами. Но есть один практический критерий - человек сталкивается с непонятным; он может заинтересоваться или же обозлиться. Культурный человек заинтересуется, некультурный человек обозлится, раздражится.
Проследите свою реакцию на такую ситуацию: я вхожу в комнату, там сидят люди и говорят на непонятном мне языке. Что я переживу? Любопытно, о чём они говорят... Или страх: они сговариваются против меня, они друг друга понимают, а я их не понимаю - я сейчас же должен вооружиться. Вот вторая реакция - это реакция некультурного человека. Он читает великого поэта и не понимает его величия. И он злится на него, и он говорит, что это обман, что все это только для того, чтобы людей надувать, а самому, не работая, пожрать. Или же он сталкивается с идеей, слишком трудной для его понимания. «Как это я не понимаю, что я, дурак, что ли?» Умный человек скажет: «Да, я дурак. Мне ещё учиться и учиться». А глупый человек: «Нет, я умён. И это меня обманывают...»
Глупый человек - он вообще пуглив. Ломоносов предложил когда-то бессмертную формулу - «пугливые невежды». Невежды пугливы, подозрительны, им кажется, что весь мир в заговоре против них. И особенно они боятся людей, которых не понимают, которые чем-то не похожи на них, которые почему-то что-то там на скрипке играют... А чёрт его знает, чего он там на скрипке играет?..
Помните, у Салтыкова случай, когда доносчик сообщает о том, что потомок барина заперся в своём доме и один книжки читает. И он доносит на неблагонадёжность. Когда ему говорят, что тот, мол, никого не принимает, доносчик говорит: «А может, он промеж себя крамолу пущает?» Вот - «промеж себя крамолу пущает», поэтому мы так и боимся индивидуальностей, боимся непохожего человека: а вдруг он и вправду крамолу «пущает».
Мы - люди. Мы на одном корабле плывём, все вместе - и хорошие, и плохие, и праведные, и грешные, и разных национальностей, и разных вер - мы все плывем на одном корабле. И нам или плыть, или тонуть. Тонуть вместе всем. И на этом корабле споры необходимы, дискуссии нужны, нужна свобода дискуссий. Запрещены - убийства! Запрещено пролитие крови, потому что тогда потонем все...
Юрий Лотман
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
Я про непонятную речь , как тут написано.
Наверное мне повезло с отсутствием предрассудков в силу моего объективного воспитания в семье с разными религиозными взглядами, где взрослые знали много языков и общались на них с другими людьми. Мне и в голову не приходило думать о чем говорят люди, обо мне или нет. Но переводить речь окружающих так думающему человеку приходилось)).
И конечно же мне очень повезло в окружении - оно было в основном 50+, когда меня привезли годовалым младенцем в деревню к бабушке. Общинный строй в том обществе ещё соблюдался. Этот размеренный уклад жизни накладывался на календарь с его праздниками, приметами и традициями, выбиваясь из него только в трех случаях, когда рождался человек, свадьба и когда он умирал.
В этих случаях этот огромный коллектив людей - жители большой деревни, становился чем то похожий на пчелиный улий.
Наезжали близкие и далёкие родственники, пышно проводился древн...ЕщёНикогда люди в компании не скажут о человеке плохо и не будут его обсуждать.
Я про непонятную речь , как тут написано.
Наверное мне повезло с отсутствием предрассудков в силу моего объективного воспитания в семье с разными религиозными взглядами, где взрослые знали много языков и общались на них с другими людьми. Мне и в голову не приходило думать о чем говорят люди, обо мне или нет. Но переводить речь окружающих так думающему человеку приходилось)).
И конечно же мне очень повезло в окружении - оно было в основном 50+, когда меня привезли годовалым младенцем в деревню к бабушке. Общинный строй в том обществе ещё соблюдался. Этот размеренный уклад жизни накладывался на календарь с его праздниками, приметами и традициями, выбиваясь из него только в трех случаях, когда рождался человек, свадьба и когда он умирал.
В этих случаях этот огромный коллектив людей - жители большой деревни, становился чем то похожий на пчелиный улий.
Наезжали близкие и далёкие родственники, пышно проводился древний ритуал по поводу.
Экстраординальным случаем были другие : проводы и возвращение с Сов. Армии , строительство нового дома, званый забой скота или убитого дикого хищника - диверсанта - тогда народ набегал сам собой на радость виновнику торжества, кроме конечно огромного медведя, к примеру.
Все это называется Устоем. Не только в обществе, но и внутри каждого человека проросшим корнями изнутри в родную землю на глубину ..
Именно это чувствуешь побывав на родных сердцу просторах и даже воздух там другой - прозрачнее но гуще и нельзя им надышаться полной грудью!