Никто не будет спорить, что Михаил Булгаков, не смотря на то, что он, поистине гениальный писатель, стал по-настоящему знаменит в стране и мире своим главным романом - "Мастер и Маргарита". Этот роман притягивает к себе, берет читателя в плен, не отпускает потом всю жизнь. Так в чем же дело? Бесспорно, многих привлекает трактовка евангельского сюжета. Особое значние имели ершалаимские главы романа в советское время. В обществе, в котором Библия была отнюдь не рекомендованным чтением, для многих "Мастер и Маргарита"стал важным источником сведений о христианстве и его ранней истории.
С другой стороны, читателей, безусловно, привлекает почти детективный сюжет романа. Загадочная фигура ВОЛАНДА (хотя проницательный читатель, как и МАСТЕР, сразу догадается, кто именно появился на Патриарших), тайна его миссии в Москве, тайна судьбы главных героев романа, которая определяется лишь на последних страницах, - все это держит читателя в напряжении до самого конца.
Одна из ключевых фигур романа, председатель МАССОЛИТА, Михаил Александрович Берлиоз, своими чертами напоминает известного поэта, автора антирелигиозных стихов, в том числе "Евангелия от Демьяна", Демьяна Бедного. Кроме того, как и Бедный, Берлиоз "был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сврхъестественных размеров очки в черной роговой оправе".
Пожары в "Мастере и Маргарите" символизиркют печальные последствия революции для России, вождю которой В. И. Ленину и его соратникам уподоблены Воланд со свитой помощников, выступающих в роли поджигателей.
Предсказание Воландом гибели Берлиоза сделано в полном соответствии с канонами астрологии. Сатана отмечал наличие Меркурия во втором доме эклиптики. Это означало, что Берлиоз счастлив в торговле. Михаил Александрович действительно ввел торгующих в святой храм литературы, был и удачлив в коммерции - получении материальных благ в обмен на убеждения и отказ от свободы творчества (его последние минуты озаряет мечта о поездке на отдых в Кисловодск). За это следует наказание. Седьмой дом, куда в этот вечер перемещается светило, связанное с Берлиозом, - это дом смерти. Поэтому председатель МАССОЛИТа гибнет под колесами трамвая сразу прсле разговора с дьяволом.
Воланд предупреждает Берлиоза о " таинственных нитях", над которыми человек не властен: "... Тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг, лежащим неподвижно в деревянном ящике, и все окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи. А бывает и еще хуже;
только что человек соберется съездить в Кисловодск...пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может, потому что неизвестно почему вдруг возьмет - поскользнется и попадет под трамвай! Неужели вы скажете, что это он сам собой управил так? Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то совсем другой?"
Председатель МАССОЛИТа, который отрицает существование и бога, и дьявола и не привык к необыкновенным явлениям, обречен на гибель, поскольку самонадеянно вообразил, что его поверхностные знания в области христианства, почерпнутые из Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, дают основания пренебрегать знамениями судьбы. К тому же Берлиоз, не привыкший к необычным явлениям, так и не понял, кто был перед ним на Патриарших.
Во время Великого бала у сатаны отрезанная женщиной-вагоновожатой голова Берлиоза превращается в чашу, к которой "прикасается женщина" - Маргарита. Она пьет из черепа кровь, превратившуюся в вино, причем Коровьев-Фагот убеждает Маргариту: " Не бойтесь королева, кровь давно ушла в землю. И там, где она пролилась, уже растут виноградные гроздья".
Мастер - это безымянный историк, сделавшийся писателем. Мастер - во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа ( "человек примерно лет тридцати восьми" предстает в лечебнице перед Иваном Бездомным) - это в точности возраст Булгакова в мае 1929 года (38 лет ему исполнилось 15 числа, через 10 дней после того, как Мастер и Маргарита покинули Москву.
Газетная компания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную компанию против Булгакова в связи с повестью "Роковые яйца", пьесами "Дни Турбиных", "Бег", "Зойкина квартира", "Багровый остров" и романом "Белая гвардия".
В "Мастере и Маргарите" "...ударить, и крепко ударить, по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить...ее в печать" предлагает критик Мстислав Лаврович, осуждая Мастера и того редактора, который осмелился опубликовать отрывок романа о Понтии Пилате.Булгакову удалось опубликовать отрывок из "Бега" в 1934 году Компания против булгаковской пьесы была развернута осенью 1928 года. Компания против произведения Мастера также приходится на осень 1928 года., поскольку в тексте указывется, что роман был дописан в конце августа. Мастер был арестован и через три месяца оказался в клинике профессора Стравинского.
Мастер у Булгакова - философ и потому наделен сходством с упоминаемым в романе Кантом. Ему присущи некоторые черты биографии основоположника немецкой классической философии. Как и Кант, Мастер равнодушен к радостям семейной жизни. Он не помнит имени своей жены, не стремится иметь детей, а когда состоял в браке и работал историком в музее, то по собственному признанию, жил "...одиноко, не имея родных и почти не имея знакомых в Москве". В последнем полете Мастер принимает облик философа 18 века: " Волосы его белели теперь при луне и сзади собрались в косу, и она летела по ветру. Когда ветер отдувал плащ от ног Мастера, Маргарита видела на ботфортах его то потухающие, то загорающиеся звездочки шпор. Подобно юноше-демону, Мастер лете, не сводя глаз с луны, но улыбался ей, как-будто знакомой хорошо и любимой, и что-то, по приобретенной в комнате №118 привычке, сам себе бормотал".
В конце романа, Мастер и Маргарита. обретают покой. И за порогом жизни, этот покой, не РАЙ и не АД. На самом деле, это ЛИМБ. Пространство между Раем и Адом., в которм обитают души младенцев, умерших без крещения, и невольные грешники. Тут, наблюдается сходство с "Фаустом" Гете. Но Мастера, в отличие от Фауста, в последний скалистый приют несут не ангелы, Воланд со своей свитой. У Гете любовь меняет природу сатаны и заставляет его не препятствовать добру. А в "Мастере и Маргарите" потусторонние силы в лице Воланда не только не препятствуют добру, но прямо испоняют просьбу Иешуа Га-Ноцри наградить Мастера покоем.
Мастер в своем романе с помощью поэтической интуиции угадывает евангельскую истину, затемненную трудом многих поколений ученых, которые пытались рационально объяснить не укладывающиеся в пределах одного только разума высшие духовные побуждения.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 21
Никто не будет спорить, что Михаил Булгаков, не смотря на то, что он, поистине гениальный писатель, стал по-настоящему знаменит в стране и мире своим главным романом - "Мастер и Маргарита". Этот роман притягивает к себе, берет читателя в плен, не отпускает потом всю жизнь. Так в чем же дело? Бесспорно, многих привлекает трактовка евангельского сюжета. Особое значние имели ершалаимские главы романа в советское время. В обществе, в котором Библия была отнюдь не рекомендованным чтением, для многих "Мастер и Маргарита"стал важным источником сведений о христианстве и его ранней истории.
С другой стороны, читателей, безусловно, привлекает почти детективный сюжет романа. Загадочная фигура ВОЛАНДА (хотя проницательный читатель, как и МАСТЕР, сразу догадается, кто именно появился на Патриарших), тайна его миссии в Москве, тайна судьбы главных героев романа, которая определяется лишь на последних страницах, - все это держит читателя в напряжении до самого конца.
Одна из ключевых фигур романа, председатель МАССОЛИТА, Михаил Александрович Берлиоз, своими чертами напоминает известного поэта, автора антирелигиозных стихов, в том числе "Евангелия от Демьяна", Демьяна Бедного. Кроме того, как и Бедный, Берлиоз "был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сврхъестественных размеров очки в черной роговой оправе".
Пожары в "Мастере и Маргарите" символизиркют печальные последствия революции для России, вождю которой В. И. Ленину и его соратникам уподоблены Воланд со свитой помощников, выступающих в роли поджигателей.
Предсказание Воландом гибели Берлиоза сделано в полном соответствии с канонами астрологии. Сатана отмечал наличие Меркурия во втором доме эклиптики. Это означало, что Берлиоз счастлив в торговле. Михаил Александрович действительно ввел торгующих в святой храм литературы, был и удачлив в коммерции - получении материальных благ в обмен на убеждения и отказ от свободы творчества (его последние минуты озаряет мечта о поездке на отдых в Кисловодск). За это следует наказание. Седьмой дом, куда в этот вечер перемещается светило, связанное с Берлиозом, - это дом смерти. Поэтому председатель МАССОЛИТа гибнет под колесами трамвая сразу прсле разговора с дьяволом.
Воланд предупреждает Берлиоза о " таинственных нитях", над которыми человек не властен: "... Тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг, лежащим неподвижно в деревянном ящике, и все окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи. А бывает и еще хуже;
только что человек соберется съездить в Кисловодск...пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может, потому что неизвестно почему вдруг возьмет - поскользнется и попадет под трамвай! Неужели вы скажете, что это он сам собой управил так? Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то совсем другой?"
Председатель МАССОЛИТа, который отрицает существование и бога, и дьявола и не привык к необыкновенным явлениям, обречен на гибель, поскольку самонадеянно вообразил, что его поверхностные знания в области христианства, почерпнутые из Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, дают основания пренебрегать знамениями судьбы. К тому же Берлиоз, не привыкший к необычным явлениям, так и не понял, кто был перед ним на Патриарших.
Во время Великого бала у сатаны отрезанная женщиной-вагоновожатой голова Берлиоза превращается в чашу, к которой "прикасается женщина" - Маргарита. Она пьет из черепа кровь, превратившуюся в вино, причем Коровьев-Фагот убеждает Маргариту: " Не бойтесь королева, кровь давно ушла в землю. И там, где она пролилась, уже растут виноградные гроздья".
Мастер - это безымянный историк, сделавшийся писателем. Мастер - во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа ( "человек примерно лет тридцати восьми" предстает в лечебнице перед Иваном Бездомным) - это в точности возраст Булгакова в мае 1929 года (38 лет ему исполнилось 15 числа, через 10 дней после того, как Мастер и Маргарита покинули Москву.
Газетная компания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную компанию против Булгакова в связи с повестью "Роковые яйца", пьесами "Дни Турбиных", "Бег", "Зойкина квартира", "Багровый остров" и романом "Белая гвардия".
В "Мастере и Маргарите" "...ударить, и крепко ударить, по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить...ее в печать" предлагает критик Мстислав Лаврович, осуждая Мастера и того редактора, который осмелился опубликовать отрывок романа о Понтии Пилате.Булгакову удалось опубликовать отрывок из "Бега" в 1934 году Компания против булгаковской пьесы была развернута осенью 1928 года. Компания против произведения Мастера также приходится на осень 1928 года., поскольку в тексте указывется, что роман был дописан в конце августа. Мастер был арестован и через три месяца оказался в клинике профессора Стравинского.
Мастер у Булгакова - философ и потому наделен сходством с упоминаемым в романе Кантом. Ему присущи некоторые черты биографии основоположника немецкой классической философии. Как и Кант, Мастер равнодушен к радостям семейной жизни. Он не помнит имени своей жены, не стремится иметь детей, а когда состоял в браке и работал историком в музее, то по собственному признанию, жил "...одиноко, не имея родных и почти не имея знакомых в Москве". В последнем полете Мастер принимает облик философа 18 века: " Волосы его белели теперь при луне и сзади собрались в косу, и она летела по ветру. Когда ветер отдувал плащ от ног Мастера, Маргарита видела на ботфортах его то потухающие, то загорающиеся звездочки шпор. Подобно юноше-демону, Мастер лете, не сводя глаз с луны, но улыбался ей, как-будто знакомой хорошо и любимой, и что-то, по приобретенной в комнате №118 привычке, сам себе бормотал".
В конце романа, Мастер и Маргарита. обретают покой. И за порогом жизни, этот покой, не РАЙ и не АД. На самом деле, это ЛИМБ. Пространство между Раем и Адом., в которм обитают души младенцев, умерших без крещения, и невольные грешники. Тут, наблюдается сходство с "Фаустом" Гете. Но Мастера, в отличие от Фауста, в последний скалистый приют несут не ангелы, Воланд со своей свитой. У Гете любовь меняет природу сатаны и заставляет его не препятствовать добру. А в "Мастере и Маргарите" потусторонние силы в лице Воланда не только не препятствуют добру, но прямо испоняют просьбу Иешуа Га-Ноцри наградить Мастера покоем.
Мастер в своем романе с помощью поэтической интуиции угадывает евангельскую истину, затемненную трудом многих поколений ученых, которые пытались рационально объяснить не укладывающиеся в пределах одного только разума высшие духовные побуждения.
Борис! О какой из истин Вы пишите?