ФОТОГРАФИИ В.И. РАССОЛОВА
Стало известно имя еще одного фотолетописца нашего города.
Одна из предлагаемых вашему вниманию фотографий уже публиковалась в нашей группе. Все эти ценные снимки хранятся в фондах Северодвинского краеведческого музея, размещены они и на сайте https://goskatalog.ru Их автор – В.И. Рассолов. Он, пожалуй, единственный из фотолетописцев города запечатлел старый драмтеатр в зимний период. На других кадрах – кинотеатр «Родина», тоже зимой, а также кафе «Чайка», возле которого, как и положено по статусу молодежному кафе, толпится молодежь. А вот и проспект Ленина, отображенный в то время, когда он неофициально именовался «Бродом».
Еще на одном снимке – здание городской больницы, которое тогда представлялось северодвинцам настоящим дворцом. Оно и было таковым – дворцом здоровья. Перед ним еще не выросли тополя, стоит памятник Ленину. На следующем фото (это оно уже размещалось в группе) – городской сквер, причем фотографу показалось важным зафиксировать именно украшение ограды сквера. Интересно почему? Ведь на такую деталь обратит внимание далеко не каждый фотограф... Вообще возникает вопрос: кем был автор снимков – В.И. Рассолов?
Ответ нашелся в статье «Неоновый наряд города». Так назывался материал журналиста «Северного рабочего» Ярослава Брагина (номер от 1 ноября 1968 года). В статье рассказывалось о мастерах, одевающих город в красивый неоновый наряд – работниках «Торгрекламы». Напомним: одной из примет «шестидесятых», – конечно, не только в Северодвинске, – был неоновый свет рекламы, торговых вывесок, красиво подсвечивающих здания в вечернее время.
Из статьи Я. Брагина узнаем, что цеха предприятия «Торгрекламы» в Северодвинске той поры находились в Двинском поселке, в двухэтажном здании. На первом этаже располагался столярный цех (с лесопильной рамой, строгальным станком). Изготовляли там прилавки, пристенки, кассовые кабины, барьеры. На втором этаже находился декоративно-художественный цех. Он являлся одним из основных производств «Торгрекламы». Здесь работали художники, создавали интерьеры магазинов.
Например, рисунки Виктора Метелкина украшали магазин «Молодежный», Юрий Саблин, выпускник Пензенского художественного училища, оформил магазин «Евгений», а Николай Згама – кафе «Холодок». Был в 1968 году в здании и газосветный цех. Здесь работали стеклодувы, делавшие из стеклянных трубок затейливые буквы. Далее трубки наполнялись газом – аргоном или неоном.
И вот неожиданно находим в статье важную для нас информацию: «Самый опытный в [декоративно-художественном] цехе ВИКТОР РАССОЛОВ. По его проектам создается вся газосветная реклама в городе. А это очень сложное дело. Виктор и отличный художник, и хороший проектировщик. По его чертежам шаблонщики вырезают огромные буквы, которые украсят вход магазина».
Значит, автор публикуемых снимков Северодвинска 1962 года – художник «Торгрекламы» Виктор Рассолов! Вот почему его так привлекло оформление деревянной ограды городского сквера.
Скорее всего, у В.И. Рассолова есть и другие снимки Северодвинска. Интересно, живут ли сейчас в городе его родственники? Вот бы они поделились фотографиями из архива мастера…
Но продолжим разговор о статье Ярослава Брагина. Она очень интересна выбранной темой. Многие ведь помнят в конце 60-х и в 70-е красивые неоновые вывески: «Парикмахерская», «Ателье», «Кафе»? Именно от мастеров «Торгрекламы» зависел внешний облик нашего города, как бы сейчас сказали – дизайн-код.
Буквы на вывесках были разные: строгие печатные, как, например, на кинотеатре «Россия». Художественные прописные, как на вывеске универмага «Радуга». Кстати, на «России» тот же стиль сохранился до сегодняшнего дня.
А.Н. Бурлов вспоминает, что поначалу мастера газосветного цеха ездили по городу на велосипедах и включали рекламу вручную. Не правда ли, это напоминает, как зажигали когда-то уличные фонари?.. В подтверждение слов Александра Николаевича читаем в «Северном рабочем» (в номере от 4 декабря 1968 года) прелюбопытное объявление:
«Требуется подсобный рабочий в газосветный цех для включения и выключения газосветных установок. Можно по совместительству. Обращаться: ул. Двинская 16. Филиал комбината “Торгреклама”».
Вот, значит, по какому адресу располагались цеха «Торгрекламы»! А городской телефонный справочник зафиксировал, что в 1969 года «Торгреклама» переехала в помещения дома № 1-б по улице Полярной. Во всяком случае, в 1960-70-х здесь обосновались мастерские газосветного цеха и, возможно, руководство предприятия. Обращаемся к старожилам этого района с просьбой: по возможности, уточните, где в доме 1-б по Полярной находился газосветный цех? Ведь в те же годы угловое торговое помещение в доме занимал магазин № 20 (там, где сейчас забегаловка). А другое место под газозосветный цех трудно предположить…
Надо сказать, оформление вывесок, витрин, интерьеров магазинов в СССР было поставлено на государственном уровне. Ещё в 1956 году вышло циркулярное письмо Минторга СССР «О развитии и улучшении газосветной торговой рекламы». Объемные буквы для газосветных установок изготовляли из кровельного железа с окраской поверхности нитроэмалью, по верху контуром монтировались газосветные трубки.
Можно, конечно, теперь критиковать вывески советских городов за их однообразие, но разве лучше сегодняшняя аляповатость, от которой рябит в глазах?
Расцвет газосветных рекламных установок пришёлся на 70-е. Однако жителям Северодвинска, – города, в котором зимой и поздней осенью большую часть суток темно, – светящейся рекламы не хватало. Предприятие «Торгреклама» часто критиковали в городской газете. Вот, к примеру, статья депутата городского Совета Валентина Тетёркина «Ещё раз о рекламе» («Северный рабочий», 11 января 1975):
«На кинотеатре “Родина” светятся лишь маленькие буковки “кино”. Не включена вывеска магазина “Фрукты-овощи”, нет рекламы на кафе “Весна” и магазине “Посудохозяйственный”. Не видно слова “Галантерея” на магазине “Подснежник”… Заметьте, это на центральном проспекте Северодвинска. На проспекте, который должен быть красивее и наряднее всех остальных улиц и площадей города.
Часто случается, что гаснут отдельные буквы реклам и получаются нелепые слова “…корь” на магазине “Якорь” (сейчас это уже исправлено), “Аптека” на аптеке в конце улицы Ломоносова.
Обращает на себя внимание и ещё одно обстоятельство. Почему-то должное рекламе отдают чаще всего торговые организации: магазины, столовые, кафе. Следов же деятельности учреждений культуры, спорта, транспорта, сберкассы, предприятий службы быта, ГАИ, упркомхоза, киносети по вечерам почти не заметно. Хотя в других городах реклама призывает соблюдать правила уличного движения, страховать имущество, летать самолетами…
Убежден, что и Дворцу культуры имени Ленинского комсомола необходима неоновая реклама. От этого выиграет и Дворец, и площадь Победы. Ведь Дом культуры имени 50-летия Октября, освещенный неоном, преображает центральную площадь острова Ягры».
Мастера «Торгрекламы», как мы уже знаем из статьи Я. Брагина, занимались не только оформлением фасадов зданий, но и украшением интерьеров магазинов и предприятий общепита. Но и тут они не всегда успевали. Так, Н. Шульгина и В. Суховер в заметке «Торгреклама обещает» (Северный рабочий, 16 апреля 1975) негодуют:
«В сентябре прошлого года в нашем ресторане “Белые ночи” участок торгрекламы начал художественное оформление зала, но вскоре работа остановилась. Зал недооформлен. Нет уюта. Все это, как видно, не волнует Е.В. Лобанова, руководителя участка торгрекламы. Иначе зачем бы ему ограничиваться обещаниями?»
И ещё один пример из критических газетных материалов того же года:
«Стоит обратить самое пристальное внимание на неоновую рекламу. Бедновата она у нас, что и говорить. Современно выглядит по вечерам разве что только часть проспекта Труда. А ведь в нашем городе зимы особенно долгие…» (Н. Ядовин. Не только реклама. «Северный рабочий», 4 апреля 1975).
В городе кое-где до сих пор сохранились эти старые вывески – они словно осколки рухнувшей эпохи. Теперь-то мы знаем, кем они были изготовлены и где...
Подготовил Роман Попов


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1