Дачные железные дороги – это уникальное направление железнодорожного транспорта, которое родилось на просторах постсоветского
пространства. Дороги строятся энтузиастами на своих приусадебных участках со своим уникальным подвижным составом, ориентированным на перевозку грузов либо пассажиров. Ширина колеи (основной размер в железнодорожном транспорте) каждым автором берется исходя из площади дачного участка, предполагаемого использования дороги, материальных возможностей.
Рельсо-шпальная решетка изготавливается из деревянных брусков (лежневка), профильных труб, уголков или полосового металла.
Подвижной состав имеет ручную, бензиновую, электрическую тягу и делается, в основном, из подручных материалов с использованием запасных частей от авто-, мото- и сельхозтехники.
Общепринятых норм ширины колеи для дачных дорог не существует. Первоначально в эту категорию попали дороги колеёй от 180 до
390 мм включительно. Почему так? Дело в том, что меньше 180 мм — это, скажем честно, игрушки или модели. Перевозка на них грузов экономически нецелесообразна, а пассажиров — весьма затруднительна, что связано с габаритами подвижного состава и его устойчивостью. От 400 мм начинается промышленная декавилевская (названная по имени её создателя Пола Декавиля) колея, самая маленькая среди промышленных узкоколейных железных дорог.
Но со временем данное значение несколько расширилось вплоть до 750 мм включительно. Тем самым ширина колеи стала из основных
требований принадлежности железной дороги к дачным лишь одним из. Вторым определяющим фактором является расположение дороги на дачном (огородном, садовом, ИЖС) участке. Третьим критерием стало некоммерческое использование владельцем своей дороги.
Искушенный читатель может спросить – а почему не называть эти дороги принятым на западе названием «садовые»? По словам
отечественных энтузиастов, на западе в тип садовых железных дорог входят все дороги, размещаемые на открытом воздухе с шириной колеи от 45 мм. Поэтому, что игрушечный паровозик, помещающийся в маленьком чемодане, что парковый паровоз, весящий под 2.5 тонны, у них называется садовым. Причём, это может быть как дорога частника, так и дорога клуба. И о чем идет речь, порой
догадаться весьма сложно.
У нас же, на постсоветском пространстве, так исторически сложилось, что садовые железные дороги заняли нишу железнодорожного
макета с масштабными моделями (основу составил масштаб G), размещаемого на открытом воздухе вне помещений.
В России главным теоретиком и практиком дачжелдора является Михаил Орехов - о его достижениях, равно как и о результатах
увлечения его единомышленников, можно узнать на сайте irontrack.ru
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев