На пенсии супруги Бородины из села Гремячье увлеклись разведением ягодных кустарников
Агроном Анатолий Бородин, который в советские времена преуспевал в выращивании зерновых и технических культур на полях колхоза «Правда», после ухода на заслуженный отдых, чтобы не скучать без дела и реализовать давнюю мечту, занялся возделыванием малины.
ДЕЛО ДЛЯ ДУШИ
Анатолий и Ольга Бородины с гордостью показывают своё маленькое «поле» — приусадебный огород в 50 соток — и откровенно досадуют на то, что наша встреча состоялась не летом, когда всё цвело, благоухало и радовало глаз, а в конце года, когда урожай давно собрали и землю подготовили к будущему сезону.
Они подробно рассказывают, где и как выращивали овощи и картофель, зелень. Под эти культуры у них чётко отведены до 15 соток участка. Уточняют, что при умелой агротехнике огородных продуктов с лихвой хватает для их и детей семей. А вот большая часть огорода, смеются Бородины, сегодня, как и его хозяева, также находится на заслуженном отдыхе: землю засеяли многолетней травой, которую подкашивают по мере необходимости.
— В 70 лет наши возможности, потребности и силы уже совсем не те, что были в юности или в среднем возрасте. Много ли нам сейчас надо. Вот и уменьшили огород, — говорит Анатолий Петрович.
— Зато развели ягоду-малину, забота о которой стала для нас делом для души, — показывает плантацию «спящих» ягодных кустарников Ольга Кузьминична.
В основном они культивируют ремонтантные сорта, которые дают несколько урожаев за сезон, до первых заморозков. Ягоды вырастают крупные, сладкие, ароматные. На прилавках рынка не залеживаются, так же, как и саженцы. А для супругов это — всё какая-никакая прибавка к их небольшим сельским пенсиям.
— А ещё мы заготавливаем малину впрок, чтобы круглый год баловать детей и внуков, — говорят Бородины.
— Пока работали, до разведения ягодников у нас руки не доходили. И ошибается тот, кто считает наше увлечение баловством, — уточняет Анатолий Петрович.
ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ТРУДИЛСЯ
Анатолий Бородин практически все 70 лет своей жизни безвыездно провёл в Гремячьем. Дальние путешествия, вспоминает, у него случались дважды. Первое, когда уезжал служить в армию, в войска ПВО на Чукотку и Колыму, а через два года возвращался обратно. Второе — в Болгарию, в 70-х, в составе делегации комсомольских активистов — сельских тружеников.
Зато окрестности родного села он с детства изучил так, что, окажись где с завязанными глазами, безошибочно найдёт дорогу к дому. На школьных каникулах подростки помогали взрослым на механизированном току и на полях: вручную выгружали зерно из кузова ГАЗ-51, стаскивали копны и скирдовали солому, возили и трамбовали силос. И всей семьёй пропалывали посевы сахарной свёклы.
Детские знания пригодились Анатолию не только тогда, когда он стал в родном хозяйстве агрономом и назубок, от края до края, знал колхозные поля общей площадью 3 000 га.
После ухода на пенсию, когда появилась масса свободного времени, Бородины ездят по заветным местам по грибы и ягоды, за лекарственными травами для целебного чая от всех болезней.
— Нас у родителей четверо было. Когда выросли, то кто куда из дома уехал. Старший брат Иван председательствовал в соседнем колхозе в селе Лебяжье. Средний Виктор подался в шахтёры. Сестра Антонина перебралась в Воронеж. В Гремячьем остался я, — рассказывает Анатолий Петрович.
После восьмилетки он поступил на агрономическое отделение Берёзовского сельскохозяйственного техникума. Смекалистый парень учился только на «хорошо» и «отлично». Дипломированным специалистом вернулся в колхоз «Правда». Работал агрономом-семеноводом. Без отрыва от производства получил высшее агрономическое образование в Воронежском сельскохозяйственном институте. В 1976 году его назначили главным агрономом хозяйства.
Продолжение читайте в номере "ГР" от 9 декабря 2020 года.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев