Ирочка не хотела отдавать мальчиков в школу в шесть лет. Помнила, как буксовал и ненавидел занятия ее Игорь. Но что делать, если улыбака Рома научился читать и считать в пять. Запросто болтает с бабушкой по-испански и по-английски, и рвется к наукам?
Донельзя счастливая Георгина Эдуардовна уверена, что у мальчика проявились гены покойного мужа. Андрей Игоревич тоже учился замечательно легко и с радостью.
Тимур поупирался насчет учебы, но на предложение сдаться в плен Минобразованию через год после брата, - сделал такое выражение лица, которое в семье называют - бронебойная крыса.
Так что заранее предвкушая море впечатлений в образе мамы двух настолько разных учеников, Ирочка стала собирать близнецов в школу.
К огромному сожалению наших героев Марина Сергеевна, как и директор, ушли на пенсию. Молоденькая и робкая Екатерина Валерьевна, в класс к которой попали близнецы, оптимизма родителям не внушала. А новый директор - слишком молодой и слащавый с виду тоже вызывал вопросы.
На линейке все шло как и планировалось изначально. Тимур бросал угрюмые взгляды и молчал. Рома со всеми мгновенно перезнакомился.
Потом внезапно для родителей их милый улыбака сделал рискованный комплимент Екатерине Валерьевне. Учительница от неожиданности выронила пару букетов и табличку с надписью "1 В".
Игорь закашлялся, а Ирочка покраснела. Стало окончательно ясно, что впереди нашу семью ждет много свежих впечатлений.
Ближе к финалу мероприятия Ирочка заметила в каком-то из старших классов голенастую девочку. Блеклая, сутулая, но с платиновой, густой блестящей косой почти до попы. Девочка переминалась с ноги на ногу и хмурилась, только не агрессивно, как Тимур, а затравленно.
Чрезвычайно редкий для природного цвет волос и густота Ирочку поразили. Она даже толкнула локтем в бок мужа, чтобы и он полюбовался. Но тот шепотом делал строгое внушение "галантному кавалеру" и отвлекаться на косу, даже невероятную, не стал.
Покатились рабочие будни.
Учеба предсказуемо веселила и радовала Рому, который мгновенно стал звездой всей параллели и наслаждался вниманием. Одновременно учеба раздражала, но "раз папа это пережил, то и я смогу" - Тимура. А Ирочка заранее ушла на пол ставки. Так они с мужем решили, чтобы не нанимать няню, а самой заниматься с сыновьями.
Игорь уже несколько лет зарабатывал более чем прилично по меркам семьи. И наши герои могли себе это позволить. Поэтому из школы сыновей Ирочка забирала сама.
В день, с которого и началась наша история, Ирочка пришла немного раньше, чем нужно. Неторопливо огибала здание, направляясь к главному входу. И услышала придушенные всхлипывания возле домика, в котором когда-то жила семья дворника, а еще раньше там размещалась мастерская трудовика и класс для занятий ремеслами.
За несколькими коробками, сьежившись, плакала девочка. Та самая, запомнившаяся Ирочке на линейке. Но сейчас она была коротко подстрижена. Очень коротко и при этом не аккуратно.
Ирочка буквально онемела на мгновение. Первая мысль - зачем отрезала такую красоту? Но мало ли, что могло случиться? Поэтому дурацкий и явно болезненный вопрос наша героиня отмела на второй план и громко кашлянула, чтобы обозначить свое присутствие.
Плачущая девочка подняла голову. Ирочку поразили ее глаза. В них был апокалипсис.
Конечно, подростки, склонны преувеличивать и драматизировать свои страдания. Ирочка как старшая сестра нескольких братьев и сестер знала это очень хорошо. Но здесь пахло настоящим горем, не надуманным.
Приготовилась спросить о какой-нибудь ерунде. Но девочка резко выпрямилась и дала стрекача. Рывок внушал уважение. Ирочка и в лучшие годы при двух здоровых ногах не бегала даже вполовину от этой скорости.
Фигурка исчезла за поворотом. А наша героиня не спеша пошла в том же направлении - забрать сыновей. О девочке она почему-то не могла забыть. Снова и снова вспоминала ее лицо.
Через неделю шла за близнецами и увидела, как из окна класса под громкий смех вылетает джинсовый рюкзак. От удара, - видимо был раскрыт - содержимое вывалилось на асфальт. Ирочка не могла бы объяснить, что ей двигало и почему. Но присела рядом, что для нее было не очень удобно, и начала собирать ручки, учебники.
Увидела имя - Лиза, написанное в одной из тетрадей.
На асфальт сбоку легла тень. Хозяйкой оказалась та самая платиновая блондинка, лишившаяся косы. Она резко наклонилась, рванула рюкзак из рук Ирочки и та, от неожиданности и от того, что держала вес на здоровой ноге, потеряла равновесие. Повалилась на бок, благо падать было не высоко.
Широкая длинная штанина задралась, открывая протез. Девочка замерла. Ирочка протянула к ней руку, мол помогай, чего теперь.
- Ну?
Растрепа наконец вышла из ступора, ухватила за ладонь неожиданно крепко для своей худющей комплекции, удержала, помогла подняться. И не сбежала, топталась рядом пока Ирочка отряхивалась. При этом молчала и таращила глаза.
- Не волнуйся. Я не ушиблась. Меня зовут Ирина Руслановна. Можно просто Ирина.
- Мммме-ня Лллл-и-ззза.
Девочка сильно покраснела. Ирочка многое поняла сразу, как будто они уже сто лет знакомы и общаются. Заика. Странная худенькая с шикарной косой. Верней, раньше была коса... Видимо, мишень для насмешек и не только.
- А хочешь ко мне в гости, Лиза? Прямо сейчас. На уроки ты явно не собираешься возвращаться.
Лиза кивнула.
- Только сыновей заберем. У меня их двое. Один тебе точно сразу понравится.
- Ппп-почччч-ему ооо-дддд-ин?
- Увидишь.
Ромка нарезал вокруг Лизы пару кругов. Потом подмигнул, пока хмурый Тимур корчил зверские гримасы и не разговаривал. Шли до дома через магазин. По дороге Ромка отчитывался маме и - свободные уши - молчаливой Лизе, как прошел их с братом школьный день. А Тимур бросал вокруг колючие вредные взгляды и ничего не комментировал.
Дома Ирочка погнала всех мыть лапы. Гостевое полотенце девочке показал Рома. Поставила чайник. Потом братья с чаем и шарлоткой были отправлены в свою комнату. А Ирочка взялась угощать гостью на кухне и слово за слово, получать подтверждение догадкам.
Мама Лизы снова вышла замуж. Родила ей сестренку. Очень устает. Отчим много работает. Бабушка живет далеко. А в школе - в школе ад. Лиза просила перевести ее. Умоляла. Но отчим сказал, что надо уметь защищать себя и быть сильной. А маме просто некогда...
О самом важном Лиза умолчала. На третий день после того, как под хихиканье Киры одноклассники прижали ее к парте и отрезали косу... Она решила, что больше не будет жить. Не было сил бороться. И желания тоже.
Почитала в сети про то, как надо действовать, чтобы быстро и с гарантией. Присмотрела себе высотку с открытыми лоджиями для перехода от лифта в подъезд. Выбирала подходящий день. Думала, будет ли писать какие-то записки.
Самое обидное, что Миша, бывший друг, когда ее лишили косы, даже не попытался помочь. Он... вышел из класса, когда все началось.
Ирочка обошла стол и обняла чужую девочку, которая заревела гулко и отчаянно. Слезы лились на одежду и на скатерть. Ромка выглянул было, но понял взгляд мамы и закрыл дверь. Забубнил что-то брату. А Лиза давилась слезами и словами.
- Онн вввы-шел. Ввввы-шел...
- Понимаю. Струсил. Но это и хорошо.
- Чччто?
- Что ты знаешь, какой он слабый и ненадежный человек.
- Ттт-тогда и ммм-ма-ма ттт-тоже? Ддда?
- Потому, что видела тебя подстриженной и не стала выяснять, что случилось?
Ирочке очень не хотелось сейчас защищать маму Лизы. Наоборот - взять бы за плечи и потрясти ее хорошенько: Куда ты смотришь, балда??? У тебя ребенок не просто в беде, а загнан в угол!
Но, вдох, выдох, вдох, выдох. Это было бы неправильно: в данной ситуации - ругать перед девочкой ее маму. Ирочка, подумав, выдала годную версию. Сплела спасительное словесное кружево.
- У меня есть тетя гинеколог. Она говорит, что некоторые беременные и мамы с маленькими детьми на какое-то время сильно глупеют. Просто в клинических идиоток превращаются. Это... сложная биохимия. И не у всех так происходит. Но довольно часто.
Проговорили еще час. Потом Лиза долго умывалась в ванной. На прощание Ирочка, удивляясь сама себе, предложила Лизе подработку.
- Ккка-кую?
- Няней.
- ?
- Тимура и Рому надо водить на тренировки по вечерам. Я не всегда успеваю. Приходи завтра после школы. Все обсудим. И запиши мой номер.
Лиза ускакала, прыгая через три ступеньки. Стресс или нет, но в этой легкой фигурке было очень много силы и резвости.
Про желание - свести счеты с жизнью, она не говорила. Ирочка просто чувствовала что-то такое, витающее в воздухе. Поэтому и придумала подработку. Ей было нужно выиграть время и переключить внимание девочки.
Затем Ирочка позвонила - кому бы Вы думали? Марине Сергеевне. Зачем? Посоветоваться что делать в такой непростой ситуации. Проще всего было бы сидеть на попе ровно и не вмешиваться. У ребенка есть родители. Но...
Если бы в свое время, когда ученик постарше Ирочки при всех за не русскую внешность обозвал матом и ударил по лицу - если бы тогда не нашлось защитника? Как пошла бы жизнь Ирочки дальше? Смогла бы она сохранить тепло сердца и веру в жизнь, в людей, в саму себя?
У нее не было ответа на этот вопрос.
Марина Сергеевна взяла трубку сразу же. Очень обрадовалась звонку. Выслушав историю сказала, что знает классного руководителя Лизы. Помощи там не добиться. И директор не поддержит.
- Почему? - почти закричала Ирочка.
- Потому, что мама Киры важный чиновник. А отец богат.
Это все рухнуло, полилось на Ирочку сверху, как помои. От которых захотелось немедленно отмыться. Марина Сергеевна подтвердила.
- При прежнем руководстве - я бы рекомендовала идти и решать вопрос. Добиваться помощи. Елена Алексеевна была бы на стороне ребенка, а не родителей обидчиков. Но сейчас...
Ирочка вспомнила молодого директора с хитрыми глазами и поежилась. А Марина Сергеевна добила.
- К тому же ты ребенку никто. Ноль без палочки. Будь ты хотя бы главой родительского комитета школы. Но и в этом случае. Кто тебя поддержит? Директор или классный? Ни за что. Я рекомендую перевод в другую школу. Не везде такие порядки, слава Богу. Хотя времена нынче специфические, конечно.
Ирочка понимала, что лезет не в свое дело. Но что-то внутри толкало ее, запрещая отступать. Игорю она пока ничего не сказала. Решила посмотреть на маму Лизы. Понять, что происходит.
Адрес вызнала очень просто - проводили Лизу домой вместе с сыновьями. Вроде как вышли погулять. Рома сам спросил у девочки - где ее окна и какой этаж... Словно Ирочка его подговорила. Но чего не было, того не было.
На следующий день с утра, пока близнецы и Лиза находились в школе, Ирочка, чувствуя изрядное смущение, отправилась знакомиться. Повезло - дверь подъезда была открыта, какая-то семья переезжала, таскали вещи.
Ирочка позвонила. В квартире заплакал ребенок. Дверь не сразу, но приоткрылась. Мама Лизы была старше нашей героини и выглядела замученной. Малышка на ее руках громко голосила. Ирочке пришлось перекрикивать младенца.
- Здравствуйте. Вы мама Лизы? А я Ирина. Как вас зовут?
- Света. Я не поняла, кто вы такая?
- Ваша Лиза дружит с моими сыновьями. И наверное, будет мне с ними немного помогать. Несколько раз в неделю. Я пришла познакомиться и узнать. Не против ли вы?
- Проходите.
Света вывалила на Ирочку кучу обид. Она злилась на мужа, что того никогда нет дома. На дочь, что она мало помогает. В квартире был дикий бардак. У Ирочки через какое-то время начала гудеть голова. Света покормила малышку и уложила спать. Не тут то было. Ребенок продолжал хныкать.
- Может быть у нее колики?
- С чего бы?
- Одна из самых частых причин плача. Колики или потертость кожи. Можно посмотреть? Я, конечно, не врач. Но ухаживала за младшими и за своими.
Выяснилось, что у девочки воспалены складочки в паху. Даже есть трещинки. Ирочка объясняла, как надо обрабатывать. Но было видно, что Света слушает в пол уха.
Попрощались довольно прохладно. Слишком они были разными. Но Света подтвердила, что не против, чтобы Лиза общалась с детьми Ирочки, немного подрабатывая.
Дома перед сном Ирочка крутила ситуацию в голове. И сама вертелась видимо. Да так, что крепко спящий Игорь проснулся.
- Ну? Чего у нас не слава Богу?
Рассказала все мужу, чувствуя, что даже уши горят. Всерьез опасалась, что будет недоволен. Но Игорь сгреб в охапку, поцеловал и высказался, в том смысле, что его жена всегда права. И если решила взять под опеку чужого подростка - пусть. Он не против.
Ирочка словно ухватила судьбу Лизы, которая была готова обрушиться в пропасть, - за край страховочного троса. И не отпускала.
Вытащить сразу не могла. Но понемногу, день за днем, тянула на себя. Вот над краем бездны показалась макушка. Вот все лицо. Вот Лиза улыбнулась шутке Ромы.
Вот Игорь по просьбе Ирочки пару раз зашел за Лизой в школу. Вернее заехал на машине с сыновьями, чтобы вместе отправиться гонять на картах. В экипировке, брутальный, сильный, хмурый, он вызвал у одноклассников девочки оторопь. Шакалы чувствуют тигров и отступают, поджимая хвосты.
Ирочка сама отвела Лизу к парикмахеру, подровняли стрижку. И решили, что будут отращивать волосы длиной по лопатки. Наша героиня не подстерегала Киру и ее прихвостней специально. Но пару раз поневоле встретились. Ирочка смотрела так, что они шагнули назад, а наглая лидер отвела глаза.
Лиза понемногу стала расправлять спину. А окончательно пришла в себя, когда наши герои уговорили ее показаться тренеру - одному из приятелей Игоря. Занятия начались легко - сначала пару раз в неделю, а затем превратились в полное погружение. Профессионал вцепился в звезду обеими руками. Как же он сказал?
- Будешь сиять! Не обсуждается. Не хочешь - заставим. Не можешь - научим. Или наоборот.
Бег стал началом новой жизни, в которой едва-едва оставалось время на побыть, поиграть с сестренкой. Ирочка научила Лизу ухаживать за малышкой, и та стала уделять ей час-другой почти каждый день.
Раз в неделю примерно, по выходным - будущая звезда залетает к Ирочке и Игорю, чтобы попить с ними чаю и рассказать о своих успехах. Иногда порывисто обнимает Ирочку, советуется о чем-нибудь важном.
Заикание окончательно не прошло, но теперь усиливается и становится сильно заметным, только когда Лиза волнуется. А в обычные моменты жизни кажется, что девочка говорит немного медленно, с паузами.
Тут тоже не обошлось без поддержки и примера. У Ирочки заикался один из братьев. Недолго - в начальной школе после стресса. Лечили разными способами. И к логопедам водили, и к психологу. Сработал совет кого-то из родни: терапия песнями. Все бытовые фразы мальчик напевал, а не говорил. Втянулся, полюбил пение. и заикание со временем прошло полностью.
Лиза сначала сопротивлялась, идея казалась ей ужасно дурацкой. Но Ирочка уговорила попробовать. Какое-то время сама Ирочка и близнецы, если Лиза была у них дома, для поддержки тоже напевали просьбы и обращения. Рома и Тимур получили от процесса немало удовольствия.
- Подай мне соль, любиииииииимый брат, прошуууууу!
Свой дневник в котором было написано о решении уйти из этого мира - Лиза сожгла. Сначала разорвала на клочки, потом выложила на сковородку и яростно чиркая спичками - спалила до последней буквы. Смыла пепел в унитаз.
Открыла окно на кухне, чтобы проветрить. Мама поворчала, что воняет дымом, но недолго. Лиза взяла малышку - погулять часик вокруг дома, и она сразу успокоилась.
В новой жизни Лизы, которая началась так неожиданно, так горько - нет места отчаянию. Она выкладывается на тренировках и плевать хотела на одноклассников. И на тех, кто раньше мучил ее (больше не рискуют), и на тех, кто не травил, но и не пытался помочь. У Лизы появился иной круг общения, и там она набирает обороты.
Кто для Лизы сейчас наши герои? Сформулируем так: старшие друзья. Родные по духу люди. Свои! Игорь пообещал следующим летом научить водить машину. А он, как мы знаем, слова на ветер не бросает.
Тимур неожиданно для всех сообщил, что обязательно женится на Лизе. Она, конечно, ответила, что он для нее конкретно мелковат. В ответ Тимур пообещал подрасти и скорчил физиономию "бронебойной крысы". Ирочка руками развела, мол, сами разбирайтесь.
Ромка слушал этот диалог, открыв рот. И смотрел на брата, прищурившись. А, не подменили ли мне Тимурчика?
Как к ситуации отнеслась Горгона? Хотите ответ? Правда?
Георгина Эдуардовна несколько раз в неделю по скайпу и в реальности бесплатно (!) по горячей просьбе близнецов, - неожиданно но факт - занимается с Лизой английским языком. Ведь девочка будет ездить на соревнования по всему миру. Пусть общается легко и свободно.
Do cats eat bats? Do bats eat cats? Теперь у Лизы есть много любимых цитат из разных книжек.
P.S.: и напоследок важное: не такая уж Кира злодейка... Ее агрессия имела причины: вполне реальные. История с Лизой оказалась для нее переломным моментом. Нет, они не подружились. Чего не было - того не было. Но многое изменилось.
Если вам интересно, мы расскажем о том, что произошло с этой девочкой дальше.
Авторы: Шумак & Чернецкая
Комментарии 8