Во второй половине XIX века мало кто в просвещенной России не знал фамилию Соловьевых.
Эта московская семья дала нескольких выдающихся преподавателей Московского и Петербургского университетов, историков, поэтов и прозаиков.
Все Соловьевы были людьми, неравнодушными к судьбе своей родины — прошлой, настоящей или будущей.
Соловьевы происходили из духовного сословия. Их предками были сельские священники, дьяконы и дьячки.
Священником и преподавателем Закона Божьего Московского коммерческого училища был и Михаил Васильевич Соловьев, отца которого вызвал в Москву и помог закрепиться в белокаменной митрополит Платон Левшин.
Михаил Васильевич Соловьев для своего времени был высокообразованным священником:
он свободно говорил по-французски,
знал древнегреческий и
имел собственную небольшую библиотеку.
Он был неизменно благодушным,
общительным человеком и был принят в московском дворянско-чиновном обществе.
Женился Михаил Васильевич на сироте,
дочери чиновника,
добившегося дворянского звания, Е И Шатровой, которую воспитывал дядя, ярославский и ростовский архиерей.
Она считала себя дворянкой и духовных особ не жаловала,
поэтому когда в семье появились дети, постаралась,
чтобы они выбрали себе другое занятие.
Тем не менее сына своего Михаил Васильевич записал в Московское духовное училище. Кроме того, маленький Сережа посещал занятия в Московском коммерческом училище.
Но уровень преподавания этих учебных заведений был невысок, и вскоре его отправили в третий класс.
Первой московской гимназии. Мальчик, с детства увлекавшийся чтением, успешно учился и вскоре стал первым учеником в классе, был замечен попечителем Московского учебного округа графом С. Г. Строгановым.
Сдав на «отлично» выпускной экзамен в гимназии, бывший одновременно и вступительным экзаменом в Московский университет, Сергей Михайлович Соловьев стал студентом историко-филологического факультета, и этим же летом он начал трудовую деятельность, будучи приглашенным в качестве учителя русского языка к детям князя Голицына.
Совмещая занятия в университете с частной практикой, Сергей Михайлович находил время и для серьезных исследований по истории, и для дружеского общения.
Он встречался с
А.А Фетом,
Я.П. Полонским,
Н.М. Орловым и
К.Д. Кавелиным,
входившими в кружок А.А. Григорьева.
Они обсуждали литературно-поэтические новости, читали и толковали Гегеля, философствовали.
Когда общество разделилось на славянофилов и западников,
С.М. Соловьев поначалу примкнул к славянофилом,
но позднее разочаровался в их идеях,
многое переосмыслил и в последующие годы все более явно склонялся к западникам,
а во второй половине 1840-х годов он стал ярым защитником западничества.
Окончив университетский курс в 1842 году,
по приглашению графа Строганова,
в качестве учителя его племянников Соловьев совершил путешествие по Европе.
Он побывал в
Берлине,
Париже,
Праге,
Мюнхене,
Дрездене,
Веймаре.
Во всех этих старинных городах и культурных центрах Сергей Михайлович занимался в Париже он посетил Королевскую библиотеку,
в университетах Берлина,
Гейдельберга и Сорбонны слушал лекции знаменитых ученых того времени.
Эта поездка несколько изменила его взгляды на историю вообще и на историю России в частности.
Вернувшись из европейского турне в 1844 году, по желанию С.Г. Строганова,
Сергей Михайлович начал готовиться к магистерским экзаменам и защите диссертации. Защита диссертации на степень магистра «Об отношениях Новгорода к великим князьям. Историческое исследование» прошло успешно,
а вот сдачей экзаменов Соловьев остался недоволен,
хотя экзаменаторы и признали его знания удовлетворительными.
Вскоре он уже был исполняющим должность адъюнкта и начал читать лекции в университете. Его первые лекции прослушало все университетское начальство и осталось довольно.
Соловьева поздравляли с успехом,
а он уже писал докторскую диссертацию, которая была готова в 1846 году.
В 27 лет,
в 1847 году, он стал профессором Московского университета,
потом заведовал кафедрой русской истории, был деканом историко-филологического факультета и
6 лет служил ректором Московского университета,
с этого поста он ушел в начале 1879 года из-за интриг.
Не помогло избежать неприятностей даже звание академика Петербургской Академии наук.
Это решение непросто далось Сергею Михайловичу,
ведь к тому времени у него уже была большая семья,
жена Поликсена Владимировна и
восемь детей
(вообще-то всего у них родилось двенадцать детей,
но четверо умерли в раннем детстве),
которых надо было обеспечивать.
Чтобы дать семье достойное существование, Сергей Михайлович неустанно трудился,
спал он всего семь часов в сутки,
все силы отдавая преподаванию в университете,
где продолжал работать после отставки с должности ректора, писанию статей
(по истории Новгорода, эпох Петра I и Александра I, историографии)
и созданию монументального труда «История России с древнейших времен».
Каторжная работа и переживания из-за отставки забрали много сил,
С.М. Соловьев тяжело заболел и 4 октября 1879 года умер.
К этому времени он написал 29 объемных томов «Истории России»,
доведя повествование до 1774 года.
Дело Сергея Михайловича продолжил его сын, историк Михаил Сергеевич,
оставили след в русской культуре и другие дети Соловьева:
философ и поэт Владимир Сергеевич,
известный автор исторических романов Всеволод Сергеевич,
поэт и автор книжек для детей Поликсена Сергеевна,
известная под псевдонимом Allegro.
Владимир Сергеевич,
поэт, критик, публицист и философ, в юности увлекался естествознанием и особенно биологией,
но уже заканчивая физико-математический факультет Московского университета,
он нашел для себя более интересное дело и в 1873 году сдал выпускные экзамены по историко-филологическому факультету.
Уже в это время он сформулировал цель своей жизни: способствовать преобразованию мира с помощью христианского учения.
В 1874-м он защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии.
Против позитивистов», вызвавшую широкий общественный резонанс,
а в 1880 году— докторскую «Критика отвлеченных начал».
В 1875 году Владимир Сергеевич преподавал философию в Московском университете и на Высших женских курсах,
затем изучал древнюю философию в Лондоне, посетил Египет,
а вернувшись,
переехал в Петербург,
где стал членом Ученого комитета при министерстве образования и преподавал философию в университете и на Высших женских курсах Н.К. Бестужева-Рюмина.
В 1881 году, после убийства Александра II народовольцами, B.C. Соловьев выступал с речами против смертной казни,
из-за чего был вынужден оставить преподавательскую работу.
В 1880-е годы он выступал как литературный критик, переводчик, публицист, борясь за свободу совести, против национально-религиозной дискриминации и проповедуя объединение Востока и Запада через воссоединение церквей.
С 1891 года он был редактором философского отдела в Словаре Брокгауза и Ефрона,
написав для этого словаря более 60 статей.
Владимир Соловьев создал учение об универсуме как «всеединстве»,
оказавшее большое влияние на мировоззрение Ф.М. Достоевского,
русскую религиозную философию и поэзию русских символистов
(А. Блока, А. Белого, С.М. Соловьева, Вяч. Иванова).
С детских лет и до последних дней он писал стихи,
имеющие явную философскую окрашенность. Поэтическим выражением идеи всеединства служат у него символы «вечной женственности», «души мира», «золотистой лазури», «первого сияния всемирного и творческого дня», «неземного света», «созвучия вселенной» и др. Он написал немало шуточных и сатирических стихотворений и пародий.
Личная жизнь Владимира Сергеевича не сложилась.
Роман с С. П. Хитрово,
племянницей жены А.К. Толстого,
длился несколько лет,
но брак так и не состоялся.
Он был равнодушен к бытовым условиям,
не имел постоянного дома,
жил то у друзей,
то за границей.
В конце жизни его обуяли предчувствия катастроф.
Напряженная умственная деятельность подорвала его здоровье.
Он умер в 47 лет и был похоронен в Москве рядом с отцом. https://info.wikireading.ru/20897
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев