Эта форма, вероятно, соответствовала каменной скале, на которой почти целиком базировалось сооружение. Мощные каменные стены толщиной до двух метров соединяли между собой 15 башен, четыре из которых были круглыми, а одиннадцать - полукруглыми.
После того как стали доступны снимки, сделанные из космоса, стали ясны и приблизительные размеры Сабаильского замка - их можно было разглядеть под толщей воды: контуры замка более светлые.
Ширина прямоугольного строения - примерно 75 метров, длина - до 300 метров. (По данным археологических замеров, длина 180 метров, ширина - 40. Я думаю, истина, как обычно, где-то посередине.) С юга и севера прямоугольник ограничивается двумя рядами стен общей шириной до 5 метров. Начинается прямоугольник от того места, где сейчас виден фундамент замка, и продолжается от него на запад.
Замок был украшен многочисленными каменными плитами с глубокой каменной резьбой, с орнаментами - исламскими и зороастрийскими, с надписями и изображениями птиц, животных, фантастических существ и даже лиц, причем монголоидного типа.
Лиц найдено более десяти. Эти изображения не имеют аналогов на всем Ближнем Востоке - впервые на мусульманском памятнике были найдены изображения людей и животных. Их общая длина - около 400 метров.
На некоторые из них можно полюбоваться в музейном комплексе Дворца Ширваншахов в Ичери шехер. В общей сложности (согласно некоторым источникам) было извлечено более семисот камней.
Баиловские камни были обнаружены археологической экспедицией 1939 года и впоследствии переданы в музейный фонд. Потом было еще несколько экспедиций. Практически все камни были подняты в промежуток между 1939 и 1961 годом. Считается, что все они были сделаны для украшения Сабаильского замка.
- Кстати, вам известно что-нибудь о происхождения топонима "Сабаильский"?
- "Сабаил" на фарси означает "камни баиловские", то есть камни недалеко от Баиловского мыса. Этот мыс в XIX веке дал название и возникшему неподалеку населенному пункту.
- Чем был замок? Для чего его построили?
- Вот это вопрос вопросов! Но у некоторых исследователей есть на него ответ. Я, с вашего позволения, расскажу об этом попозже, потому что для этого нужно будет кое-что пояснить и углубиться в историю. А пока расскажу о версиях.
Стоял замок на самом берегу моря и считается, что он входил в систему обороны города - охранял подступы к Бакинской крепости, позволял выдерживать небольшую осаду с моря. В принципе, объяснением этим можно было бы удовлетвориться, если не включать логику.
У замка не было ни мощных фортификационных укреплений, ни собственного источника пресной воды. О какой осаде может идти речь, если воду нужно подвозить извне?
Да и потом, если это защитное сооружение, что ж оно так далеко от Крепости построено?! Логичнее было бы построить его непосредственно рядом с Крепостью. К сожалению, многие, получая какую-либо информацию, просто принимают ее, совершенно не задумываясь, логична она или не логична.
Согласно другой версии, это была летняя резиденция Ширваншахов. Смешная, на мой взгляд, версия. Особенно если учесть, что основной их дворец - чуть ли не под боком, в Ичери шехер.
(Ну, по крайней мере, если исходить из мнения, что Дворец Ширваншахов в Ичери шехер - на самом деле дворец, а не комплекс культовых сооружений, как все чаще говорят современные историки и как писали историки прошлых веков.)
Еще одна версия возникла с легкой руки русского мореплавателя, составителя первого описания Каспийского моря Ивана Соймонова, посетившего Бакинскую бухту в 1723 году. У него мы встречаем, кстати, первое письменное описание подводного строения: "В означенном заливе Бакинском, южнее города Баки в 2-х верстах, на глубине 4 саженей (7,3 метра), каменное строение и башня; и хотя оная стена уже и развалилась, однако в некоторых местах и выше воды знаки есть, и по известиям слышно, якобы в древние времена построенное было на сухом пути, и было то гостиный двор (караван- сарай)".
- Однако есть исторические сведения, что монголы штурмовали замок и он выдержал долгую осаду.
- Да, в официальной истории такие сведения есть. В XIII веке практически весь Ближний Восток был захвачен монголами.
Они разрушили верхнюю часть крепости, но взять ее так и не сумели. Эту крепость монголы приняли за "Ворота к Последнему Морю" - так кочевники представляли себе "край земли".
Однако я не считаю эту историю достоверной. И не только я одна. Многие ученые считают, что кочевое племя степей не смогло бы так, в одночасье, вдруг стать прекрасными мореходами.
Так что монгольские походы должны быть изучены с гораздо большей тщательностью и без устоявшихся догм на историю. По крайней мере, я считаю, они были исключительно сухопутными.
Во-вторых, думаю, что если какая-то осада и была, то касалась она не Сабаильского замка. Дело в том, что "Атлантидой" стал не только этот замок.
Еще Птолемей писал, что в нескольких километрах от Баку, обозначенного им как Барука, существовало поселение Гайтара, которое строилось в те годы, когда уровень Каспия был максимально низким. Историки считают, что его остатки можно найти вблизи Баиловской косы на глубине метров восьми.
Гайтара было сооружением, значительно превосходящим по размерам Сабаил. И оно было гораздо более мощным, имело два ряда крепостных стен.
По такому принципу строились все крепости того периода, включая Ичери-Шехер. Скорее всего, именно Гайтару монголы (или другие захватчики) так и не смогли взять и назвали "Воротами к последнему морю".
- Бакинские гиды часто рассказывают, что в Сабаильском замке нет ничего таинственного - он просто выполнял функции таможни.
- Да, многие так считают. Представляют его в своих работах морвокзалом или таможней. Свое мнение они строят, исходя из следующих фактов, которые приводит писатель и историк Осман Исмизаде.
Он пишет, что во время существования замка "вокруг стен и башен с наружной стороны не было навала камней, какой имеется в настоящее время. Тогда морская вода со всех сторон вплотную подходила к основанию фундаментов крепостных стен, не оставляя за их пределом площади, не залитой волнами Каспия.
Это подтверждается также многочисленными каменными ушками, вмонтированными в кладку фундаментов стен и башен и предназначенными для привязывания кораблей, стоящих у причала.
Этот факт дает основание сказать, что Баил Гесри, являясь мощной неприступной морской крепостью, защищавшей город Баку со стороны бухты, выполняла одновременно функции таможни. С берегом она могла быть связана только при помощи судоходства".
С последним утверждением я вообще не согласна - ведь строился стоял не в море, а на берегу. И найденные археологами три больших камня, вделанных в стены и с каменными "ушками", к которым привязывались канаты, - вовсе не доказательство того, что это порт.
(Тем более что камней найдено всего три, а три - это не "многочисленные".) Мало ли кто и по какой надобности мог причалить к замку, стоящему на самом берегу? То, что к замку причаливали - факт, потому что на дне найдены якоря и якорные камни.
- Но ведь если уровень вод Каспия колебался с некоторой периодичностью, можно допустить, что в какие-то периоды замок стоял в море?
- Можно. Иногда уровень Каспия поднимался настолько высоко, что море достигало места, где стоит Джума мечеть в Ичери-Шехер, как, например, в начале XV века. Тогда строились новые причалы. Море отступало, обнажалось дно и причалы переносились дальше.
В XI-XII веках наблюдался один из самых низких уровней Каспия, и, вполне возможно, что строительство Сабаильского замка было обусловлено именно этим.
Некоторые ученые полагают, что при подъеме уровня Каспия замок мог быть связан с берегом неширокими мостами-эстакадами, сооруженными на выступах скал. Один из них шел к западу, другой - к юго-западу, в сторону Баиловского мыса.
- А куда потом делись эти мосты?
- Видимо, впоследствии были разрушены - чтобы не мешать судам перемещаться по акватории. Или они были разрушены, когда море отступило, - за ненадобностью.
Ниже современного уровня воды Каспия за последние две тысячи лет опускались четыре раза. Но, к сожалению, письменных сведений о Баку этих периодов практически нет.
- В ХХ веке когда была зафиксирована самая нижняя отметка?
- В 1977 году - минус 29 метров. Относительно уровня мирового океана, конечно, ведь Каспий лежит значительно ниже уровня мирового океана.
В 1941 году была зафиксирована отметка минус 28 метров. А в 1929-1930 - минус 26 метров. У меня есть редкая фотография руин Сабаильского замка, сделанная как раз в эти годы.
Развалины выступают из воды примерно на половину человеческого роста, точнее сказать нельзя - не с чем сравнить масштабы. Там видны остатки кладки стены (или башни) высотой примерно в пять кубиков.
- Давайте вернемся к таможне. На каком-то ведь основании, кроме домыслов, мнение о таможне все-таки возникло?
- Историки склоняются к официальному мнению, что замок был таможней, портом или чем-то из этого ряда, исходя из найденной каменной плиты (очередного баиловского камня), надпись на котором - "Бендер-Баку" - расшифровывают как "Порт Баку", исходя из аналогичных названий на фарси: Бендер-Энзели, Бендер- Аббас, Бендер-Торгемен, Бендер-Гез, Бендер-Бейла и т.п., где "бендер" означает порт, портовый город.
Мне эта версия кажется притянутой за уши, потому что слово "бендер" на фарси означает и бухту тоже. Замок, стоящий в Бакинской бухте, вовсе не обязательно должен быть портом или таможней. И опять логичнее было бы сделать порт поближе к Крепости, а не в паре километров от нее.
Другой аргумент за то, что это порт, - это его богато украшенные каменной резьбой и надписями стены, выходящие на море.
Мол, это как бы вывеска, "лицо города", ведь многие надписи касались Ширваншахов и их родословной. Ну, тут даже комментировать неохота: разве можно делать вывод, что замок - это таможня, лишь на основании "вывесок"?!
В некоторых публикациях я читала очень образные и живые описания, как товары разгружались в замке, стоящем на воде (!), оценивалась их стоимость, назначалась таможенная пошлина, а потом эти товары на лодках (!) перевозились на берег, а потом на вьючных животных - в Баку.
Вы меня извините, но это как в русской поговорке - "В Киев через Ленинград". Не проще сразу разгружать с корабля в порту Крепости?! Минуя лодки и верблюдов. А толстые стены замка - это чтобы охранять там особо ценные товары. Опять же, извините, смешно...
- Я где-то читала, что замок не был окончательно достроен. Это так?
- Да, многое об этом говорит. Виктор Квачидзе еще в прошлом веке обнаружил, что почти все баиловские камни, обнаруженные подводными археологами, не были вмонтированы в стены и лежали вокруг них. Внутри самого замка тоже не было никаких строений.
Квачидзе же выяснил и то, что остатки стен, обнаруженные внутри замка и делящих прямоугольник примерно на десять помещений, сделаны лишь в XVI веке и довольно, кстати, небрежно. Словно второпях.
Похоже на то, что замок "сдавали в эксплуатацию" несколько раз. Точнее, пытались сдать, потому что море то наступало, то отступало. Об этом свидетельствуют надписи на баиловских камнях.
- Так, может, замок все-таки какое-то время мог быть портом, таможней, караван-сараем и чем-нибудь еще?
- Когда-нибудь, в какой-то период своего существования - конечно, мог. Девичья башня тоже не строилась как маяк, но маяком какое-то время "работала". Я говорю об изначальном назначении замка.
Но караван-сараем он вряд ли мог быть даже на каком-нибудь коротком отрезке времени. Это становится понятным, если опять же включить логику.
Во-первых, он не был окончательно достроен и приспособлен под эти нужды. Во-вторых и в главных: входные ворота в замок были слишком узкими - 1 метр с четвертью. В такие ворота не пройдет ни навьюченный верблюд, ни арба, запряженная лошадью или ослом.
- Давайте теперь перейдем все-таки к тому, чем на самом деле был Сабаильский замок.
- Многие историки, мыслящие не ортодоксально, считают, что Сабаильский замок изначально не был ни замком, ни таможней, ни караван-сараем и ничем иным из этого ряда.
И я их поддерживаю, потому что найдено много косвенных подтверждений этой точке зрения. Это было культовое сооружение эпохи зороастризма.
- К тому времени на территории современного Азербайджана уже несколько веков был ислам. Можно ли говорить о зороастризме в ту эпоху?
- Можно и даже нужно! Историки, которые изучают зороастризм, все чаще приходят к выводу, что зороастризм как религия вытек из огнепоклонничества и зародился именно на Абшероне. И долгое время сосуществовал параллельно с исламом.
Зороастр, согласно мнению этих историков, родился также в этих местах, где с незапамятных времен выходил на поверхность огонь - горящий природный газ.
Кстати, очень многие путают зороастризм и огнепоклонничество. Огнепоклонничество - языческая религия, обожествлявшая силы природы, в данном случае огонь.
Зороастризм - можно сказать, первая из монотеистических религий, ставшая предтечей иудаизма, буддизма, христианства и ислама. Да, у зороатризма корни уходят в огнепоклонничество, но путать эти две религии нельзя!
Зороастрийцы поклоняются Ахура-Мазде - в духе заповедей Зороастра (Заратуштры), которого смело можно назвать пророком. Огонь же (Атар) в этой религии - лишь зримый образ тепла и света, символ Ахура-Мазды, помощник человека в этом мире.
Зороастр учил, что Ахура-Мазда сотворил все чистое, светлое, доброе и полезное для человека: плодородную землю, домашних животных и чистые стихии: воздух (небо), землю, воду и особенно огонь, являющийся, в том числе, и символом очищения.
Огонь в зороастризме имеет четкую классификацию. Он делится на небесный огонь, огонь молнии, огонь, добываемый человеком, и высший священный огонь, зажигающийся в храмах.
В ту эпоху на огромной территории - от Мидии до Индии, начиная с I тысячелетия до нашей эры, строилось большое количество зороастрийских храмов огня.
В эпоху Сасанидов храмы и алтари огня были построены по всей империи. На Абшероне храмы огня строились, в основном, в виде башен. Например, замок в Раманах - также изначально храмовый комплекс, а вовсе не защитное сооружение.
В храмах не только поддерживался священный огонь, они служили своего рода местом последнего упокоения, потому что ни закапывать тела в землю, ни сжигать их не было в традициях зороастрийцев.
С одной стороны, огонь - это стихия, которая не оскверняется, другой стороны - это непочтительно по отношению к высшей стихии, именуемой "Сын Ахура-мазды".
Так что наряду с кремацией существовал и обряд ингумации в защищенный плитами земляной склеп (чтобы не отравлять землю трупным ядом), и обряд труповыставления, когда тела относились на самый верх башенного храма и предоставлялись хищным птицам, которые уничтожали тела. Есть мнение, что Девичья башня - как раз такой храм. Наряду с Сабаилом.
Кремация, к слову сказать, стала осуществляться тогда, когда хищные птицы свою работу не доделывали.
Именно долгим сосуществованием ислама и зороастризма и объясняется "мягкий ислам" на территории современного Азербайджана, и изображения людей и животных, которые мы видим на баиловских камнях, и зороастрийскую орнаменталистику и символику на них и других памятниках.
К ним относятся и машикули - символы огня, которые можно встретить в храме в Раманы, на многих других древних бакинских и апшеронских памятниках архитектуры.
Любопытно, что при реставрации крепостных стен в Баку в советское время они были украшены машикулями.
Изначально их не было: машикули - вовсе не помощники при обороне крепости, но советские историки были в чем-то не в пример нынешним более прозорливыми.
- Если резюмировать, то вы хотите сказать, что Сабаильский замок - храмовый зороастрийский комплекс, построенный в XIII веке?
- Точнее, новопостроенный на месте старого зороастрийского храма, который, в свою очередь, был возведен на месте древнего капища огнепоклонников.
Такие храмы и капища возводились не где-нибудь, а в местах, где имелся не только выход природного газа, но и обнаруживалась геопатогенная зона со знаком "плюс".
То есть в местах, обладавших повышенной энергетикой, местах силы. Если встать рядом с таким местом, соответствующим образом настроиться, то можно почувствовать эту энергию. Для этого даже не нужно быть экстрасенсом - любой более-менее чувствительный человек сможет ее ощутить.
О том, что Сабаильский замок имеет самое непосредственное отношение к зороастризму, говорит и тот факт, что на многих баиловских камнях, поднятых со дня морского, есть зороастрийская символика.
Но их широкой публике не показывают. Я и сама их не видела, мне просто сообщили об их существовании и показывали фотографии. Я думаю, их не выставляют потому, что они сильно нарушают устоявшуюся картину мира.
- Может быть, поэтому и не проводятся дальнейшие изыскания и археологические работы?
- Вполне может быть. Сейчас, когда Каспий опять мелеет, такие работы обошлись бы намного дешевле, чем в годы, когда уровень Каспия поднимается.
Хотя есть и объективные причины. Вода в Бакинской бухте очень мутная, дно покрыто толстым слоем ила. Все это существенно затрудняет подводные археологические раскопки. Но, как говорится, было бы желание!
Есть предложение о реконструкциях Баиловских замков по середине Каспийского моря.Восстановить стены древних замков которые были разрушены .
Это почти мифически затонувший город, окруженный ореолом тайн, легенд и загадок. Этот памятник – своеобразная «Бакинская Атлантида», ушедшая под воду в результате людского несовершенства… Окутанный легендами замок, выдающийся памятник азербайджанского зодчества, в которых действующими лицами были Александр Македонский, Аристотель и другие, в настоящее время полностью находится под водой на расстоянии от берега около 350 м . Замок был построен по проекту зодчего Зейнаддина ибн Абу Рашида Ширвани. По всей верхней части крепости проходит полоса надписи на арабском и фарси, а также изображения человеческих лиц и фантастических животных. Общая длина художественной надписи около 400 метров . Среди прочитанных обрывков надписей обнаружены три фрагмента с датой сооружения - 632 г .х. (1234-1235 гг.), именем зодчего. Эти надписи не имеют аналогов на всем Ближнем Востоке, впервые на мусульманском памятнике были найдены изображения людей и животных. К сожалению, верх крепости сегодня полностью разрушен, сохранилась только нижняя часть стен и башен.
Комментарии 1