✍🏻 Валентина Телухова.
Пятиклассники рвались в поход. Марину Николаевну их желание удивляло.
Понятно, почему в поход стремились городские дети. Они хотели сблизиться с природой. Но зачем идти в поход деревенским ребятишкам? Деревня стояла на берегу неширокой и неглубокой быстрой реки. Состояла она из одной улицы, вытянутой вдоль берега и повторявшей все речные изгибы и извилины. С противоположной стороны улицы за огородами на склоне на выраженной речной террасе был великолепный смешанный лес. Как и повсюду в этих краях состоял он из маньчжурского дуба, черной и белой берёзы. Дуб был похож на своего рослого собрата только тем, что у них были одинаковые листья и росли жёлуди, но здешние деревья были тонкоствольными и очень слабыми на вид. Хотя и они вырастали довольно высокими. Эти деревья всегда росли большими группами почти вплотную друг к другу. На зиму они не теряли листву, а стояли, запорошенные снегом, и были похожи на не прошенных бедных гостей в изношенных рыжих и даже рваных шубах. И только весной новые листья ростом своим выдвигали прочь черенки старых. Огромным ворохом листва в короткое время осыпалась с дубков на землю, и все лето укрывала её шуршащим рыжим мягким ковром.
Черные березы иногда росли рядом с дубовыми рощицами, а вот белые березки любили простор. И березовый лес был красивым! Мощные и сильные деревья с огромными белыми стволами и великолепной кроной горделиво росли повсюду. Они и в деревню заходили, как желанные гости. Березовые рощицы шумели на школьном дворе, на территории детского сада, рядом с гаражами и мастерской. В лесу осенью было полно грибов и орехов. Деревенские ребятишки знали все леса в округе, все заводи на речке, все тропинки и дороги.
Зачем им нужен был поход с ночевкой в палатках под чистым небом? Марина Николаевна этого совсем не понимала. Ну, вышли на берег речки и развели костер, поймали рыбы, которая водилась в реке, сварили ухи, поели, поиграли в шумные игры, а на ночь – домой. Что можно увидеть в походе? Какие открытия сделать?
Марина Николаевна отказывалась идти в поход, но умный директор школы пригласил её в свой кабинет.
- Сходите в поход в первых числах июня со своими ребятишками. Подарите им один день детства на память. Поверьте, однообразие дней забудется, а дни, проведенные в походе, будут с ними всегда. Класс у Вас хороший, дружный, но ночь, проведенная у костра, сделает ребят ещё дружнее. Палатки для ночлега у нас есть. Котелки для приготовления пищи - тоже. Одних я Вас не отпущу. Все-таки 18 человек в классе, а в таком возрасте они все пойдут в поход. Я в приказном порядке отправлю с Вами нашего учителя физкультуры. Он подстрахует Вас, будет опорой и защитой для ребятишек. Или Вы боитесь полевой жизни? Изнежены в своем городе были?
- Я боюсь? Да знаете ли Вы, Максим Григорьевич, что я выросла с младшим братом. Мы с ним погодки. И я всегда с компанией мальчиков лет с девяти ходила на рыбалку. Мы все окрестности городские знали. Я и палатку поставить могу, и с костром справлюсь, и рыбы наловлю. Я все умею.
Марина Николаевна разгневалась, глаза её сверкнули сердито, а их теплая голубизна стала холодной. Темные пушистые волосы, заплетенные в косу, тоже гневались и непослушными завитками выбивались из прически. Кто смеет критиковать их хозяйку и обвинять её в изнеженности?
Директор школы, седой и прихрамывающий после фронтового ранения пожилой человек, посмотрел на молодую учительницу с доброй улыбкой.
- Вот и прекрасно. Инструкцию по технике безопасности возьмите в учительской и тщательно изучите. Я буду принимать у Вас экзамен. И сделайте ребятишкам объявление. В план оздоровительных летних мероприятий я ваш поход поставлю на четвертое июня. Маршрут похода выбирайте с ребятишками сами.
До конца последнего урока в пятом классе оставалось минут пятнадцать. Как только прозвучали его желанные звуки, сразу же дверь класса распахнулась, и в коридор школы высыпался, как горох из развязанного мешка, весь пятый класс. В полном составе. Молодую учительницу всегда изумляло умение ребятишек полным составом в восемнадцать человек протискиваться в распахнутые двери класса одновременно. Это надо же так исхитряться. В раздевалку торопиться было не нужно. Почти лето на дворе. Вот она входная высокая дверь в школу, а за ней – теплый простор майского дня.
- Вернитесь! Обсудим предстоящий поход!
Слово «вернитесь» детям явно не понравилось. Но волшебное слово «поход» подействовало на них мгновенно.
- Поход! Поход! Ура! Мы идем в поход!
И также дружно, как дети выходили из класса, они в него и вернулись. Опять одновременно прошли через распахнутую дверь. Ну, и ну! И как они это делают?
И все восемнадцать человек - десять мальчиков и восемь девочек - расселись по местам и притихли.
Выбирали маршрут, распределяли обязанности, договаривались о том, кто и какие продукты возьмет с собой и какую еду приготовят на костре. Саша, у которого мама работала ветеринарным врачом, сказал, что соберет походную аптечку, и мама ему в этом поможет.
Договорились, что отправятся они на таинственное Ротанье озеро, которое было на вершине небольшой горы в четырех километрах от села. Дорога к нему была трудной. Летом путь к нему отрезало огромное болото, по которому ходить было опасно. Пройти к нему было можно только вдоль берега ручья, который вытекал из этого озера. Учительница географии говорила, что это озеро не что иное, как кратер давно потухшего вулкана, который изливался здесь миллионы лет назад. Наполняется озеро из подземных источников. И только часть воды изливается тонким ручейком из озера и мелодично журчит летом и прячется под ледяную корку зимой. Вода в озере прозрачная и очень холодная. Купаться в нем категорически нельзя. Но она имеет неповторимый вкус.
Абсолютно чистую воду из озера брали механики и заливали в аккумуляторы без всякой обработки.
Берега озера были необыкновенно красивыми. Здесь росла дикая малина и смородина, большими семейками рос орешник. Но ходить на озеро жители опасались. Потому что откуда-то из глубины периодически поднимались на его поверхность огромные пузыри воздуха и лопались на его поверхности.
- Пуф, пуф, пуф, ши-и-и! – раздавались громкие звуки над озером и пугали случайных гостей.
Учительница географии объясняла всем, что озеро наполняется подземными водами, которые и приносят с собой потоки воздуха. Вот они и поднимаются над поверхностью. Ничего противоестественного в этом нет.
Старики кивали головами, соглашались с Марией Демьяновной, но на озеро не ходили сами и не советовали никому.
Матери переполошились, узнав про маршрут похода, и даже пришли к директору школы, чтобы навести справки.
- Не пугайте детей, не пугайтесь зря сами. Происхождение звуков детям объяснили, они знают, что ничего необъяснимого в этих звуках нет. И не сидит великан на дне озера, и не дышит он под водой, и не стонет печально, как говорят у нас в деревне. И все эти разговоры нужно прекращать. Я там был в молодые годы с ребятишками. Прекрасное место. Воздух особенный. И пусть дети проведут на его берегах один день и ночь. Идут они все вместе и под присмотром. Марина Николаевна ходила в походы не раз, сумеет организовать их походную жизнь. Доверьтесь нам. Неужели вы думаете, что я одобрил бы маршрут, если бы полагал, что детей там подстерегает опасность. Купаться еще рановато. Я им запретил купаться строго-настрого! И вода в озере ледяная, и дно воронкой уходит к середине, и почва под ногами илистая. А на берегах никакой опасности для ребятишек нет и быть не может!
- Вам виднее! Раз Вы так говорите, мы не будем ничего опасаться. С Богом!
Так походники получили родительское благословение.
Начались сборы в поход. Мамы закупали продукты и укладывали в мешочки лапшу и макароны, пачки киселя и сахар, заварку и печенье. По списку, полученному в школе. И от себя еще кое-что добавляли. Отцовские рюкзаки освобождались, стирались, сушились и наполнялись походными принадлежностями.
Настал день четвертого июня. В поход решили выйти на рассвете. К пяти часам утра сонные пятиклассники уже сидели на высоком крыльце школы. А в мире было так хорошо, так спокойно! Солнце всходило за рекой. Его сияющий диск медленно поднимался над полоской молодой зелени полей. Деревня ещё была погружена в сон. Но звук работающего мотора автомобиля прорезал тишину утра. Доярки собирались на утреннюю дойку. Тень от большого обелиска памяти павшим односельчанам на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 года большой темной стрелой лежала на дороге. Здесь Марина Николаевна всегда замедляла шаги. Сорок две фамилии. В каждой крестьянской избе похоронка. А ведь росли здесь мальчики, купались в реке, ходили в школу, влюблялись, заводили семьи, крестьянствовали на полях, а призвали на войну, они собрались и ушли. И многие не вернулись домой, а остались в памяти только строчкой на этом обелиске.
День обещал быть погожим. Ни ветерка, ни вздоха не было вокруг.
Марина Николаевна поздоровалась с ребятишками ласково.
- Собрались, походники? А Максим Григорьевич еще не приходил?
Директор школы пришел, но новость его просто огорошила и Марину Николаевну, и ребятишек. Не мог идти в поход с ними учитель физкультуры. Детям сказали, что он приболел.
А Марине Николаевне директор потихоньку сказал, что жена устроила учителю дикую сцену ревности.
- К такой красавице трудно не приревновать, - улыбнулся пожилой директор, - я и сам Вами любуюсь от души. Редкий тип красоты - темноволосая и чернобровая девушка с такими пронзительными голубыми глазами. Многие холостяки наши головы свернули, поворачиваясь в Вашу сторону. Да не смотрите на меня так. Я про Ваше горе знаю. Потеря дорогого человека в такие молодые лета - ноша тяжкая. Наслышан я про то, что Вы не намерены больше замуж идти. Государственным детям хотите жизнь отдать. Похвально такое намерение. Поживем - увидим! Заменить учителя физкультуры никто не может. Так что поход нужно отменить. Но как об этом детям сказать?
- Никак! Я пойду с ними одна! Отменить? Представляете, что сейчас начнется? Так нельзя поступать с детьми. Это – бесчеловечно!
И Марина Николаевна… заплакала. Слёзы градом потекли по её лицу.
- Перестаньте реветь! Убедили! Я, может быть, на ночлег Вам кого-нибудь пришлю. Туда можно на мотоцикле проехать на одноместном. Найду надежного мотоциклиста в деревне. Палатки тяжелые для таких детей. Возьмите с собой легкую тележку садовую с пришкольного участка. Проходимость – высокая. С ней везде пройдете.
Были даны и детям, и молодому педагогу самые строгие напутствия. Слушаться. Ничего не бояться. Помогать друг другу. Защищать. Идти по трассе по левой стороне – навстречу идущему транспорту. Идти цепочкой. На всю дорогу не разбегаться.
Так и пошли. До нужного поворота дошли довольно быстро. А когда повернули на полевую дорогу, которая шла под обрывом у самого склона, открылся взорам такой красивый вид, что ребятишки ахнули.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3