Скоро Праздник Труб, Сокрытый день, Рош ха-Шана – самый символический и самый ожидаемый моэд\праздник среди ожидающих возвращения Христа. На то есть причины. Праздник Труб открывает осенний сезон из трёх завершающих моэдим\праздников, которые не были исполнены Иисусом Христом при первом пришествии, а значит будут исполнены при втором, и, вполне вероятно, начиная с Восхищения Церкви. Почему именно в этом, 2025 году, такой огромный интерес к этому празднику? Говорил ли Иисус о Своем возвращении именно на Праздник Труб, когда упоминал про “день и час, о котором никто не знает” в Матф. 24:36? Какие есть иудейские значения этого праздника и как они вписываются в христианско-мессианский эсхатологический контекст? Давайте разберемся.
«Большие часы Бога»: почему именно 2025 год?
Прежде чем мы погрузимся в тайны самого праздника, давайте ответим на волнующий вопрос: почему столько разговоров именно о 2025 годе? Неужели мы пытаемся назначить дату? Вовсе нет. Мы не назначаем дату, но будучи «сынами света» наблюдаем за «знамениями времен», как Он и велел. Для этого мы «исследуем на которое и на какое время указывает сущий в нас Дух Христов…» (1 Петра 1:11). И эти знамения указывают на то, что мы живем в уникальное время – последние секунды последнего времени.
Принцип «День за тысячу лет»
В Писании есть удивительный принцип, который помогает нам понять Божий план в истории. Апостол Петр пишет:
«у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2-е Петра 3:8).
Это не просто красивая «символическая» фраза, а ключ к пониманию Божьей пророческой «недели».
Вспомните сотворение мира: Бог трудился шесть дней, а на седьмой день отдыхал. Этот семидневный цикл – не просто наш календарь на семь дней недели. “Я возвещаю от начала, что будет в конце…” (Исаии 46:10) – так уже с первых слов Писания Господь показал нам пророческий план для всего человечества:
• 6 дней (6000 лет): Время человеческой истории, труда, греха и страданий.
• 1 день (1000 лет): «День Господень», седьмой день покоя, завершающий искупление. Это обещанное Богом Тысячелетнее Царство Христа на земле, о котором говорится в книге Откровение.
Простая арифметика
Давайте посчитаем. От Адама до Христа прошло ровно 4000 лет (четыре «дня»). От Христа до наших дней прошло почти 2000 лет (два «дня»), а точнее 1993 года, то есть 2000 лет без 7 лет времени «скорби Иакова».
• 4000 лет (до Христа) + 2000 лет (после Христа) = 6000 лет.
Шестой «день» подходит к концу. Мы стоим на пороге седьмого «дня» от Адама и третьего «дня» от Христа – Тысячелетнего Царства, Миллениума. Именно события, связанные со Вторым Пришествием, включая Восхищение Церкви, должны произойти именно сейчас, в наше время. Диапазон 2025-2032 гг. становится фокусным коридором этих ожиданий, так как простые арифметические расчеты, основанные на библейской хронологии, указывают на это время как на завершение 6000-летнего периода истории падшего человечества.
Пророчество Осии о «двух днях»
Есть много мест в Писании о значении «двух дней» и «третьего дня». К примеру, пророк Осия говорит от имени Бога:
«В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: “пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» (Осия 6:1-2).
Это прямое пророчество об Израиле и Церкви. После того как Мессия был «уязвлен» (распят), начались два «дня» (2000 лет), в течение которых Бог формировал Свою Церковь из всех народов. По истечении этих двух дней Он «оживит» и «восставит» Свой народ. Это удивительно совпадает с нашим временем, через 2000 лет после Воскресения Христа.
Это не значит, что мы ставим точную дату. Но это значит, что мы должны быть особенно внимательны к звуку шагов Христа. Часы Бога показывают, что время крайне близко. И если время близко, то нам нужно внимательно посмотреть на тот самый праздник, который символизирует внезапное явление Господа за Его детьми – Праздник Труб.
«Скрытый день»: что это за праздник и почему у него столько имен?
Чтобы понять всю глубину этого праздника, нужно знать его «паспортные данные». У него не одно, а много имен, и каждое из них – как ключ, открывающий новую дверь в понимании Божьего плана. Эти имена и их происхождение четко разделены, вот пять самых ярких имен Праздника Труб.
1. Йом-Труа: День громкого звука
Это самое первое, библейское имя праздника. Оно переводится как «День трубления» или «День крика». Главная заповедь в этот день – слушать звуки шофара (бараньего рога). Это не просто музыка, это сигнал! В древности шофар трубил, когда:
• Начиналась война.
• Короновали нового царя.
• Собирали народ на важное собрание.
Для христиан этот звук имеет особое значение. Апостол Павел пишет:
«Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут первыми; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках» (1-е Фессалоникийцам 4:16-17).
Йом-Труа – это пророческая репетиция звука трубы, которая соберет Церковь домой!
2. Рош ха-Шана: Глава года
В более поздней еврейской традиции праздник стали называть «Рош ха-Шана», что значит «Глава года». По иудейскому толкованию, именно в этот день Бог сотворил Адама. Это день нового начала.
Для нас это тоже символ нового начала. Восхищение – это не конец, а начало нового этапа нашего существования, когда мы получим новые, прославленные тела и навсегда будем с Господом.
3. Йом ха-Дин: Судный день
Это название подчеркивает, что в этот день Бог судит мир. В еврейской традиции считается, что на Рош ха-Шана открываются три книги: для праведников, для грешников и для тех, кто посредине.
Как это связано с нами? Поскольку «Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа» (1-е к Фесс. 5:9) после Восхищения верующие предстанут не на суд для осуждения, а на Судилище Христово (Бе́ма), где получат награды за свои дела в виде венцов. Это не суд вечной участи, а «церемония награждения». Йом ха-Дин символизирует именно этот момент оценки и подведения итогов. Все ожидающие Христа получат в этот момент особый венец – венец праведности (2-е к Тимофею 4:8)!
Но также момент восхищения открывает период Божьих судов и Его гнева над жителями земли, которые останутся (Матфея 24:40-41).
4. Йом ха-Зикарон: День памяти
Второе библейское название праздника — «Зихрон Труа», или «память трубления». В молитвах его также называют «Йом ха-Зикарон» – «День Памяти». Считается, что в этот день Бог «вспоминает» Свой народ и Свои обещания.
Для нас это невероятное ободрение! В момент Восхищения Бог вспомнит каждое Свое обещание, данное Церкви. Он вспомнит Свой завет и заберет нас к Себе, как и обещал: «приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин 14:3). В этот момент Он «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё.» (Фил. 3:21). Так мы «навсегда с Господом будем» (Фесс. 4:17).
5. Йом ха-Кесе: Скрытый день
А вот и самое загадочное имя. Оно не так широко известно, но в нем кроется ключ к главной тайне. «Йом ха-Кесе» означает «Скрытый день» или «День сокрытия». Почему? Потому что это единственный праздник, который начинается В НОВОЛУНИЕ, КОГДА ЛУНА ПОЛНОСТЬЮ СКРЫТА на небе. Но есть и вторая, более важная причина, которая напрямую ведет нас к словам Иисуса.
«Никто не знает ни дня, ни часа»: древняя загадка или понятный намёк?
Вот мы и подошли к главному вопросу. Когда Иисус сказал: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Матфея 24:36), было ли это просто утверждением о полной неизвестности? Или это был культурный код, понятный намёк для Его учеников, еврейских собратьев?
Календарь по свидетелям
Чтобы понять этот намёк, нужно на минутку перенестись в древний Израиль. У них не было точных календарей в телефонах. Их календарь был лунным, и начало каждого месяца объявлял верховный суд, Синедрион, в Иерусалиме.
Представьте себе такую картину.
Диалог двух соседей в Галилее:
«Элиезер, уже 29-й день месяца. Как думаешь, сегодня вечером начнется Праздник Труб?»
«Кто знает, Давид. Мы можем только ждать. Мой сын пошел на холм – будет смотреть, не зажгутся ли сигнальные огни с юга. Пока свидетели не придут в Иерусалим и не скажут, что видели серп новой луны, а Синедрион не объявит новый месяц, мы ничего не знаем. Может сегодня, а может и завтра. Готовь шофар, но будь терпелив».
Этот процесс делал Йом-Труа абсолютно уникальным. Все остальные праздники выпадали на середину месяца, и все точно знали их дату наперед. А НАЧАЛО Праздника Труб было НЕПРЕДСКАЗУЕМЫМ. Никто, кроме Отцов в Синедрионе, которые должны были принять решение, не знал, наступит ли он в 30-й день месяца или на следующий.
Культурная идиома
Именно поэтому этот праздник и называли «Скрытый день». День, о котором буквально «НИКТО НЕ ЗНАЛ НИ ДНЯ, НИ ЧАСА» до самого последнего момента. Когда Иисус, еврейский раввин, говорил со своими учениками-евреями, Он использовал эту ИЗВЕСТНУЮ ИМ КУЛЬТУРНУЮ РЕАЛИЮ. Он не просто сказал «дата неизвестна». Он использовал фразу, которая была СИНОНИМОМ Праздника Труб! Это не была прямая цитата, но это был ПРЯМОЙ НАМЁК. Он как бы говорил: «Мое возвращение будет подобно Йом-Труа. Все будут знать, что сезон настал, но точный момент будет внезапным и объявлен трубным звуком с небес».
«НИ ДНЯ, НИ ЧАСА» – это неофициальное раввинистическое название праздника. Это скорее его характеристика, которая позже была осмыслена в христианской и мессианской традиции как пророческий символ. Иудейская традиция видит в неопределенности начала праздника вопрос религиозного закона (галахи), в то время как христианская перспектива видит в этом пророческий образ Второго Пришествия.
Шофар зовет домой: как символы праздника указывают на Восхищение
Если Праздник Труб действительно является пророческим образом Восхищения, то и другие его символы должны идеально совпадать. И они совпадают!
«Последняя труба»
Как мы уже упоминали, Восхищение произойдет при звуке трубы. Павел уточняет:
«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1-е Коринфянам 15:51-52).
В иудейской традиции на Рош ха-Шана трубят серию из 100 звуков шофара. Самый последний, долгий и протяжный звук называется «Текиа Гедола» – «Великое трубление». Многие христиане верят, что именно этот «последний трубный глас» и есть та самая «последняя труба», о которой писал Павел. Символические параллели очевидны.
Древняя Галилейская свадьба
Эта параллель, пожалуй, самая красивая. В древней Галилее, где жил Иисус, свадьба проходила так:
1. Обручение (Кидушин): Жених и невеста заключали завет. Жених платил выкуп за невесту и давал ей чашу с вином. (Иисус заключил Новый Завет с нами на Тайной Вечере, искупил нас Своей кровью и дал нам чашу).
2. Период ожидания: Жених уходил в дом своего отца, чтобы приготовить там комнату для своей невесты. Он говорил ей: «Я иду приготовить место вам» (Иоанна 14:2). Невеста в это время ждала его, не зная точного дня и часа его возвращения. Она должна была быть готова в любой момент.
3. Возвращение жениха: Только отец жениха решал, когда постройка готова. Когда он давал разрешение, жених среди ночи шел за своей невестой с друзьями, с криками и звуками шофара! Его приход был внезапным, но ожидаемым.
Когда ученики спросили Иисуса о времени Его возвращения и связанных событиях, Он ответил:
«О дне же том и часе никто не знает, … а только Отец Мой один».
Для них это был прямой намек на свадебную традицию! Он – Жених, ушедший в дом Отца, а мы – Невеста, ожидающая Его внезапного возвращения под звук трубы!
Открытая дверь и коронация Царя
В еврейской традиции Рош ха-Шана – это еще и день коронации Бога как Царя над всей Вселенной. В Откровении 4:1 Иоанн видит похожую картину:
«После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говорящий со мною, сказал: взойди сюда…»
Звук трубы, открытая дверь на небе, восхождение «вверх» – это в точности картина Восхищения, и она идеально ложится на символизм Праздника Труб.
Притчи об ожидании: будьте готовы!
Иисус не просто дал один намек. Он рассказал несколько притч, которые буквально кричат о Празднике Труб и необходимости быть готовым.
Притча о десяти девах (Матфея 25)
Это самая яркая иллюстрация.
• Сюжет: Десять подружек невесты ждут жениха, чтобы войти с ним на брачный пир. Он приходит внезапно, среди ночи.
• Проблема: У пяти из них (неразумных) не хватило масла в светильниках. Пока они бегали его покупать, дверь на пир закрылась.
• Смысл: Жених – это Христос. Его приход – Восхищение. Масло – это символ готовности, присутствия Духа Святого, бодрствования. Нельзя подготовиться в последнюю секунду. Нужно быть готовым всегда, это характеристика всех рожденных от Духа Божьего! Данная притча идеально передает дух ожидания начала Йом-Труа.
Притча о воре ночью
Иисус и апостолы часто сравнивают Его приход с приходом вора ночью – то есть, внезапно, для неожидающих – неожиданно.
«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы» (Матфея 24:42-43).
Тема та же: знай сезон, он открыт, но будь готов в любой момент. Это и есть суть ожидания Праздника Труб.
Собирая все воедино
Мы видим, что пазл складывается. У нас есть пророческие временные рамки («6 дней» и «2 дня»), которые указывают на наше время. У нас есть осенний Праздник Труб, который еще не исполнился пророчески. У этого праздника есть множество имен, и каждое из них, как грани алмаза, отражает один из аспектов возвращения Христа и связанных событий: трубный зов, новое начало, судилище Христово с наградами, свадьба с Невестой, гнев Божий и суды над живущими на земле, исполнение Божьих обещаний.
Итак, Иисус не назвал праздник по имени. Но Он использовал слова, которые были идеальным описанием этого “Скрытого дня”. Для его учеников-евреев это был очень понятный намёк. Они сразу могли подумать: “Ага! Он говорит о чём-то, что произойдёт ожидаемо и внезапно одновременно, как Праздник Труб, начала которого мы всегда ждём с таким нетерпением, знаем время, но не знаем точного часа!” …Так что связь есть, но она не прямая (как цитата из учебника), а смысловая и очень сильная. Это умная игра слов, понятная тем, кто знал традиции своего народа. По Божьему провидению, эти нюансы были скрыты в течении веков, во многом «благодаря» выхолащиванию иудейского символизма в исторической христианской церкви, но эти тайны снова открываются последнему поколению верующих – нам с вами. Слава Богу!
Связь между исторической реальностью древнего Праздника Труб и пророческим исполнением демонстрирует невероятную глубину и мудрость Библии. Фраза «Ни дня ни часа» — это не повод для бездействия и духовной слепоты, а призыв к постоянной готовности и радостному ожиданию.
Мы не можем на 100% утвердительно заявлять, что Восхищение произойдет именно на Праздник Труб в 2025 году. Финальное решение – всегда за Господом. Но мы знаем, что «Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Амос 3:7). Поэтому можем с уверенностью сказать, что символизм этого праздника указывает на Восхищение избранных Христовых яснее, чем любой другой моэд\праздник. И как «сыны дня» мы можем видеть, что «большие часы» Бога показывают: время крайне близко.
Поэтому, когда в этом году вы услышите звук шофара, пусть в этот раз он не будет просто очередным напоминанием о красивой древней библейской традиции, но реализацией нашей живой и трепетной надежды. Пусть это будет звук той самой последней, Великой Трубы Божьей, когда мы услышим долгожданный призыв собраться к Господу: «Взойди сюда!». И пусть это будет в ближайший Праздник Труб – в любой день и любой час этого праздника.
МАРАНАФА! Господь грядет!
ВЛАДИМИР ЖЕМЕЛА
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев