Усы это, наоборот, ого-го! Только представьте себе на минутку безусыми - Чаплина, Эйнштейна, Дали, Горького, Будённого и еще двух-трех персонажей, вспоминать которых лично мне неприятно. Что от них осталось бы в истории, кроме теории относительности, картин, рассказов и конных прорывов?
Вот у меня, к примеру, усы были всегда. Сначала нарисованные маминым карандашом для бровей, потому что я усердно готовился в мушкетеры или, что тоже устраивало, в пираты. А у тех и других усы, по моим представлениям, должны были быть непременно. Потом выросли и собственные - первые, несмелые, их и усами-то ещё назвать было нельзя. Они пали жертвой бритвы только однажды. Когда мне стукнуло 17, я готовился к поступлению в МГИМО, и мне посоветовали их сбрить, потому что с усами мои шансы победить в конкурсе родителей были ещё меньше, чем без. Но жертва была напрасной. Папа и мама в этом забеге не победили, мои же способности приемную комиссию интересовали меньше, чем социальный статус и знакомства родителей, и в приеме на факультет «эм-жо» мне было отказано. Зря сбривал.
Но раз уж мы углубились в историю, - что, интересно, говорят нам на эту тему знатоки предмета? Что человечество не сразу дозрело до осознания неоспоримой ценности усов. В древних цивилизациях - Египте, Греции и Древнем Риме идеалом мужской красоты слыли юноши, и ношение под носом вторичных половых признаков не поощрялось. Напротив, этот важнейший атрибут внешнего вида ассоциировался с животным, варварским происхождением мужчины. Мудрые они были, древние.
Моду на усатость печенегам, казакам и полякам, которые прорубили усам широкую просеку, устремленную в будущее, - будто бы подарили эфталиты, иранские кочевники раннего средневековья. Пишу «будто бы», потому что среди моих знакомых едва ли найдется кто-либо знающий, кто такие эфталиты, включая самого меня, а уж как и на чём эти кочевники с их мифическими усами добрались до позднего средневековья, вообще одному их богу известно.
Бороды и усы вошли в широкий обиход европейцев только в начале 16 века и продержались почти двести лет, пока гололицые не одержали над нами кратковременную победу, длившуюся до эпохи Наполеоновских войн. Вот уж когда усачи разгулялись! Усы улан, гусар и прочих кавалергардов развевались на ветру в конной атаке, что твои знамена. А после французской революции растительность на мужском лице и вовсе стала массовым феноменом во всей Европе. Ну, это понятно: разве революция получится у безусого?! В России, в ту пору отстававшей от остального мира по части революций, носить усы были обязаны все без исключения генералы, офицеры, нижние чины и даже гражданские чиновники ещё в начале ХХ века. Выходит, и в том, что вскоре после этого бритые победили усатых, тоже виноваты большевики?! Сами знаете, что из этого вышло.
Кстати: все носившие усы или бороду, и я в их числе, сталкивались с необъяснимым явлением природы. Стоя перед зеркалом, только что побрившийся человек испытывает чувство жгучего стыда. Как если бы внезапно оказалось, что ты вышел на улицу без трусов. Из всех известных мне частей тела твое лысое лицо в этот горький миг более всего напоминает ж**у".
(Михаил Кожухов)
#клубкожухова #михаилкожухов
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев