Схемы обмана на АЗС: как защитить машину и кошелек
Сделали краткое «пособие», которое поможет защититься водителям Елена Старикова Автор Авто Mail О том, как водителей обманывают на АЗС, написано немало статей. Но мы решили пойти дальше и представить, что было бы, если бы у нечестных заправщиков существовала единая методичка – этакое «учебное пособие» по профессиональному недоливу.
Каждый месяц российские водители переплачивают миллионы рублей за воздух в баке, а схемы обмана становятся все изощреннее и разнообразнее. Давайте вместе проштудируем гипотетическую «программу обучения» мошенников, чтобы вы смогли распознать абсолютно любую махинацию с топливом.
Базовый курс: Основы для начинающих недоливщиков Модуль 1. Трюк с остаточным топливом в шланге Мужчина наливает бензин в безобак автомобиля пистолетом со шлангом «Шланг между колонкой и баком вмещает лишь 0,5–1 литр топливаИсточник: Freepik Зачем: Простейший способ объяснить недолив или неправильную калибровку колонки даже при заправке «под завязку».
Легенда: «Это у всех машин так».
Опасность: клиент знает объем бака по ПТС.
Когда клиент жалуется на то, что в 60-литровый бак каким-то чудом поместилось 65 литров, делаем невозмутимый вид (это важно) и спокойно объясняем следующее: «Часть топлива осталась в шланге между баком и горловиной». Такой аргумент звучит логично и убедительно. На самом деле, объем этого шланга редко превышает 0,5-1 литр, но клиенту об этом знать не обязательно. Вряд ли кто-то станет измерять шланг прямо возле колонки.
Контрмеры для водителей: Изучите технические характеристики своего автомобиля. Объем топливного бака указан в паспорте ТС. Если «лишних» литров больше 5-7% от номинального объема – это повод для разбирательства.
Модуль 2. Манипуляции при расчете наличными
Мелочь из банки При расчете наличными водителям могут «добить» бак без фактического топливаИсточник: Unsplash Зачем: Превращаем сдачу в дополнительное топливо.
Легенда: «Сдалась вам эта мелочь».
Опасность: клиент может встать у колонки и смотреть на показания.
Тут схема еще проще чем со шлангом, но в дело вступает уже не заправщик, а кассир. Водитель платит наличкой – условно, 970 рублей за 15 литров АИ-95. Кассир дружелюбно предлагает: «Давайте добьем до тысячи? На 30 рублей еще зальем?» или: «Может, сдачу зальем в бак?». Клиент соглашается, кассир в чеке пробивает эти лишние 30 рублей как дополнительное топливо. Но по факту колонка уже остановлена, пистолет снят, и эти литры в бак не доливаются.
Контрмеры для водителей: Всегда требуйте точный расчет. Если доплачиваете, лично контролируйте процесс долива и фиксируйте показания колонки до и после.
Уровень «Продвинутый»: Программные махинации средней сложности Модуль 3. Калибровочные ошибки в системе учета
Заправка бензина в калибровочную канистру Контролируйте стандартные объемы 20, 30, 40 литров для проверкиИсточник: РИА Новости Зачем: Чтобы колонка врала в вашу пользу.
Легенда: «У нас тут все по ГОСТу».
Опасность: проверка мерными канистрами на 20/30/40 литров.
Топливораздаточные колонки калибруются с допустимой погрешностью. Если настроить ее так, чтобы 1 реальный литр «считался» за 1,02–1,03 литра, клиент каждый раз будет получать чуть меньше топлива, чем видит на табло. Условно: заказано 40 литров, а реально в бак ушло 39. «Сэкономленный» литр сливаешь обратно в резервуар и продаешь повторно. Для клиента разница незаметна, а вам – стабильный доход с минимальными рисками.
Контрмеры для водителей: Заправляйтесь строго на 20, 30 или 40 литров – именно такие объемы проверяют контролирующие органы с помощью служебных мерных емкостей. Так вам проще самому сверить показания колонки, а при подозрении на недолив сразу же вызвать проверку без пересчетов. Для мошенников последний вариант самый худший: «подкрученная» колонка на этих объемах выдаст недостачу, которую легко зафиксировать.
Модуль 4. Подмена марок топлива при сохранении цены
Пистолеты на заправке с разным октановым числом АЗС может продавать топливо низшего сорта по цене премиумаИсточник: Авто Mail Зачем: Чтобы продать 92-й бензин по цене 95-го.
Легенда: «У нас только качественное топливо».
Опасность: внимательный водитель заметит, что у него вырос расход.
Нестареющая классика. Вместо заказанного клиентом АИ-95 заливаем АИ-92, заранее «улучшенный» октан-корректирующими присадками. На табло и в чеке все честно – «95-й», а вот в баке топливо попроще и подешевле.
Контрмеры для водителей: Следите за расходом топлива. Если после заправки у машины резко выросли аппетиты, смените АЗС.
Уровень «Эксперт»: Высокотехнологичные решения для профессионалов
Деньги улетают в бак на АЗС «Недолив топлива — до 14 000 рублей потерь в год для обычного водителяИсточник: Создано с помощью ИИ Модуль 5. Программная корректировка счетчиков учета Зачем: Чтобы продавать воздух по цене бензина, превращая каждый недолив в чистую прибыль.
Легенда: «Это особенности измерения при такой температуре – все в пределах допуска».
Самая изощренная схема, в которой все делает техника, а вы просто считаете вырученные деньги. Для этого лезем в «мозги» топливораздаточной колонки и подкручиваем программные коэффициенты так, чтобы счетчик «думал», что он выдал, например, 100 литров, хотя реально в бак ушло только 93. На табло и в чеке все красиво, клиент доволен, а разница тихо и неизбежно возвращается в резервуар.
Контрмеры для водителей: Ведите учет расхода топлива. Записывайте, сколько километров автомобиль проходит на полном баке или на фиксированном объеме (20, 30, 40 литров). Если при тех же условиях пробег внезапно снизился – например, с привычных 500 км до 430-450 км – это верный признак недолива: топлива в бак попадает меньше, чем оплачено. Значит, настала пора менять АЗС.
Немного математики напоследок По статистике, при мошенничестве с софтом оборудования АЗС происходит недолив в среднем 7% от оплаченного объема топлива. Средний российский водитель заправляется 4-6 раз в месяц. При недоливе 7% и стоимости бензина АИ-95 в Москве на момент выхода материала 64,7 рублей потери составляют примерно 135-200 рублей с каждой заправки. В месяц это уже 675-1200 рублей, а за год «испаряется» до 14 000 рублей. Это половина стоимости комплекта зимней резины, новый аккумулятор или почти два года ОСАГО. Обидно «дарить» их недобросовестным заправщикам, не так ли?
Защита от недолива требует простого внимания к деталям. Контролируйте процесс заправки, ведите учет расхода топлива и не стесняйтесь задавать неудобные вопросы. Помните: честная АЗС играет в долгую, а мошенники рассчитывают на быстрый кэш и вашу невнимательность. Не стоит играть по их правилам.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев