Так-называемый «Бафомет» крайне популярен среди сатанистов, его изображение лепят на аватары сообществ, профилей, он выступает в роли централизованной части алтарей, его изображение набивают на тело, еще больше картин и артов было создано с изображением этого неведомого существа, откровенно говоря, отдельная прослойка людей поклоняется этому образу, в «Бафомете» весь остальной мир узнает «зловещий Сатанизм», в конце концов внушительная масса людей в самом деле считают его центральным символом Сатанизма, вследствии чего еще большая прослойка считает, что козел в самом деле является символом Сатаны. Заслуживает ли этот образ столь почетного места? Объективно и разумно-ли его присутствие в Сатанизме? Те, кто успел ознакомиться с моими работами наверняка уже знают ответ – разумеется не заслуживает, и сейчас мы выясним почему.
С чего все начиналось.
Многие из вас знают пресловутую историю о тамплиерах – знаменитых рыцарях, чей орден существовал с 11 по 13 века, и все это время вполне себе успешно вырезал арабов во имя доброго и всепрощающего господа-бога. С ходом военных успехов, орден обрастал славой и легендами, а влиятельность его росла ежедневно. В два последних столетия своего существования, орден был очень состоятелен, военные заслуги перед церковью расположили его к целому ряду привилегий, так орден подчинялся исключительно папе римскому, а земельные наделы клана простирались от Европы до самой Палестины и Сирии. Именно тамплиеры положили тенденцию к специфическим одеяниям средневековых рыцарей – белые плащи с красным крестом. Основная функция ордена заключалась в охране паломников, следующих на «святую землю», но это лишь официально. Из неофициальных инициатив следует отметить наемническую деятельность тамплиеров – так инсайдеров ордена нанимали для военных целей, вплоть до охраны целых государств. Разумеется орден участвовал и в крестовых походах, и представлял собой своеобразную «blackwater» своего времени. Но в начале 13-го века тогдашний король Франции Филипп Красивый осознал, что орден тамплиеров непомерно влиятелен и богат, а теоретическое упразднение и присвоение его богатств лишит короля возможных конкурентов во власти, да и экономическое положение поправит, с коим Филипп и испытывал трудности. На основании чего Филипп IV и решил воплощать теорию в практику. Первые аресты тамплиеров начались в 1307 году и продолжались 7 лет. Внезапно и неизвестно откуда возникли обвинения в ереси, свидетели и даже улики – в якобы захоронении якобы тамплиеров нашли печати с якобы Абраксасом, однако никаких достоверных утверждений тому нет и по сей день. Все видные фигуры ордена были арестованы и подвержены пытке, зная средневековые методы дознания инквизиторов, а также учитывая тот факт, что под действием этих методов люди сознавались даже в том, что летали на метле и колдовали, выдавить из тамплиеров совершенно любые показания для инквизиции – дело плёвое. Учитывая также богатую фантазию христиан, что умудрились выдумать целые измерения Ада, в отношении храмовников (тамплиеров) посыпались десятки обвинений. Вполне возможно, что под воздействием пыток, храмовники выдумали свою причастность к гностицизму, признавшись в поклонении некоему Бафомету, ну а христиане-же разумеется увидели в нём самого Дьявола, это такая своеобразная христианская традиция – видеть всюду Сатану : ). По иной догадке сама церковь придумала и распространила эту информацию, чтобы в судебной тяжбе с весьма влиятельным орденом выгородить себя и очернить противника – еще одна давняя христианская традиция. Но в любом случае, Бафомет в представлении тамплиеров вовсе не был представлен крылатым козлом-андрогином, а имел вполне себе человеческую внешность, а именно человеческую голову и лицо, ветхие свидетельства того времени утверждают, что тамплиерский Бафомет имел еще и черные кудрявые волосы, а некоторые утверждают, что имя его происходит от восточного «Mahomet». И в самом деле, пробыв на Востоке много лет и пребывая в поисках храма Соломона, вполне возможно, что тамплиеры так и вовсе приняли Ислам, да взялись поклоняться какому-то Магомеду с черными вьющимися волосами. «Анонимные и изобретательные» написали слово «Бафомет» на иврите и прочитали его наоборот – получилось греческое слово «София», что в переводе уже на наш означает «Мудрость». Посему выдвигают догадку о том, что под пытками тамплиеры признавались, что поклонялись Мудрости, но к чему была эта непонятная для инквизиторов шифровка, за которую тамплиеры были отправлены на костер для меня непонятно, отчего можно подумать, что это не более, чем мистификация. И даже если эта догадка имеет подлинный характер, «Мудрость» в глазах тамплиеров опять-таки не была представлена козлом, а представлялась идолом человека, но наличие идолов Бафомета также ничем не подтверждено, посему остается констатировать факт о том, что визуального символа у Бафомета вовсе не было. И если эта теория имеет под собой подлинные корни, то идея Мудрости под шифром Бафомета и его обличьем в виде антропоморфного символа вполне себе достойна, если-бы не дальнейшие события…
Чем все продолжалось.
После успешного упразднения ордена, спаленных тамплиеров и удовлетворенности Филиппа, по прошествии многих лет о «Бафомете» внезапно вспоминает небезызвестный Элифас Леви. Сей субъект известен широкой общественности, как видный оккультист и маг 19 века, при этом очень часто почитается сатанистами за «подаренного Бафомета». Однако очень часто опускается тот факт, что производил свои мистерии он от имени христианских божеств, а само сознание Леви было христианизировано и рассуждало от той-же белосветной почвы. Впрочем, иной развертки событий во время христианской тоталитарности ожидать не приходилось, все были подвержены влиянию христианства, так-как заблаговременно потрудившееся христианство весьма неплохо стерло следы иных концепций, не оставив выбора людям.
Леви изобразил плод своей фантазии, слабо сопряженный с символизмом, на 15-м аркане своего Таро под соответствием «Дьявола», уже этот образ стал известен всем в качестве «классического Бафомета», на кого и стали молиться всевозможные дьяволопоклонники того времени за неимением иного, коего и сейчас по неведомым для меня причинам превозносят не самые дальновидные сатанисты. Более никаких иных манипуляций над Бафометом Элифас не делал, а лишь популяризовал этот образ, ничем не аргументируя свой выбор.
Чем все кончилось.
За неимением оригинальности и особой фантазии, но при недюжинном желании к созидательности, не долго думая, идею Бафомета подхватил Антон ЛаВей, приватизировав его в качестве логотипа для собственной организации из нескольких книг, где пентаграмма с вписанным в неё козлом вовсе не имела никаких отсылок на Бафомета. Раскрутка и популяризация Бафомета, как символа Сатаны обязана своим появлением журналистам и всевозможным СМИ. После минимальной доработки символа, Церковь Сатаны «изобрела» собственную эмблему и назвала её «знаком Бафомета», которую впоследствии они и стали лепить везде, где только можно, что и трансформировало новоиспеченный «сигил Бафомета» в товарный знак главной конторы по сатанопродаже. Несколько позже представители CoS заявили, что Бафомет был заимствован у тамплиеров. В данном заявлении прослеживается плохая осведомленность в истории этого символа (напомню, образ козла Бафомету дал Леви, а не тамплиеры). Впоследствии мы можем наблюдать сотни и даже тысячи людей, что активно нацепляют на себя перевернутую звезду с вписанным в нее козлом и думают, что это действительно «Сатанизм», по всему миру штампуются тысячи футболок с этим изображением, а эту профанацию в самом деле считают центральным символом Сатанизма.
Почему именно козёл?
Изыскивая любые возможные отсылки на это животное, как на символ «дьявола» и интересуясь даже у опытных историков, я не нашел ничего вразумительного. Единственная ветхая связь в этом сочетании лежит во фразе «козёл отпущения», дескать козёл отпущения это метафора объекта, на которого кто угодно желающий сваливает свои грехи и неудачи, а так-как Сатана все свое существование выполняет для христиан именно такую функцию, Леви и изобразил его в виде козла.
Откуда-же в таком случае пошло такое выражение? В период ветхозаветных евреев, у оных существовал обычай, когда брались 2 козла, один из которых приносился в жертву богу, а второй торжественно отпускался прочь в пустыню. Перед отпущением козла, евреи поочередно прикасались к нему, было принято считать, что через возложение рук, козёл примет на себя все грехи участвовавших в мероприятии и унесет их с собой прочь, а люди очистятся. С усилением дуализма в мышлении людей, козёл, все чаще стал ассоциироваться с «нечистым», что принимает на себя грех и уносит его на себе. Отражением этого древнего обряда и явилась фраза «козёл отпущения», где оным и называют того, на кого можно «спихнуть» свои грешки. Нет прямых доказательств того, что Леви взял козлиный образ для Бафомета именно отсюда, но с другой стороны больше ему козла, как Сатану взять было и неоткуда.
Еще одной дополняющей ноткой в создании "козлообразного" Сатаны могло послужить наличие языческого пантеона греков, а именно Пана, который имел рога, копыта, но, что немаловажно, человеческую, а вовсе не козлиную голову, который одним из первых был многократно поруган христианством и выставлен в "Дьявольском" свете, но и тут создание Бафомета сопряжено с христианским искажающим антипиаром предшествующих христианству многобожных верований.
В чем непосредственно несостоятельность.
Весь предыдущий ознакомительный материал был представлен исключительно для аргументации последующего абзаца. Итак, главный и пожалуй, самый яркий аспект несостоятельности Бафомета, как олицетворения Дьявола заключается в том, что его почву Леви почерпнул из авраамического обряда ветхозаветных евреев, учитывая-же тот факт, что Сатанизм яро отвергает авраамику, её производные с Сатанизмом не соотносимы, а значит и Бафомет, как продукт авраамического обряда прошения милости пред богом с Сатанизмом не вяжется. Кроме того, если мы взглянем на символизм козла в западноевропейской культуре, то увидим, что тот никогда не являлся в ней символом мудрости, а представлял собой олицетворение мужества, похоти и распутства (отсюда гулящих мужчин называют козлами). Отчего в самом символе Бафомета, как знаке мудрости, возникают внутренние противоречия. Символом-же мудрости испокон веков считался змей. В изображении Бафомета также фигурируют светлый и тёмный полумесяцы, что подразумевают собой олицетворение добра и зла, но, как мы знаем, Сатанизм не оперирует подобным примитивным дуализмом, оного в Сатанизме просто нет, а значит не должно быть и в том символе, что присущ Сатанизму. Бафомет – андрогин, то есть существо, имеющее признаки обеих полов – единение всего «отдельного» присуще алхимии и гностицизму, но как известно, гендерная принадлежность в Сатанизме фигурирует весьма четко и наглядно выражается в превознесении женщины. Кроме того, на руках козлообразного Бафомета красуются надписи «растворяй и сгущай» - довольно популярный девиз алхимиков, но опять-же не сатанистов. В месте детородного органа, у Бафомета присутствует кадуцей со змеем, который в свою очередь соотносится с мудростью, но почему змей на месте фаллоса, при условии, что это символ мудрости, для меня остается загадкой, на мой взгляд гораздо прагматичнее было-бы изобразить символом мудрости именно змея, а не козла, и выдвинуть именно змея на «пост» символа Сатаны.
Таким образом на фоне христианского образа мышления, под понятие «Дьявольского» попало все то, что запрещало христианство, включая и алхимию, которую признавали сатанинской наукой. Образ Бафомета создавался, отталкиваясь от христианских идей, а как мы знаем христианство является ярым ксенофобом и очерняет все, что способно создать ему концкуренцию, таким образом, Бафомет вобрал в себя целый ряд совершенно разных концепций, лишь косвенно связанных между собой, но одинаково поруганных христианством. На основании чего и получился образ-«винегрет», вобравший в себя куски из совершенно разных идей, противоречащих друг другу. И образ Бафомета уже вовсе не удовлетворяет ту стадию развития, в которую входит современный Сатанизм. Нынешний Сатанизм - это четко оформленная концепция, которую в состоянии отличить от иных даже новичок, а значит смешивать ряд разделяющихся концепций и вешать на них ярлык «Сатана» уже не имеет смысла и перспектив. Кроме того прогрессивный аспект Сатанизма призывает своего последователя к развитию, где идейной и окончательной целью этого развития служит состояние божества, но изображать козла-андрогина, в качестве «идеала Сатанизма», не самый перспективный вариант для развития, по крайней мере для современной культуры, так-как вряд ли кто-то из сатанистов в стремлении к совершенству желает стать бесполым козлом. Более того, никто не знает какова финальная стадия эволюции, отчего пытаться изображать её попросту не имеет никакого смысла. Таким образом, Бафомет – не более, чем очередная христианская профанация действительности, призванная устрашать и вызывать отвращение у людей, дабы христианство вновь казалось светлым и лицеприятным для выбора людей.
Вывод: Бафомет, как символ Сатанизма давно устарел и изжил себя. Данный символ более не отражает сути концепции, как подобает символу, отчего следует полагать, что он требует перерасмотрения и замены. Существует масса всевозможных символов, которые-бы более лаконично отражали суть сатанинской концепции – к примеру тот-же змей, а если таковых окажется мало, то их всегда можно создать самостоятельно. Как по мне, исходя из известных нам очерков о Сатане как персоне и на основании простейших основ Сатанизма, он должен представать в виде сильного, мудрого, красивого, что вполне вероятно антропоморфного существа, что никогда не упускает своего, но никоим образом не в виде травоядного безобидного козла, чье назывное имя в культуре современного человека носит скорее оскорбительный характер, где становится понятно, что в стремлении обозвать Сатану, христиане и изобразили его козлом, а сатанисты с радостью проглотили эту тенденцию без особых раздумий, подобно обыкновенному быдлу. Иными словами, кому-как, но мой Сатана для меня уж точно не козёл. Да и каких-либо исторических, я бы сказал сакральных оснований и предпосылок этот символ фактически не несёт, будучи выходцем из вовсе безликого темплиерского шифра "мудрости", по непонятным причинам перекочевавшего в козла, опять-таки создан лишь на основании христианских профанаций и авраамических обрядов с примесью элементарного символизма. Ну, а соотносить образ Сатаны с козлом лишь потому, что для евреев-ветхозаветников, а в последующем у христиан, козел был символом греха - этого для сатаниста тоже непомерно мало.
Нотка объективности.
Присутствующий на голове Бафомета факел обычно трактуется, как символ прозрения и просветления – получения знаний. Крылья, коими обладает андрогин, символизируют свободный полет мышления и поступков, да и в общем свободу от предрассудков, но тем не менее присутствующий дуализм в виде двух полумесяцев и козлообразность символа вносит несоответствие, а значит неполноценность символа, концепции соответствующего. Утрируя совсем грубо, последователи Сатанизма попросту ведутся на троллинг христиан, что однажды обозвали Сатану козлом, что разумеется не является чем-то лицеприятным в той культуре, в которой мы живем. Да и выглядит фигура сего символа не вполне притягательно, а как мы уже выяснили, тяга к изначально отталкивающему или отвратительному это опять-таки плод христианства и его антипода, который Сатанизмом не является.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев