Там есть цари в областях, и владения их представляют отдельные государства; земля их обширна и имущества в изобилии.
К ним принадлежат царь Шарвана, называемый шарваншах, и царь Абхаза, называемый абхазшах. Между Лакзами и Ширваном граница, а между Ширваном и Лираном смежная граница; у Лирана с Мукатей граница, и со страною Абсия тоже. В этой местности мало городов. Здесь есть укрепленный замок, а за ним к горам местность, соседняя Лакзам. Лакзы и охраняют замок, так как владетель Абсия чувствует склонность к ним и старательно их защищает.
.
Аль-Истахри. Книга путей царств. ~930 год.
_______________________________
Жители Абхазии и Джигетии сами себя называют Апсуа, а свою общую страну Апсне. Сами они делятся на князей, дворян и крестьян. Земли между Гагрой и Сочи аборигены называют Халцис...
Трудно приучить к постоянному труду народ, который не знает никакого другого занятия, как только скакать на коне и махать саблей...
Однако здесь они достигли настоящего совершенства, которое я наблюдал даже у мальчишек восьми - десяти лет.
Фридрих Боденштедт. "Тысяча и один день на востоке" 1845.
________________________________
Царь [абхазов]...оказал ему [армянскому царю Ашоту Железному]...любезный приём...предоставил в его распоряжение всех своих всадников, закованных в латы, у них были шлемы, увенчанные султанами, железные набедренники, на плечах - оборонительные доспехи, покрытые железными пластинами, щиты, которые не могли пробить копья и стрелы, а кроме всего этого , они были вооружены большими и прочными мечами и луками. Привожу все эти подробности только потому, что они представляют интерес для истории военного искусства той эпохи...и может быть, они говорят о величии , которым пользовались абхазы, воинственный народ, игравший огромную роль в истории Грузии...
.
Академик Мари Броссе. История грузинских Багратидов до Хl века по сведениям армянских и греческих авторов. 1843 год, стр 52.
________________________________
В пределах Абхаза есть крепость, которую называют Крепость Креста [Джьар во Мцхете], в ней находились храбрецы, которые не страшились встречи с острием [копья] и лезвием меча и ставили ни во что жестокие сражения.
.
Садр ад-Дин Али ал-Хусайни. Сообщения о Сельджукском государстве. Хlll век
_______________________________
В то время был он возрастом шестнадцатилетним, хроникон же — триста и девять (1089 год) . На него, единородного от Гиорги, сам отец надел венец царствования...
.
Грузинский анонимный автор. Житие царя царей Давида. Хll век.
________________________________
А Георгий был «человек грозный и самый щедрый из всех абхазских царей, хлебосольнее всех людей, наездник и стрелок отменный».
Грузинский анонимный автор. Летопись Картли Хl век.
_________________________________
Чкондидский вмешался в дело, и было решено: по обычаю, как положено, венчает Давида на царство Абхазский католикос.
.
Константинэ Гамсахурдиа. Давид Строитель. Тбилиси, 1963 год, стр 119.
_________________________________
Летопись Грузии полагает воцарение Давида Возобновителя в том же 1089 году...
Грузинский учёный Ф.Д.Жордания.
"Хроника Абхазских царей". Тифлис, 1902 год.
___________________________________
Давид, царь абхазский, послал в Антиохию для рукоположения во епископы много лиц...
Историк Евагрий пишет, что соборная церковь в Абхазии выстроена Юстинианом и что при дворе этого императора жил какой-то абхазец, по имени Ёфрата , которого Юстиниан послал в Абхазию собрать несколько детей и привести их в Константинополь, где названный император устроил школу для обучения их грамоте и разным наукам...
Из этих же абхазцев состояла внутренняя охрана Юстиниана...
П.Жузе. " Грузия в ХVlll столетии по изображению патриарха Макария". Издание: Казань. 1905, стр 10-11.
___________________________________
Я отправился в город Тифлис и провел там зиму. Затем я поступил на службу к абхазскому царю, владетелю Тифлиса, и вместе с ним участвовал в походе его войска. Царь передвигался с одного края до другого и с одного места до другого в пределах своих владений. И я был с царем, и мы провели несколько дней в области Дарбанд-и Хазаран, который, говорят, был впервые построен Хосровом, сыном Кубада. Царь остановил свое войско в долине около горы. И малик Дербенда эмир Абу-л-Музаффар вышел, чтобы выразить свое почтение абхазскому царю, и привел ему слуг [с вещами, необходимыми для] его пребывания и пиров, так как он был зятем абхазского царя, будучи женат на его дочери. А абхазским царем был Дмитрий, сын Давида, Давидид ,
имеющий титул "Меч Мессии"...
Сосредоточились большие войска: султан Тогрул пришел со стороны Джанзы, а Фахр ад-дин Туган Арслан Горбатый — со стороны Дувина. И двигались войска до тех пор, пока между ними и Тифлисом не остались горы на полдня пути. Царь Давуд выступил с западной стороны, а его сын Димитрий обрушился на них с вершины горы, когда те находились у подножья ее. И там они сошлись в крупном бою. Было убито неисчислимое количество мусульман; потерпело поражение и было взято в плен несметное число мусульман и арабов; они захватили у них богатую добычу и до наших дней у них (встречаются) остатки этих пленных. Я сам видел это (место) битвы, когда в пятьсот сорок восьмом году приехал в Тифлис. Я направился по заданию царя абхазов Димитрия во внутреннюю часть (области) Тифлиса...
Когда мусульмане были разгромлены, Наджм ад-дин отправился с Дубейсом во главе двадцати всадников и вернулся в (свою) страну. И все, кто был с ним, ушли, а он вернулся в Майяфарикин. После того, как были разгромлены войска, возвратился и царь абхазов и, остановившись у Тифлиса, осадил его. Затем захватил его мечом и вошел в него в пятьсот пятнадцатом [1118] году. Он подверг его грабежу и сжег большую часть его. После этого он дал пощаду (айан) жителям и отнесся к ним хорошо. Он установил для них условия по их выбору. Он постановил, чтобы в той части, где живут мусульмане, не было свиней, и чтобы их не закалывали среди них. Он выпустил для них монеты с именем халифа и султана на лицевой стороне. Он установил для них азан и молитву (салават). Он поставил условием также, чтобы ни грузин, ни еврей, ни армянин не входил в баню Исмаила, и чтобы в пятницу с минбара молились за халифа и султана и не молились за него с минбара. Он установил плату для грузина (в год пять) динаров, для еврея — четыре динара, а для мусульман — три динара. Он поставил также условием, чтобы кровь того, кто причинит страдания мусульманину, не будет иметь цены для мусульман. Он относился к мусульманам весьма благосклонно и оказывал такое уважение и почет религии, науке и суфизму, какого они не имели и среди мусульман...
В том же году я увидел царя Димитрия, который, прибыв в Тифлис, оставался (здесь) несколько дней. Затем в пятницу он пришел в мечеть, сел на скамью против минбара и хатиба и прослушал всю хутбу. Он оставался до тех пор, пока люди не закончили молиться, а затем вышел. В этот же день он отпустил для мечети двести красных (золотых), динаров. Я видел с его стороны немало почестей по отношению к тем служителям религии, ученым, суфиям, проповедникам и благородным, которые посещали его. Он относился к ним хорошо, с уважением, предупреждал (желания) и одарял их многочисленными подарками...
С наступлением ночи царь получил сообщение о том, что некоторые области восстали против него. Тогда тотчас затрубили в рог похода, и царь двинулся, И бог не определил, чтобы мы встретились с ним...
Ибн Ал-Азрак Ал-Фарики: "История Маяфарикина". Хll век.
___________________________________
Однако выслушайте о таковых, во-первых, это: царство Абхазское малое имел, убавленное и малое было, и из-за пленений и вышепомянутых бед малый отряд воинства...
Царь Давид, видя столь многие вышние от Бога милости, поспешества, одоления и победы свои и царства, страны, города и крепости, которые Бог отдавал ему, ибо не было такого множества войск в царстве его, которых для стояния и удержания городов и крепостей и при нем же самом пребывания и походов достаточно было при неустанном хождении его походами зимой и летом...
И забрал крепости дарьяльские и всех врат осетинских и кавказских гор. И сотворил мирный путь для половцев, и вывел множество весьма великое...руками их сокрушил совершенно силу персидскую, и навел страх и ужас на всех царей земных, и с их поддержкой сотворил дела неуверяемые...
Грузинский анонимный автор. "Житие и деяния царя царей Давида". Хll век.
___________________________________
Топот коней лихих абхазских джигитов приводит в страх и трепет жителей всех соседних стран, а их маленькие суда иногда бороздили и волны Босфора, и смелость их набегов знало все Черноморское побережье...
К.Д.Кудрявцев Материалы по истории Абхазии. 1924 год.
________________________________
Сильно пострадал город Шабран. Его защитники, состоявшие из лезгин и курдов, воевавшие под руководством дербентского предводителя, были уничтожены. С военной добычей Давид вернулся в Грузию и стал вынашивать новые планы против соседа. Большую часть Ширвана и Дагестана он удерживал под своей властью в течение почти полугода.
Фарид Айсар. Тюрки и грузины у стен Дербента. 2011
___________________________________
Могучие и славные были цари абхазские . Они первенствовали в Грузии и достигли такой власти, что...назначали в образовавшееся в Грузии особое Карталинское царство царями своих сыновей; да и в прочих грузинских владениях властвовали абхазские принцы.
П.П.Короленко. На берегах Абхазии. 1891 год.
_________________________________
Как совершенно правильно указал З. В. Анчабадзе, «грузинские формы абхазских дворянско-княжеских фамилий, как правило, непосредственно исходят из соответствующих абхазских фамилий: Маршания-Амаршан, Иналишвили-Иналипа, Анчабадзе-Ачба, Дзяпшишвили-Дзиапшипа, Маргания-Маан и т.д.
Грузинский академик Зураб Папаскири.
"Территория Абхазии в XI-XVвв". – Разыскания по истории Абхазии... Издательство «Мецниереба». Тбилиси, 1999 год, стр. 177-204.
_________________________________
Принадлежавшие к грузинскому сословию были, собственно, холопами. Они преимущественно приобретались из Грузии, оттуда или увозились в плен, или же приобретались посредством покупки...
.
Газета "Терские ведомости" № 69, 1899 год.
___________________________________
Дворянство [грузинское] проявляет над своими людьми власть более чем тираническую, обращаясь с ними еще хуже, чем в Колхиде [Мегрелии] и заставляя бесплатно и на своих харчах работать целыми месяцами. Обычай дает им право располагать свободой и жизнью своих подданных: брать и продавать их детей или обращать в своих рабов.
.
Жан Шарден: Путешествие по Закавказью в 1б72-1673 г.
__________________________________
Я имел снова случай убедиться в ничем не истребляемом влиянии дворянской власти... Азнаур...рассердился как-то на одного из проводников и начал бить его палкой по голове. Простолюдин ворчал, но не оказывал сопротивления...На мое замечание азнаур отозвался, что он пользуется только своим правом и наказывает своего подвластного.
.
И.А.Бартоломей. Поездка в Вольную Сванетию. 1855 год.
__________________________________
Если вы посмотрите в любой точке земного шара, где вы будете искать феодализм, то вы обязательно обнаружите, что вот эти холопы - зависимые сословия были без оружия.
Хасан Бакааев. "Были ли в Чечне князья?". 2019
___________________________________
Давид Строитель - царь Абхазии.
Олесь Бузина. Картли - родина удабнопитеков. 2009 год.
___________________________________
В одном из писем, адресованных царю Давиду , он величается "царём царей Абхаза, Шаки, Алана и Руса".
.
Д. Л. Мусхелишвили, Из исторической географии восточной Грузии (Шаки и Гогорена), Тбилиси, 1982, cтр. 59-60.
_______________________________
"Это рисовал живописью в царствование императора Алексея Комнина и Давида, великого царя Абхазского, некто Николай...".
Надпись на стене абхазского храма Мыку [Моква]. Xll век.
___________________________________
Восточные авторы , как правило, Грузию называли Абхазией.
...Даже в ХХ веке редко, но всё же иногда Грузию по средневековой традиции называют Абхазией. Например, Гафар Кендли - турецкий историк и лектор Тебризского университета в своих исторических экскурсах Грузию называет "страной Абхаз".
.
Грузинский академик З.В.Папаскири. Ибн-Биби о Грузии. 2004.
_______________________________
В этом же [1123] году пришел с большим войском султан Гандзака и построил мост через реку Куру и 60000 человек повёл в страну абхазов [Картли]. Царь Давид отправил большую армию, они сожгли этот мост. Все те, кто перешел через мост, были уничтожены, а султан позорно бежал.
Царь Давид был человеком воинственным, он отнял у персов много местностей: Тбхис, Тманис, Шруан, Шаки, Шамкар и другие крепости и области. Он был благородный и храбрый воин. Вокруг него собрались все остальные войска армян. Он построил армянский город в Грузии, утвердил много церквей и монастырей и назвал этот город Гура . Он имел от армянки сына, по имени Димитре , который был очень высокого роста.
Cмбат Спарапет. Летопись. Хlll век.
___________________________________
Деметре был шахиншахом Абхаза и Шаки , царём горизонтов.
Фелики Ширвани. Ода на смерть царя. 1156 год.
___________________________________
Абхазы жили до Анапы...
Цари эти назывались "апсха" (апсҳа). Они господствовали (дословно "держали"-) над всем Кавказом (Каҧказ апсҳа икын). Население тогда здесь было густое: кошки, не сходя на землю , по крышам ходили до самых гор.*...
*Записано 6 июня 1963 года в Сухуме со слов 70-летнего К.Х.Мканба.
Ш.Д.Инал-ипа. Страницы исторической этнографии абхазов. 1971 год, стр 224.
__________________________________
Матраха [Тамань] весьма древний город... Его князья, известные под именем Олоу Aббас, прославленные своей силой...храбростью и воинственным пылом, наводили страх среди своих соседей.
.
Мухаммад Аль-Идриси. Развлечение истомленного в странствии по областям. 1154 год.
__________________________________
Этот царь Давид проявил великую храбрость в войнах против персов. Много раз он побеждал неверных и разбивал их, захватывая у персов мечом и силой богатые земли. Он захватил Тифлис, Дманис , Ширван , Шаки , Шамкор и множество других земель...
Маттеос Урхаеци. Хронография. Хll век.
___________________________________
Ухтик' с его округом , Гаг , Терунакап , Тавуш, Кайан, Кайтцон, Лоре, Тащир и Махканаберд , покорил себе все армянские владения, [принадлежавшие армянским царям] Кюрике и Абасу, Кавказскую гору, царство Сонов [Цанар], Мратчульс, Кетчет до самого Каспийского моря, Хабанда [Арцаха] и города Шапурана.
Вардан Великий. Всеобщая история. Хlll век.
___________________________________
Царь Давид... (1089—1125), несмотря на маленькую армию, непрерывно терроризировал сельджуков. Непрерывные атаки абхазов на сельджуков в конце концов ознаменовались блестящей победой и совершенным изгнанием захватчиков...
Полунезависимые правители Грузии и Армении были не в состоянии сопротивляться абхазам, представлявшим собой беспредельно храбрых и дерзких воинов.
Натхо Кадыр. Черкесская история. 2015 год.
___________________________________
"Даром не тратятся ведь стрелы наших абхазов".
Слова из старинной хевсурской " Баллады о юноше и барсе". Грузинский учёный Е.Б.Вирсаладзе. "Грузинский охотничий миф и поэзия". 1976 год, стр 164.
___________________________________
Посмотришь, как абхазский лучник смелый,
она из глаз прекрасных мечет стрелы.
Фахреддин Гургани. Поэма "Вис и Рамин". Хl век.
___________________________________
В рост человека луки из выдержанного тиса в руках лучников — сильное оружие. Далеко мечут они длинные трехперые черешневые стрелы с железными наконечниками наподобие листа ивы. Абазгские лучники со времени Юстиниана I славятся в войсках ромейской империи.
.
Грузинский автор Р.Г.Петрозашвили:
"У стен Анакопии".1975 год.
___________________________________
«Крест честной, прославь непобедимого царя Абхазов, Ранов, Картлов, Кахов и Армян, Давида и помилуй меня бедного».
Надпись на Хонском кресте. Хll век.
___________________________________
"Христос возвеличь Давида , царя абхазов и севастоса".
Надпись на монете великого абхазского царя Давида l [1089-1125 годы].
___________________________________
В этом же, 518 [1124], году скончался Давид, царь абхазцев.
Ибн Ал-Асир. Полный свод истории. Хlll. век
___________________________________
Сам Давид Строитель называется часто царём абхазовъ...
Абхазы также выступали политическими передовыми бойцами этой своеобразной государственной организации.
.
Профессор Н.Марр. История Грузии. Тбилиси, Издательство "Амирани". 1906 год, стр 30.
___________________________________
Кабардинские князья все еще считают себя, в силу своего происхождения и былых подвигов своих предков, первыми по благородству крови не только среди черкесских племен, но и вообще среди всех горских народов.
Иоганн Бларамберг. Кабардинцы. 1836 год.
___________________________________
Л.И.Лавров был первым исследователем, кажется, кто указал на абхазо-абазинское происхождение кабардинской аристократии...
Адыгский историк В.Н.Сокуров. "Сказание о князьях черкесских" как исторический источник. 2011 год.
___________________________________
Князья темиргоевские, гатугаевские и бжедухские считаются происходящими от Инала-Кеса и pодными владетельным князьям Абхазии и Кабарды.
Ф.И.Леонтович. Адаты кавказских горцев.1882 год, стр 189.
___________________________________
Сильное, многочисленное аристократическое сословие у черкес есть явление замечательное...
Черкесское дворянство (уорк) образует собою третью часть всего черкесского народонаселения.
К.Ф.Сталь. Этнографический очерк черкесского народа. 1852 год.
___________________________________
В те времена, — говорят они (кабардинские князья), — когда наши предки населяли берега Черного моря, они часто воевали с эммечами (имеретинцами)...
Ни один дворянин никогда не может быть возведен в ранг князя, единственно потому, что князь рожден среди них; поскольку все князья в настоящее время принадлежат к одной и той же фамилии, чье происхождение и древность рода, на которые они претендуют, уходят в легендарные времена, постольку было бы так же трудно достичь кому-либо ранга князя, как и принять чужеземца в свою семью, что не допускается черкесской гордостью...
Объединенными силами они часто оказывали эффективную помощь Иберии, Грузии, Армении, персам и туркам; их внушительная сила заставляла трепетать весь Кавказ.
Якоб Рейнеггс. Всеобщее историко- топографическое описание Кавказа. 1783 год.
___________________________________
Шлем и кольчуга, лук и колчан теперь на войне не употребляются, но хранятся как святыня, как остаток рыцарских времен, о которых черкесы вспоминают со вздохом.
К.Ф.Сталь. Этнографический очерк черкесского народа. 1852 год.
___________________________________
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев