Рошальский) и ПОЧЕМУ ЕГО СТРОИТЕЛЬСТВО ОКАЗАЛОСЬ ОШИБКОЙ
Михайлов В.С. Очерки по истории военной промышленности. Из рассекреченных материалов.
-- В 1913 г. ГАУ, имея в виду строить в центре России пороховой завод, организовало конкурс на составление проекта на такой завод. На конкурсе был премирован проект инженера Охтенского завода С.А. Броунса. Однако когда в 1914 г. ГАУ приступило к постройке порохового завода в Тамбовской губернии, то этот проект по разным причинам использован не был.
Одновременно с ГАУ и морское ведомство в 1913 г. признало необходимым построить пороховой завод для нужд флота. Не желая вести строительство казенным порядком, В. М. [так в тексте. Нужно: Морское министерство] предложило инженеру Броунсу как автору премированного проекта организовать постройку завода на коммерческих началах.После переговоров Броунса с различными акционерными обществами было получено предложение О-ва механических, трубочных и гильзовых заводов П.В. Барановского взять это дело на себя. Основные условия соглашений заключались в следующем. Общество строит пороховой завод по заданиям и под контролем морского ведомства, причем директором завода приглашается Броунс. В течение пяти лет[14] заводу гарантируются определенные заказы на морские пороха, после чего завод, за выплатой Обществу условленной суммы, переходит в собственность морского ведомства.
В начале 1914 г. для постройки был приобретен у частновладельцев участок земли площадью 9200 десятин близ ст. Черусти Нижегородской железной дороги.
Оборудование для завода в начале 1914 г. было заказано Обществом Барановского в Германии, причем срок доставки назначен был 1 августа того же года. Однако начавшаяся война разрушила все планы Общества. Из Германии оборудование, конечно, не прибыло, и 50% заплаченных за него Обществом денег пропало. Постройка временно была прекращена.
В начале 1915 г., в связи с колоссальным ростом потребности в порохах, по настоянию морского ведомства было решено постройку завода возобновить. Вновь командированному за границу инженеру Броунсу удалось в Америке и Англии заказать все необходимое заводу оборудование.
Летом 1916 г. была закончена часть порохового отдела и значительно продвинуто сооружение пироксилинового. В августе 1916 г. были открыты работы по изготовлению бездымного пороха на готовом пироксилине американской поставки.
За время работы изготовлены следующие количества порохов (пудов):С августа по декабрь 1916 г. - 33.230
Январь 1917 г. - 3.840
Февраль1917 г. - 2.930
Март - 5.500
Апрель - 5.730
Май - 5.200
Июнь - 8.700
Июль - 8.230
Август - 9.300
Сентябрь - 6.700
Октябрь - 6.000
Ноябрь - 6.700
Декабрь - 3.700
Всего за 1917 год - 70.030
В январе 1918 г. изготовлено 760 пудов.
По декрету 28 июня 1918 г. завод был национализирован и перешел в ведение ВСНХ. Первоначально он находился в составе Объединения секции взрывчатых веществ, а затем в 1919 г. перешел в ведение Центрального правления артиллерийских заводов.
Необходимо отметить крайне неудачный выбор участка под постройку Владимирского завода. Участок был приискан зимой, когда совершенно нельзя было определить характер р. Воймиги в смысле глубины, расхода воды и пр. Показания местных гидротехников оказались совершенно ложными. По спаде весенних вод Воймига оказалась ничтожной, мелкой и маловодной речонкой. Завод должен был обосновывать свое водоснабжение на артезианских колодцах. Но что еще хуже — особую трудность представило разрешение вопроса со спуском отработанных кислых вод, которые обычно после нейтрализации спускаются в проточные реки. Здесь пришлось проектировать для этого специальные сложные технические устройства.
Случай с Воймигой указывает, в какой мере обстоятельно надо изучать избранный для сооружения завода земельный участок, не жалея на это ни времени, ни средств, чтобы не оказаться перед лицом таких сюрпризов, как пороховой завод без воды.
Постройка Владимирского завода по ценам 1916 г. обошлась в 24,7 млн рублей.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев