Я дома рисовал себя, глядя в зеркало, наклеив усики и делав прическу "а-ля Гитлер".
Особенно стараюсь на своем лице изобразить ужас, выратащив глаза и закинув назад голову.
Рисунок "Кукрам" понравился.
И я уже в мастерской в таком виде стал позировать им.
Куприянов очень подошел к двум генералам, особенно в мундире, взятом напрокат в Министерстве обороны, а Крылов изображал подвыпившего дремлющего эсэсовца на диване.
Так и пришлось самим сыграть всю картину. А то, что мы всю войну рисовали Гитлера, пользуясь фотографиями с него, тоже помогло - все трое изучили его лицо, ставшее нам хорошо знакомым.
Работали над картиной много и долго.
Меняли позы персонажей, выражения лиц, воодушевлялись найденным, расстраивались при неудаче. И наконец картина окончена.
Назвали коротко - "Конец".
Теперь слово за зрителем.
Он - главный судья, очень разный, часто неожиданный в своих суждениях. И всего лучше, если не равнодушный. Иначе - творческая трагедия.
К счастью, мы почувствовали взволнованность зрителей, видевших картину "Конец". По письмам, личным встречам.И это была лучшая для нас награда, звавшая еще взыскательнее относиться к своему творчеству.
Картина "Конец" много лет принадлежит Третьяковской галерее.
Но к сожалению (а почему - скажу позже), галерее приходилось не раз расставаться с ней на какое-то время. Ее увозили или в другие города нашей страны, или ее ждали на выставку в какую-либо зарубежную страну.
Побывала она в Англии, Франции, Бельгии, США, даже в Берлине, где "для страховки" на картину поставили пуленепробиваемое стекло.
Зарубежный зритель заинтересованно относился к ней.
Кто не знал "бесноватого" фюрера?
Сколько стран стали жертвой его преступной войны, длившейся не один год! Известен был и всему миру позорный конец маньяка.
Мы с М. Куприяновым, оба со своими женами (П. Крылов не смог тогда поехать), находились в Лондоне, когда там экспонировалась выставка произведений живописи нашей страны.
На этой выставке была и наша картина "Конец".
На одном из приемов нас познакомили с пожилым англичанином, оказавшимся бывшим президентом Королевской Академии искусств Англии.
Подойдя к нам, знакомясь сначала с М. В. Куприяновым, он, узнав, что это один из Кукрыниксов - авторов картины "Конец", протянут ему свою руку и, взяв куприяновскую, вдруг стал тянуть ее к своим губам для... поцелуя.
Куприянов, смутившись такой неожиданностью, стал выдергивать свою руку, крепко схваченную бывшим президентом Академии.
Вижу, "Ку" пытается свою руку опустить к полу...и все-таки почти у самого пола англичанин успел поцеловать куприяновскую руку.
Мы оба, очень смущенные таким неожиданным поведением солидного человека, не знали как себя вести, как реагировать.
А президент стал приближаться ко мне.
Снова рукопожатие, но я быстро выдергиваю свою руку. Вижу добрую улыбку англичанина, погладившего меня по плечу.
Это был известный Альфред Маннингс.
Ему очень понравилась наша картина. Он, оказывается, даже написал взволнованное письмо редактору газеты "Дейли телеграф", высказав в нем свое впечатление о картине "Конец".
Вот оно.
"Сэр, я чувствую, что в нашей прессе не уделено должного внимания русским картинам, выставленным в настоящее время в залах Королевской Академии.
В одной газете было лишь мимоходом, да и то с насмешкой, сказано несколько слов о шедевре искусства.
Являясь собратом по кисти, я обращаюсь к вашим читателям с просьбой посетить выставку и обратить внимание на великое творение "Конец Гитлера и его ставки".
Эта картина может быть отнесена к экспрессионизму (в полном смысле этого слова).
Русскому художнику удалось выразить на полотне то, что весь мир должен был почувствовать при сообщении о конце Гитлера в его убежище.
Кто не помнит вой сирен, возвещавших о налетах, страшные взрывы с последующими разрушениями по всему Лондону и за его пределами?
Этот кровавый маньяк вместе со своими приспешниками вверг Европу в кровавую бойню, длившуюся пять лет.
Постойте перед этой картиной, изображающей гибельный конец. Всмотритесь в композицию картины, в сильно освещенную руку. Фигура на переднем плане, которая с силой сжимает стул, и не поддающаяся описанию поза Гитлера - его голова закинута назад, сильное освещение бросает тень на дверь.
Что может быть более драматично, чем эта тень, темная и в то же время прозрачная?
Посмотрите на винные бутылки на столе, на телефон, бумаги на полу, роспись пола.
Обратите внимание на картины в изогнутых рамах, криво висящих.
Картина написана тремя художниками, но чувствуется мысль одного автора.
Я выражаю свое уважение ему.
Ни один живущий или умерший не достиг такого совершенного шедевра.
Искренне Ваш
А. Маннингс.
Дэхем.
Эссекс".
Много было отзывов об этой картине и у нас в стране, очень ценных для нас.
Хочу вспомнить отзыв трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, предлагавшего нашу картину "Конец" поднять в космос, чтобы весь мир видел, что будет с теми, кто попытается напасть на нашу страну".
Источник: Н. А. Соколов. "Ник.Соколов - Кукрыниксы. Вспоминаю...". М., 1998.
Кукрыниксы:
Н. А. Соколов, М. В. Куприянов и П. Н. Крылов
на фронте с М. Е. Катуковым.
Нет комментариев