Евгений Александрович Евтушенко – фигура столь значительная, что еще долго будут создаваться о нем, и развенчиваться тоже, мифы и байки, столь живучие в литературном мире.
И даже 85- летний юбилей поэта отмечается дважды. Впрочем, и до своего первого 85-летия, к сожалению, Евтушенко немного не дожил, покинув мир в апреле прошлого года.
Что касается юбилеев: повторим, что 85-лет Евгений Александрович мог бы отметить 18 июля 2017 года. Общеизвестно, что родился будущий властитель дум в 1932 году. Также известно, что всю жизнь в паспорте поэта стояла дата рождения – 1933 год. То есть, 85-летие «по паспорту» приходится на нынешний июль. Год «молодости» Жене «подарила» его мама, исказив дату рождения сына, чтобы не получать спецпропуск, который положено было иметь в военное время на знаменитой ныне станции «Зима» каждому старше 12 лет.
Опять же, о «Зиме». Разумеется, администрация города Зима грудью стоит за то, что знаменитый поэт – их самый что ни на есть земляк. В паспорте Евгения Евтушенко местом рождения был назван город Нижнеудинск, также Иркутской области.
Как писал Михаил Веллер в своей книге «Кухня и кулуары» в главе «Имидж»:
«– О, без умения построить и поддерживать эдакую легенду о себе – нет славы! Уж Наполеон, презирая толпу, умел именно играть свою роль. И стараются, как могут. Небрежно рекламируют свою короткую близость со столпами мира сего и публикуют фотографии с ними. Евтушенко не дает забыть, что он с глухой сибирской станции Зима, где и прожил-то крайне короткое время, Вознесенский культивирует свои клетчатые пиджаки и шейные платки, Семенов рассказывает о дружеских беседах с главарями мафий и Отто Скорцени, а Пикуль позирует в бескозырке и рассказывает о своем богатейшем и редком историческом архиве, коей он глубочайше знает.
– Без паблисити нет просперити. Простым людям приятны легенды: подай героя, необыкновенность, им и восхищаться не стыдно, и подчиненная близость к нему возвышает».
Мы склонны с Веллером согласиться. Евгений Евтушенко с молодости владел искусством эпатажа и успешно эксплуатировал созданный имидж всю свою жизнь.
И еще два слова о юбилее: 85-летие поэта уже широко отметили в России, да и за рубежом, в прошлом, 2017 году. Сам Евтушенко отмечал «круглые» даты, похоже, по настроению. К примеру, 50-летие официально отмечалось в 1983 году, а не в 1982-ом. И 60-летие отмечал Евтушенко в 1993 году – словом, «по паспорту». А вот 80-летие он отметил в 2012-ом, и не на знаменитой сцене Политехнического музея, с которым у Евтушенко был контракт на 25 лет, а в США. Традицию тогда прервало состояние здоровья поэта.
Евтушенко из тех, кого сегодня называют «лаки» (от английского слова «lucky» - «счастливый», «удачливый»). Двадцатилетним юношей он стал членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП; у него вышла первая книга стихов – и это несмотря на «скандальные» обстоятельства. Он и средней школе успел «засветиться», и аттестата школьного не получил, и из Литературного института им. А. М. Горького был отчислен – согласно канонизированной легенде, за поддержку романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым».
Но ему здорово «повезло» со временем – 50-60 года «оттепели», огромного читательского интереса к литературе и, в частности, поэзии. Евтушенко быстро получил популярность благодаря своим сценическим выступлениям: словно Маяковский, он прекрасно владел вниманием аудитории, читая собственные стихотворения.
Но глубоко заблуждаются те, кто считает, что Евтушенко – просто один из избранников капризной Фортуны. Все, кто знал его лично, отмечали колоссальные энергию и работоспособность. Он хотел быть первым всегда, он хотел быть избранным - но этого желают многие, а заканчивают дни в злобе на весь мир, якобы неоценивший их, непризнанных гениев.
Да, Евтушенко не чурался славы и принимал ее как должное: ведь известно давно, что «Поэт в России больше, чем поэт!». В 1963 году Евтушенко номинировали на Нобелевскую премию по литературе. Его многие стихи к тому времени давно стали культовыми – «Бабий яр»(1961 год), «Со мною вот что происходит...» (Белле Ахмадулиной,1957 год), «Хотят ли русские войны?..» (1961 год), «Злость» (1955 год), «Пролог (Я разный..., 1955 год) и многие другие.
Покорив пьедестал славы, он высоко взошел и по лестнице карьеры. Еще в 50-е годы Евтушенко был секретарём комсомольской организации при Союзе писателей. С 1986 по 1991 год Евтушенко занимал должность секретаря Правления Союза писателей СССР. До конца существования СССР он являлся народным депутатом. Его стихи продолжали становиться культовыми: «Братская ГЭС» (1965 год), «Монолог голубого песца» (1967 год), «Ольховая сережка» (1975 год), «Дай бог!» (1990 год)…
К 90-м годам он стал живым «памятником» «золотых шестидесятых», эталоном «шестидесятников». Этот статус только упрочнялся с годами, оставляя всякий раз Евтушенко осиротевшим: «шестидесятники» уходили из жизни один за другим, оставляя людям замечательные стихи, песни, книги, картины, фильмы…
В 1991 году Евгений Александрович заключил контракт с американским университетом в городе Талса (штат Оклахома) и отправился с семьёй преподавать в Америке. Там поэт жил постоянно, периодически приезжая в Россию.
Евтушенко жил полной жизнью, беря от нее все. Расплачивался звонкой монетой точеных и мудрых рифм, расхватываемых на цитаты.
Он менял жен (официально поэт был женат четыре раза) и вычурные пиджаки. Он благосклонно принимал дары великих мира сего - в подмосковном писательском дачном поселке Переделкино в 2010 году Евтушенко открыл музей-галерею, в котором представил личную коллекцию картин, подаренных Шагалом, Пикассо, Максом Эрнстом. Он помогал диссидентам и защищал их, он раздавал интервью, он получал многочисленные награды и звания в СССР, России и далеко за ее пределами. Он снискал славу и как прозаик, и как сценарист, и как режиссер, и как публицист и как актер.
Конечно, он «лаки», чего и не скрывал никогда. Но и тружеником он был изрядным.
Евгений Евтушенко, спору нет, действительно выдающаяся фигура.. И, знаете, что? Не исключено, что «зелень на бронзе» переведет его в статус «великих». И уж точно «незабвенных» - это справедливо.
Давайте почитаем теперь:
«Пролог (Я разный...)
Я разный -
я натруженный и праздный.
Я целе-
и нецелесообразный.
Я весь несовместимый,
неудобный,
застенчивый и наглый,
злой и добрый.
Я так люблю,
чтоб все перемежалось!
И столько всякого во мне перемешалось
от запада
и до востока,
от зависти
и до восторга!
Я знаю - вы мне скажете:
"Где цельность?"
О, в этом всем огромная есть ценность!
Я вам необходим.
Я доверху завален,
как сеном молодым
машина грузовая.
Лечу сквозь голоса,
сквозь ветки, свет и щебет,
и -
бабочки
в глаза,
и -
сено
прет
сквозь щели!
Да здравствуют движение и жаркость,
и жадность,
торжествующая жадность!
Границы мне мешают...
Мне неловко
не знать Буэнос-Айреса,
Нью-Йорка.
Хочу шататься, сколько надо, Лондоном,
со всеми говорить -
пускай на ломаном.
Мальчишкой,
на автобусе повисшим,
Хочу проехать утренним Парижем!
Хочу искусства разного,
как я!
Пусть мне искусство не дает житья
и обступает пусть со всех сторон...
Да я и так искусством осажден.
Я в самом разном сам собой увиден.
Мне близки
и Есенин,
и Уитмен,
и Мусоргским охваченная сцена,
и девственные линии Гогена.
Мне нравится
и на коньках кататься,
и, черкая пером,
не спать ночей.
Мне нравится
в лицо врагу смеяться
и женщину нести через ручей.
Вгрызаюсь в книги
и дрова таскаю,
грущу,
чего-то смутного ищу,
и алыми морозными кусками
арбуза августовского хрущу.
Пою и пью,
не думая о смерти,
раскинув руки,
падаю в траву,
и если я умру
на белом свете,
то я умру от счастья,
что живу».
При подготовке публикации использованы материалы ВОУНБ им. М Горького.
Подробнее - в рубрике "Хронограф" http://www.vounb.volgograd.ru/?option=view_post&id=171
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев