Самая популярная электронная услуга Росреестра – выписка их ЕГРН. Электронная регистрация и кадастровый учет набирает обороты.
В Управлении Росрсстре по Нижегородской области прошла «горячая» телефонная линия по теме: «Электронные услуги и сервисы Росреестра». На вопросы нижегородцев ответила начальник отдела организации, мониторинга и контроля Татьяна Александровна Горелова. С Татьяной Александровной побеседовал и корреспондент «Полезной площади».
– Татьяна Александровна, кто сегодня обращается за получением услуг по регистрации прав на недвижимость в электронном виде?
– В основном речь пока идет о юридических лицах. Физические, чаще всего, обращаются в том случае, если это им советует некая компания: банк, например, где они берут ипотеку. Насколько мне известно, у банкиров, помимо советов, есть и финансовая подоплека – они могут предложить снижение ставок по ипотеке в случае электронной регистрации.
А в целом чаще стали обращаться частные компании, и это уже большой прогресс, поскольку начиналось все с нотариусов и органов государственной власти. На первых порах наиболее востребованной электронной услугой было получение информации из ЕГРН через портал Росреестра.
С мая 2017 года сервисом электронной регистрации прав стали активно пользоваться застройщики. Банки также активизировались. Например, распространена практика подачи ими в электронном виде заявлений о погашении ипотеки. Хотя заемщику, если у него нет ЭЦП, придется все равно лично приходить в МФЦ. А вот сотруднику банку этого делать не придется.
Если говорить о статистике, то сервис по электронной регистрации был запущен в середине 2015 года. За второе полугодие 2015 года им воспользовались 100 человек. В 2016 году заявок было уже порядка 8000. И примерно такое же количество заявок уже было обработано за первое полугодие 2017 года.
– Для регистрации права в электронном виде нужна электронно-цифровая подпись (ЭЦП). Где ее можно получить?
– В Управлении Росреестра ЭЦП получить нельзя. Для этого надо обратиться в специализированные организации (их список присутствует на сайте Росреестра). С 2017 года ЭЦП можно получить в филиале кадастровой палаты на улице Васюнина, 2 или на улице Энгельса, 2. Кстати, кадастровая палата недавно заявила о том, что цены на ЭЦП у них дешевле, чем в других удостоверяющих центрах – 1 000 руб.
Что касается списка необходимых для получения ЭЦП документов, то этим надо также поинтересоваться в специализированной организации.
– Насколько легко внедряется электронный документооборот, есть ли какие-то сложности?
– Знаю, что у тех, кто получал правоустанавливающие документы в электронном виде были трудности с пропиской. Не все домоуправляющие компании пока готовы к электронному документообороту. И когда человек приходил к ним с флешкой и сообщал, что на ней у него хранятся правоустанавливающие документы, то это иногда вызывает недоумение – как так, ничего не знаем, давайте бумаги с печатью. Управление Росреестра с этим работает – направляет соответствующие письма, разъясняет, что мы переходим на электронный документооборот, что достоверность ЭЦП можно проверить на сайте госуслуг.
Но все еще привычнее бумажный вариант. И не только ДУКам, но и многим гражданам тоже. Все же необходимо время, пока таким же привычным станет электронное обращение документов.
– Какую еще важную информацию можно получить через портал Росреестра?
– Еще один очень хороший сервис на сайте Росреестра, на который я рекомендую обратить особое внимание – «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме онлайн». Введя кадастровый номер объекта недвижимости, либо его адрес, вы в течение пары минут можете узнать квадратуру, этажность, кадастровую стоимость, адрес, инвентарный номер, зарегистрированы ли на данный объект права (будет указано, когда внесена запись госрегистрации права), а также информацию о наличии арестов и обременений.
Хочу отметить, что информация, полученная таким образом, является общедоступной и носит справочный характер. Ее получение бесплатно. Она регулярно обновляется, поэтому актуальна, но если вам нужно представить данные сведения в соответствующие инстанции, то придется заказывать их в бумажном виде.
Также н так давно на сайте Росреестра появился сервис «Личный кабинет». Из него доступны все сервисы, которые имеются на сайте Росреестра. Если же вы зарегистрируетесь на сайте госуслуг и пройдете идентификацию в офисах МФЦ, на почте России, в Ростелекоме, то сервисы для вас станут еще более открытыми. В частности, будет доступна информация по всем объектам вашего недвижимого имущества. Если вы настроите, то будут приходить различные оповещения на электронную почту или с помощью смс обо всех действиях, которые совершаются с объектами вашего недвижимого имущества. Допустим, о присвоении вашему земельному участку адреса.
Ну и всем я бы советовала не забывать, что в электронном виде можно не только подавать документы на госрегистрацию, но и ставить объекты на кадастровый учет. Кстати, необходимую для этого документацию кадастровый инженер предоставляет только в электронном виде – бумажных вариантов в данном случае попросту не предусмотрено.
Еще один из самых популярных сервисов – публичная кадастровая карта.
– Электронные услуги и сервисы набирают обороты. Когда произойдет окончательный отказ от бумажных носителей?
– Существуют дорожные карты, согласно которым к 2020 году доля госуслуг, оказываемых Росреестром в электронном виде, должна составлять не менее 30%. Так что пока бумажный вариант полностью не исключается. Это понятно: нужно время, чтобы обкатать сервисы, сделать так, чтобы они полностью отвечали ожиданиям заявителей. Пока сервисы заточены не под все виды регистрационных действий. Например, когда человек продает квартиру, то он имеет долю в общем имуществе. Если он свою долю регистрировал, то и покупатель должен зарегистрировать помимо квартиры и долю в общем имуществе. Но сейчас подать заявление на регистрацию доли в общем имуществе многоквартирного дома в электронном виде нельзя.
Популярные вопросы от нижегородцев
– Каков размер госпошлины при обращении в электронном виде?
– На 30% меньше. Например, если регистрация квартиры сейчас стоит 2 000 руб., то через электронные сервисы она составит 1 400 руб. Однако не стоит забывать, что в случае электронного варианта придется заплатить еще за ЭЦП.
А вот для юридических лиц никаких послаблений нет.
– Есть ли какие-то преимущества по срокам в случае электронного обращения для нотариусов?
– Для нотариусов законодательно установлены сроки: если они обращаются на бумажном носителе, то срок регистрации составляет три дня. Если в электронном, то один рабочий день. Кстати, если электронная регистрация происходит через нотариуса, то ЭЦП заявителю не нужна: нотариус эту процедуру проводит от своего имени.
Для остальных заявителей в случае электронного обращения установлены такие же сроки, как при обычном обращении: 7 рабочих дней при регистрации права, 5 календарных дней в случае ипотечной сделки, 5 рабочих дней для постановки на кадастровый учет, 3 рабочих дня на предоставление информации.
До 1 января 2017 года у нас действовали внутренние приказы о сокращении сроков регистрации. Но, в связи с наделением Управления Росреестра новыми полномочиями, они не действуют.
– Я хочу узнать, имеются ли ограничения и обременения по конкретному объекту недвижимости?
– Вам нужно обратиться на сайт Росреестра в раздел «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества в режиме он-лайн». Там заполните форму: либо введете кадастровый номер объекта, либо физический адрес и отправите запрос. Мгновенно вам придет открытая информация по данному объекту недвижимости.
Естественно, данный объект обязательно должен стоять на кадастровом учете. Подчеркну – такая информация будет носить достоверный, но лишь справочный характер. Для официальных органов потребуется делать запрос на получение выписки из ЕГРН, получать бумажный вариант с печатью, скриншота будет недостаточно. Если вы будете запрашивать выписку из ЕГРН в электронном виде, то она будет стоить 250 руб., а в бумажном 400 руб.
– Я воспользовалась услугой электронной регистрации. Мне пришла ссылка на документы в электронном виде – на выписку и правоустанавливающие документы. Надо ли мне получать бумажные варианты?
– Нет, не надо. Данные документы заверены ЭЦП государственных регистраторов. Подлинность ЭЦП вы можете проверить на сайте госуслуг – там есть специальный сервис «Проверка электронно-цифровой подписи». Если вы загрузите документ с ЭЦП, то появится имя подписанта и информация о действительности данной подписи, срок ее действия.
– Я сделала запрос в Росреестр на выдачу копий правоустанавливающих документов. Как мне проверить его исполнение?
– Вы можете позвонить на телефон «горячей» линии филиала кадастровой палаты 423-53-53. Также можно сделать это через сайт Росреестра – в разделе «Проверка исполнения запроса». Вводите идентификационный номер (он указан в расписке, которую вам выдали при приеме заявления) и узнаете стадию работы с документом: то ли он принят в работу, то ли ожидает оплаты, то ли готов к выдаче.
– Как зарегистрироваться в личном кабинете правообладателя?
– Необходимо зайти на сайт Росреестра. Пройти на вкладку «Зарегистрироваться в личном кабинете». Автоматически перейдете на сайт госуслуг. Здесь также необходимо зарегистрироваться и подтвердить свою личность, обратившись в офисы МФЦ, почты России, Ростелекома (перечень офисов есть на сайте госулуг) с паспортом. По времени это займет пару минут. После этого вам будет доступен полный перечень услуг на сайте Росреестра. Без такого подтверждения доступ к некоторым электронным сервисам будет ограничен.
На «горячей» линии дежурила Наталья Чернышева
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев