ВЕТЕРАНА ВОЙНЫ, УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ № 2
20 июля исполняется 100 лет со дня рождения Марка Абрамовича Вольфсона, моего папы. Семья, в которой кроме него было еще три сестры, жила в подмосковном Ногинске, мама была домохозяйка, зарабатывал на жизнь отец. После окончания школы Марк Абрамович поступил на оптико-механический факультет Московского Института Инженеров Геодезии, Аэрофотосъемки и Картографии (МИИГАиК). В июне 1941 Марк Абрамович закончил 3-й курс и перешел на 4-й. Но началась война. Конец июня и июль студенты провели на строительстве оборонительных сооружений в районе г. Ельни, где впоследствии Красной Армией была проведена первая крупная наступательная операция. В сентябре студенты, перешедшие на 4 и 5 курсы, а так же выпускники, добровольно пошли в Красную Армию. Студенты 5-го курса получили Диплом об окончании МИИГАиК, студенты 4-го курса, и Марк Абрамович в том числе, получили справки о незаконченном высшем образовании. Тогда ВВС остро нуждались в специалистах по аэрофотооборудованию, аэрофоторазведке. Поэтому студентов-добровольцев направили на краткосрочные курсы в Военно-Воздушную Академию им. Жуковского. Марк Абрамович специализировался на аэрофотоаппаратах (АФА) различных типов, автоматике и электроприводе АФА – подготовка, обслуживание, ремонт. Войну М. А. Вольфсон закончил на Южном Сахалине.
В дальнейшем Марк Абрамович служил в разных уголках нашей страны: от Чукотки до Абхазии. Мои родители встретились и поженились в Красноярке, куда мама приехала по распределению после окончания Московского библиотечного института. Потом мама, как и положено офицерским женам, переезжала с мужем к новому месту службы. И моя мама, Екатерина Георгиевна, тоже служила в той же части, только не как военнослужащая, а служащая Советской Армии с принятием Торжественного обещания, аналога Присяги для штатских служащих. Я помню, мама даже сдавала зачеты по сборке-разборке пистолета ТТ и стрельбе из него. Мои родители вместе прожили более 40 лет.
Службу М.А. Вольфсон закончил в звании майора в Кстове в 1961 г. В конце 50-х, начале 60-х годов Вооруженные силы были сокращены примерно на 3,5 миллиона человек Кроме того, руководство СССР решило, что если есть ракеты, то и авиация не нужна и значительно сократило ВВС, значит не нужна и аэрофоторазведка и нашу ВЧ № 78497 ШМАС (Школа младших авиационных специалистов) расформировали. Часть офицеров была направлена в другие места службы, значительное число, в том числе и папа, было уволено в запас.
Более десяти лет службы Марк Абрамович готовил кадры в ШМАС для аэрофотослужбы ВВС на цикле аэрофотооборудования, то есть фактически был военным педагогом с изучением основ оптики, механики, электротехники, начал электроники. Принимал участие в создании учебника для младших авиационных специалистов. Помню, дома была справка, что им написаны такие-то главы для секретного учебника без упоминания авторов в выходных данных книги. Поэтому выбрать новую работу было сравнительно легко – надо идти в преподаватели. Но из-за войны Марк Абрамович не закончил институт, не было диплома о высшем образовании. Поэтому папа пошел работать в школу и поступил в Горьковский Педагогический институт на физический факультет, причем в соответствии с постановлением Правительства его зачислили на 4 курс, тот на который он был переведен перед войной. Правда, пришлось досдавать некоторые дисциплины, которых не было в МИИГАиК.
После этого вся дальнейшая трудовая деятельность Марка Абрамовича была связана с школой № 2 г. Кстово, он стал преподавателем физики и электротехники. Конечно, на первых порах было очень тяжело – учеба в институте, подготовка к урокам разных потоков, много отчетности, классное руководство. Марк Абрамович, с моей точки зрения, был прирожденным учителем. Он мне рассказывал, что еще учась в школе, занимался математикой и физикой с нерадивыми учениками состоятельных родителей, зарабатывая деньги на кино и мороженое для себя и своей девушки, принимал участие в ликбезе среди рабочих Глуховской мануфактуры. И потом, служа в армии, вел вечерние курсы по математике и физике для курсантов, желающих поднять свой уровень или желающих поступить в военные училища. Есть учителя, которые, к сожалению, не очень хорошо знают свой предмет. Есть учителя, которые знают предмет, но не могут толково изложить его своим ученикам. Мне попадались такие учителя. Марк Абрамович же был влюблен в физику, он мог просто, доходчиво и, я не побоюсь этого слова, артистично объяснить любой материал. В процессе урока он мог и отвлечься на несколько минут от предмета урока, пошутить, чтобы снять напряжение, рассказать какую-нибудь историю. Значительную часть своего времени Марк Абрамович проводил в школе, благо мы жили в двух шагах от школы. Приходил домой, мы обедали, а часа через полтора возвращался опять в школу, уже до вечера. В воскресные дни тоже часть времени проводил в физкабинете. Мама никогда не ругала его за то, что он очень много времени проводит в школе. Наверное, еще и потому, что она сама подолгу и допоздна работала в библиотеке. Марк Абрамович готовил опыты, придумывал новые, ремонтировал приборы физкабинета, готовил материалы для лабораторных и контрольных работ, вел факультативные занятия, ходил по домам школьников, которые его беспокоили, занимался с отстающими (иногда и меня привлекал), готовил ребят к физическим олимпиадам. Дома была древняя пишущая машинка и на ней Марк Абрамович печатал билеты для контрольных по физике, иногда и я помогал ему в этом, но, конечно, держал содержимое билетов в секрете от своих товарищей. Открою страшную тайну, думаю за давностью лет уже можно сказать, что при проведении фронтальных контрольных работ я помогал папе еще и проверять контрольные работы, физику я знал неплохо. Правда, единственную текущую двойку я получил именно по физике – заболтался с соседом по парте и на предложение Марка Абрамовича: - Лева, продолжи. Ответ – не угадал. Педсовет на совместном заседании с Комитетом комсомола школы, членом которого я был, очень развеселился, узнав об этом случае. Особенно завуч Н.И. Галкина.
Дома везде у нас лежали учебники, задачники по физике и математике (большей частью по физике), научно-популярные книги, вырезки из газет о физике и физиках. Под подушкой у него всегда было минимум два задачника. К нему обращались по разным проблемам, просто приходили посоветоваться и он никогда никому не отказывал. Иногда вставал вопрос о том, что такого-то ученика не надо зачислять в 9 класс, он и хулиган и плохо учится, пусть, мол, идет работать или в ПТУ. Марк Абрамович всегда был против этого. Он говорил, что тогда он на два года раньше начнет пить, курить и т.п. И зачастую такие ребята оправдывали его надежды. Летом, в каникулы, Марк Абрамович ездил с ребятами в лагерь труда и отдыха, осенью ездил на «морковку». Когда проводили какие-то соревнования, он был в команде педагогов. Много лет Марк Абрамович был руководителем районной секции физиков, был секретарем школьной парторганизации. Его ученики были победителями городских, районных олимпиад по физике, занимали призовые места на областных олимпиадах. Среди его выпускников много дипломированных специалистов – учителя и врачи, строители и водники, физики и математики, инженеры и военнослужащие, есть кандидаты и доктора наук. По моим грубым подсчетам, за время работы в школе с 1961 года по 1985 год, он был учителем примерно 7500 человек. В 1984 году осенью Марк Абрамович получил обширный инфаркт и, хотя и вышел потом на работу, работать с прежней отдачей не мог и поэтому ушел на пенсию. Он ушел из жизни в 1990 году и на похоронах было множество его учеников, которые становились в очередь чтобы самим пронести его немного на этой последней для Марка Абрамовича дороге. Его несли на руках через весь город. Около школы № 2, в которой он проработал 25 лет, сделали остановку и прозвучал прощальный звонок. Процессию сопровождали почетный караул и военный оркестр из Военного училища.
Я знаю, что его ученики не забыли своего учителя физики. Когда мой сын начал работать в Кстове в ГРНУ, много сотрудников знакомясь с ним сообщали: - мы учились у твоего дедушки. Расскажу трагикомический случай, который был в 1994 г. Однажды я был в длительной командировке и моя мама Екатерина Георгиевна приехала помочь моей семье. А в день моего возвращения, вечером в квартире мамы в Кстове произошел пожар. Пожарные позвонили мне домой примерно в 22 часа, сказали, что все потушили, ущерб умеренный и я на такси помчался в Кстово. Сгорело действительно очень немного, но много было дыма и квартира была изрядно подкопчена. Пожарные, увидев, что квартира на сигнализации, действовали аккуратно, разбили только форточку (на втором этаже), соседей не протопили, но грязи конечно было много. На разбитую форточку оперативно отреагировала Охрана и, когда я приехал, меня встретили два автоматчика. Быстренько, сдав по акту мне квартиру, охранники уехали. На кухне на столе, напомню, что в квартире никого не было около 3-х недель и продуктов не было, стояли полбутылки водки, полбуханки хлеба, граммов 300 колбасы и соленый огурец. Осмотрев беспорядок, я начал прибираться. Где-то полпервого ночи звонок в квартиру. Открываю дверь, там капитан пожарной службы в хорошем подпитии, к сожалению, не помню его имени. Сказал, что службу на сегодня закончил, идет домой, но зашел, чтобы поздороваться и узнать нет ли претензий. Сказал, что учился у Марка Абрамовича, он был его любимым учителем. Мы, говорит, оставили тут вам немножко, чтобы вы стресс сняли.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев