[править | править исходный текст]Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 ноября 2012; проверки требуют 12 правок.
Стилевые проблемы
В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты.
Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами.
Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке.
Nuvola apps important recycle.svg
Эта статья или раздел нуждается в переработке.
Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.
Ислам Allah300.png
Столпы ислама[показать]
Вероубеждение[показать]
История и представители[показать]
Основные течения[показать]
Книги и законы[показать]
Культура и общество[показать]
См. также[показать]
Portal.svg Folder Hexagonal Icon.svg Wiktionary-logo-ru.png Wikiquote-logo.svg Wikisource-logo.svg Wikinews-logo.svg Commons-logo.svg
Единобожие (توحيد) образованно от глагола وحّد — يوحّد , а это «делать что-либо единым, одним». В шариатском значение это слово означает «единственность Аллаха в том, что принадлежит только Ему в господстве, поклонении и прекрасных именах и атрибутах» и имеет два вида:
Первый: таухид филь-ма’рифа уаль-исбат — в познании и утверждении, то есть познание Господства Всевышнего Аллаха, Его прекрасных имен и качеств и утверждение этого в отношении только одного лишь Аллаха, Его деяний.
Второй: это таухид фит-таляб уа аль-касд — в требовании и цели — то, что содержит в себе сура аль-Кафирун, а также слова Всевышнего: «Скажи: „О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом“. Если же они отвернутся, то скажите: „Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами“» (Али ‘Имран: 64), начала суры аль-Муминун, её середина и конец, начало суры аль-А’раф и её конец, предложение из суры аль-Ан’ам, большинство сур из Корана. Более того, все суры Корана содержат в себе оба эти вида таухида.
Основным принципом доктрины исламского единобожия является утверждение того, что существует только один Бог — Творец всего сущего, достойный поклонения и обладающий прекрасными именами и атрибутами. Все процессы во вселенной и мироздании творятся только Им, посредством Его Вечной Воли, исполнителями которого являются ангелы. Исламская доктрина единобожия отвергает христианские представления об ипостасях Бога, выраженные в троице.
Утверждение о единственности Аллаха представлено в первой части шахады, исламского символа веры, первого из пяти столпов ислама: «Свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха,…» (араб. أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ), а божество — это то, чему поклоняются, чему подчиняются из любви и богопочитания к нему.
Содержание [убрать]
1 Виды таухида
1.1 Таухиду Ар-Рубубийя
1.2 Таухид Аль-Улухийя
1.3 Таухид Аль-Асма уа Ас-Сыфат
2 Сущность и атрибуты Аллаха
3 См. также
4 Ссылки
Виды таухида[править | править исходный текст]
Таухидур-рубубийя: Единственность Аллаха в его господстве
Таухидул-улухийя: Единственность Аллаха в его божественности — в поклонении
Таухиду фил-асма-и уас-сыфат : Единственность Аллаха в его атрибутах, именах.
Текст Корана содержит аят, в котором упоминается обо всех трёх видах таухида: «Господь небес, земли и того, что между ними! Поклоняйся Ему и будь стоек в поклонении Ему. Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)?» (Марьям: 65) -
«Господь небес, земли и того, что между ними!» — таухид ар-рубубийя
«Поклоняйся Ему и будь стоек в поклонении Ему» — таухид аль-улюхийя
«Знаешь ли ты другого с таким именем?» — таухид аль-асма-и уас-сыфат
Таухиду Ар-Рубубийя[править | править исходный текст]
Единственность Аллаха в его господстве. Всевышний Аллах является Творцом всего сущего, Дарующим средства для существования, Оживляющим, Умертвляющим. Все происходит только по Его воле. Всевышний в Коране говорит: «Воистину, ваш Господь — Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, и Властвует Троном . Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. Солнце, луна и звезды — все они покорны Его воле. Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!» . Он также сказал: «Воистину, ваш Господь — Аллах, Который создал небеса и землю за шесть дней, а Властвует Троном . Он управляет делами. Никто не будет заступаться, кроме как после Его дозволения. Таков Аллах, ваш Господь»
Таухид Аль-Улухийя [править | править исходный текст]
— Единственность Аллаха в поклонении (в отдавании прав, которые принадлежат только божеству).
Таухидул-улухийя: Единение Аллаха в его божественности — в поклонении Все виды поклонения должны быть обращены только к Нему. К этим видам относятся: мольба; просьба о заступничестве и помощи в том, что не под силу, кроме Аллаха (например: даровать Рай или уберечь от Ада); страх; упование; обет; жертвоприношение. Всевышний сказал: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, — быть может, вы устрашитесь. Он сделал для вас землю ложем, а небо — кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» (аль-Бакара: 21-22). Раз Господь является Творцом всего сущего, то только Ему и следует обращать все виды поклонения. Если же человек совершит поклонение кому-то помимо Него, он совершит многобожие, как сказал об этом Аллах: «У того, кто поклоняется наряду с Аллахом другим богам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют» (аль-Муминун: 117).
Таухид Аль-Асма уа Ас-Сыфат[править | править исходный текст]
Только Аллах обладает совершенством во всех его проявлениях: именах, атрибутах и действиях. Его имена и качества, а также деяния не схожи с именами и делами Его творений, как сказал об этом Всевышний: «Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (аш-Шура: 11). И ни в коем случае нельзя сравнивать или приравнивать Аллаха к творениям, а кто заявит подобное, тот совершит многобожие!
Сущность и атрибуты Аллаха[править | править исходный текст]
Абу Джафар ат-Тахауи (239—321 по хиджре) так описывает мусульманские представления об Аллахе в своём общепризнанном среди суннитов сочинении «Акыда ат-тахавийя»:
Мы говорим о единстве Аллаха, веря с помощью Аллаха, что Аллах Един, без каких бы то ни было сотоварищей (любые боги, божества, которых люди почитают наряду с Аллахом).
Нет ничего, подобного Ему.
Нет ничего, что может превзойти Его.
Нет иного божества, кроме Него.
Он вечен без начала и бессмертен, непрестанный без конца.
Он никогда не погибнет и не прекратит своего существования.
Ничего не происходит, кроме того, что Он пожелает.
Никакое воображение не может постичь Его и никакое понимание не охватывает Его.
Он отличен от любого сотворённого существа.
Он живой и никогда не умрёт, и вечно в действии и никогда не спит.
Он творит без нужды в этом и даёт пропитание Своему творению без всякого усилия.
Он умерщвляет без опасения и возвращает к жизни без труда.
Он всегда существовал вместе со своими атрибутами ещё до творения. Наделение творения существованием не добавило к Его атрибутам того, чего бы уже не было. И Он был со всеми Его атрибутами в предвечности, таким Он и останется вечно.
О Нем говорят, что Он Творец не только после акта творения, и говорят, что Он Создатель до акта создания.
Он всегда был Господом, даже когда не было ничего, над чем Он мог бы быть Господом, и всегда был Творцом, даже когда не было творения (…)
Он сотворил сотворённое по Своему Знанию.
Он предопределил судьбы всех Своих творений.
Он установил им определённые сроки жизни.
Ничего не было скрыто, что касается их, от Него, до того, как Он сотворил их, и Он знал все, что они будут делать, до того, как сотворил их.
Он приказал им повиноваться Ему и запретил им ослушиваться Его.
Все происходит по Его Решению и Воле, и Его Воля совершается в полную силу. Единственная воля, которая есть у людей, это то, что Он желает для них. Что Он желает для них, происходит, чего не желает, не происходит.
Он ведёт по прямому пути кого желает. И защищает их и охраняет их от вреда по Своей Щедрости, и сбивает с пути кого желает, и унижает их и причиняет им страдания по Своей Справедливости.
Все они подвластны Его Воле, находясь между Его Щедростью и Его Справедливостью.
Он превыше того, чтобы иметь противоположности или равных Себе.
Ничто не может отвратить от себя Его Предопределение или обратить вспять Его Повеление или преодолеть Его Распоряжение.
Мы верим во всё это и уверены, что все исходит от Него.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев