Мы слышали о драматическом повороте истории с Иисусом – как Пилатом было принято совершенно беззаконное решение о распятии Христа. Пилат прекрасно понимал, что Иисуса просто не любит еврейская знать – он не понимал, за что и почему – но эта ненависть элиты была для него очевидной. Он также видел, как фарисеи и члены синедриона науськивали народ требовать для Иисуса смертной казни. Пилат был перед непростым выбором: либо устроить полноценное судебное разбирательство и выяснить, в чем конкретно заключалась вина Иисуса – либо пустить дело на самотёк и подчиниться требованиям толпы. Очень непростое решение! С одной стороны, приближается Пасха, Иерусалим заполнен паломниками, повсюду – толпы народа, римские войска приведены в повышенную боевую готовность – потому что знают, насколько легко в еврейском народе возникают стихийные восстания против оккупантов. Дать повод этим людям выразить ещё больше своё недовольство – и тем самым, возможно, спровоцировать восстание – либо пойти на компромисс – отдать им этого непонятного Иисуса – как жертву, как плату за их хотя бы относительную лояльность римской власти – но при этом нарушить самые основы римского права и осудить на смерть невиновного – вот какую дилемму пришлось решать Пилату. Да ещё и собственная жена невовремя со своими снами влезла – кто знает, может этот человек и действительно – Божий посланник?
Но желание сделать приятное толпе оказалось сильнее требований закона и совести. Самому Пилату это решение не помогло удержаться на месте: вскоре, в 36 году, его отстранят от должности и отправят в Рим. Что было дальше – достоверно не известно: по одним источникам, он был сослан в Галлию, где закончил жизнь самоубийством, по другим – был казнён Нероном. В любом случае, закончил плохо. Компромисс его не защитил – ни от ненависти еврейского народа, ни от гонений со стороны римской власти.
В чём же заключалась главная ошибка Пилата? В малодушии. Отпустить Варавву было проще, нежели чем мучительно долго разбираться с непонятными религиозными претензиями к Иисусу со стороны Его же единоверцев. Психологически понять Пилата можно: думаю, многие из нас бывали в ситуации, когда лёгкое и быстрое решение какой-то неопределённой проблемы перевешивало, даже если мы понимали несправедливость такого решения.
Но эта лёгкость – обманчивая: решение, принятое на волне желания быстро отделаться от надоедливой проблемы, как правило, оборачивается ещё большими сложностями. Пример Пилата должен нам помочь научиться останавливаться, когда обстоятельства пытаются нас буквально вытолкнуть к поспешному принятию решения – для которого пока у нас нет ни достаточных оснований, ни времени, чтобы как следует во всём разобраться. В такой ситуации хорошо бы приводить себе на память сегодняшнюю историю и задавать себе вопрос: а не на месте ли Пилата я сам оказался? И тогда желание легко и быстро отвязаться от докучающей нас проблемы, не сомневаюсь, быстро пропадёт!
Протоиерей Павел Великанов
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев