(Одну из сохранившихся таких машин мне довелось видеть в 1980 году под Новочеркасском с путеремонтным поездом).
Как свидетельствует Kirkland, The Diesel Builders: Alco and Montreal Locomotive Works, конверсия тепловоза RS-1 производилась с минимальными переделками - просто трехосные тележки "впихнули" в пространство, где до этого размещались двухосные. В Штатах это вызвало жалобы на трудности при осмотре коллекторно - щеточного аппарата ТЭД в обслуживании из-за тесной компоновки. Кроме того, капотный кузов делал тепловозы Alco малопригодными для магистральной службы в климатических условиях СССР.
Возможно, тепловозы Alco завоевали бы в Союзе меньшую популярность по сравнению с болдуиновскими, но, к сожалению, у последних в эксплуатации проявились дефекты дизеля. По свидетельству американских коллег, фирма Baldwin столкнулась с этими дефектами перед войной и уже разработала мероприятия по их устранению, но военный заказчик в целях унификации стратегически важной продукции запретил вносить изменения в конструкцию. Соответственно и в Союз также попали болдуиновские тепловозы, у которых были проблемы с дизелем.
Но все же "попасть в фавориты" тепловозу RSD1 помогло больше то, то в июле 1945г., было решено включить его в состав правительственного поезда в Потсдам. В качестве пассажирского лучше бы, конечно, подошел Baldwin/Дб (что подтверждает и последующий опыт использования Дб в пассажирском движении на участке ), но... его поставки в СССР начались только в 1946г. Поначалу RSD1 был включен в спецсостав в качестве тепловоза прикрытия, но тут другая случайность - на основном паровозе забарахлила песочница и вот тепловоз ставят в качестве основного.
Для И. Сталина, который, как известно, предпочитал ездить на поездах, а не на самолетах, естественно, не могло не остаться незамеченным, что состав перестал делать частые остановки для набора воды, и трогается с места необычно плавно. На одной из остановок, уже на территории Германии, Сталин встретился с машинистом В.Я. Лионом, который дал высокую оценку тепловозу. 5 августа (то-есть практически сразу же после Потстамской конференции), Сталин провел заседание, на котором была принята директива "о восстановлении в Советском Союзе строительства тепловозов с использованием в качестве образца тепловоза Да" (В.А Раков, "Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955г." М, 1985 г.).
Вообще-то "использование в качестве образца тепловоза Да" было достаточно необдуманным требованием. Маневровые, по сути дела, тепловозы мощностью 1000 л.с. с капотным кузовом в 1945 году особенно не требовались. Для маневровых работ хватило бы и паровозов. Нужды восстановления народного хозяйства требовали локомотивов общей мощностью тяговой единицы в 2000-4000 л.с., которые воздействовали бы на путь аналогично паровозам с осевой нагрузкой 18-19т. , т.к. мощные паровозы первых пятилеток ФД и ИС, с их высоким воздействием на путь, не могли эффективно использоваться на разбитых дорогах освобожденной территории СССР. Но, как поется в песне, "Сталин дал приказ"...
2. А БЫЛ ЛИ НУЖЕН ЗАРУБЕЖНЫЙ ОБРАЗЕЦ?
Надо сказать, что до войны в Союзе тепловозы уже выпускались серийно в Коломне, но в 1937 году их производство было волевым порядком остановлено.
Насколько это было обоснованным шагом - вопрос весьма сложный.
С одной стороны, отсутствие не только национального, но и мирового опыта эксплуатации тепловозов в начале 30-х годов приводило к частым отказам машин в пути. Явная потребность в тепловозах ощущалась прежде всего на дорогах, проходящих через пустыни Средней Азии, но как раз в этот период завершились блестящие испытания паровоза с конденсацией пара СО-К,
Нет комментариев