Сегодня Яндекс предлагает пользователям не просто поиск, а целый набор полезных интернет-сервисов. Среди множества ресурсов Яндекс занимает первое место в России по посещаемости. Открыты сайты для пользователей из Украины, Казахстана и Беларуси, которые также пользуются успехом у жителей этих стран, поскольку содержат множество дополнительных служб.
На Яндекс часто равняются как на флагмана российских интернет-технологий, что не лишено оснований: именно под этим брендом уже увидели свет новые технологии поиска, и постоянно реализуется множество невероятных идей.
Впрочем, концепция Яндекса как соединения интернет-поисковика и всех прочих вещей, которые существенно облегчают будни пользователя интернета, родилась не сразу, да и сама технология поиска тоже. Как и положено каждому амбициозному проекту, ему предшествовал долгий и извилистый путь, история которого началась ещё в те времена, когда о глобальной сети в России говорили разве что в недрах НИИ.
Предыстория: добровольно-обязательный кооператив
Шел 1988 год. В то время только закончивший учебу математик и программист Аркадий Волож работал в Институте проблем управления АН СССР, где исследовал возможность обработки больших массивов данных.
Поскольку предприятиям в то время не хватало автоматизированных рабочих мест, а опыт работников института как раз мог решить эту задачу, было решено импортировать австрийские персональные компьютеры, обменивая их (чудное время было!) на семечки. Однако Аркадий не занимался непосредственно продажей компьютеров, а выполнял только техническую работу.
В то время он познакомился с приехавшим на стажировку студентом-американцем Робертом Стабблбайном, у которого брал уроки английского. Но общие интересы двух молодых людей не ограничились только иностранными языками, и уже в 1989-м они совместно основали компанию CompTek, занимавшуюся продажами компьютерного оборудования. Так и могла бы компания специализироваться только лишь на аппаратном обеспечении, если бы не старые связи Воложа.
Научить компьютер понимать по-русски
Вплотную занявшись коммерцией, Аркадий Волож не стал бросать основное место работы. В институте он продолжал трудиться над программой, ориентированной на поиск информации в больших объемах текстовых данных. Тогда Аркадий и пришел к идее, что необходимо как-то учитывать богатое словоизменение, присущее русскому языку. И в этот момент нашелся человек, который был способен помочь справиться с этой непростой задачей. Им стал Аркадий Борковский, занимавшийся в Академии наук проблемами компьютерной лингвистики. Тогда же появилось и первое ответственное задание, где можно было с успехом применить существующие наработки: Институту патентной информации был необходим классификатор изобретений с возможностью поиска.
После долгих усилий дистрибутив «Международного Классификатора Изобретений» был готов. Его было решено также продавать, как продукт для организаций, работающих с патентами.
Тем временем продолжилась работа над совершенствованием кода поискового движка. Команда специалистов в области структурной лингвистики под руководством Юрия Апресяна предоставила качественный словарь, а Илья Сегалович и группа программистов принялись интегрировать его в существующую технологию, что позволило сделать поисковые возможности еще шире.
Yet another indexer
Когда в 1993 году стало ясно, что работа над новой технологией поиска в русскоязычных текстах будет продолжаться, было решено для нее придумать простое и броское название. Илья стал выписывать на листке слова, которые были связаны с технологией. Однако никаких оригинальных решений не приходило в голову. Тогда он пошел другим путем. В то время многие новые программы для UNIX-подобных систем за отсутствием желания придумывать оригинальное наименование назывались просто прибавлением к какому-либо слову сочетания «yet another», означающего «еще один». Так появился «yet another indexer» — «еще один индексатор» или Yandex. Это название понравилось, тем более, что его можно расшифровать как Языковой иНДЕКС. Аркадий предложил заменить сочетание «ya» на русскую «я», чтобы подчеркнуть ориентированность на русский язык. Так и появился Яndex.
Затем интересную трактовку предложил Артемий Лебедев: «I» в слове «Index» на русский как раз переводится как «Я». Получился эдакий «index» по-русски.
Новый Яндекс для нового Интернета
В 1996 году CompTek принял участие в выставке Netcom'96, где представил два новых продукта: Яndex.Dict, который являлся прослойкой между поисковой системой, не понимающей русскую морфологию, и пользователем, и Яndex.Site — поисковый движок, предназначенный для установки на интернет-сайты. Первое решение со временем стало не очень востребовано, а Яndex.Site, превратившийся в Яндекс.Сервер, и сегодня продолжает использоваться на множестве ресурсов. Прошло еще немного времени, и линейка Яndex дополнилась двумя новыми продуктами. Это был Яndex.CD, который помогает найти нужный документ на компакт-диске, и Яndex.Lib — пакет для разработчиков, нуждающихся в поисковых возможностях для своих продуктов.
На очередной выставке появилась возможность в выгодном свете показать решение Яndex-Web от CompTek, которое способно найти все, что есть в сети. Ресурс
yandex.ru был открыт 23 сентября, а его презентация произошла через 2 дня, 25 сентября 1997 года, на выставке Softool'97. Первую версию сайта с оригинальным «наклонным» дизайном создал Артемий Лебедев (его студия и по сей день работает над внешним обликом сервисов Яндекса). А связь с пользователями держала сотрудница CompTek Елена Колмановская, взявшая на себя бремя налаживания диалога с общественностью.
Продвижение Яндекса
Успех нового проекта предопределил дальнейшую историю его развития, которое требовало дополнительных ресурсов и предполагало модель управления, в корне отличавшуюся от той, что использовалась в CompTek. С 1999 года Аркадий Волож, выбрав для себя основным занятием именно продвижение Яндекса, стал заниматься выбором из множества потенциальных партнеров. Необходимо было найти опытных в корпоративном строительстве людей, которые бы не требовали полной передачи управления и были согласны вложить при этом достаточное количество средств.
И весной 2000 года произошло чрезвычайно важное событие: с компанией ru-Net Holdings был заключен договор об инвестировании, по которому она получала чуть больше трети поисковика. Яндекс стал существовать самостоятельно, отделившись от CompTek, а Аркадий Волож стал генеральным директором новой компании. Получить деньги и ничего не предпринять было не в стиле компании, поэтому сразу последовало расширение штата и грандиозное развитие ресурса.
В пятый раз изменился дизайн, появилась «аскетическая» версия
ya.ru. С другой стороны, стали доступны новые службы, такие как Яндекс.Закладки, Яндекс.Новости, Яндекс.Товары, Яндекс.Гуру и Яндекс.Почта. Кульминацией нововведений стала прошедшая в июне 2000 года неделя запусков новых сервисов, которая закончилась праздником Яндекса. Осенью была выпущена панель инструментов Яндекс.Бар. Также 2000 год стал годом начала масштабной рекламной кампании, для которой был придуман лозунг «Найдется все!», использующийся и по сей день. Вторая рекламная компания, стартовавшая уже в конце года, прошла под лозунгом «Все вопросы — к „Яндексу“».
Новый 2001 год Яндекс встретил акцией «Новогоднее обращение Народа России к Президенту», в которой мог принять участие каждый. Все полученные «письма» были обобщены в единый текст обращения. В середине февраля Яндекс обосновался по новому адресу, где обзавелся собственной серверной, поскольку новые сервисы и увеличивающийся поток пользователей требовали расширения аппаратной базы. К лету Яндекс смог впервые в своей истории возглавить список самых посещаемых русскоязычных ресурсов.
Определенные улучшения, связанные с фильтрацией нежелательной корреспонденции, затронули Яндекс.Почту. В конце 2002 года три независимых сервиса, Подбери, Гуру и Товары, были объединены в Яндекс.Маркет, проект, не теряющий популярность и сегодня. В этот год руководство компании поставило амбициозную цель — достичь самоокупаемости. Было принято решение построить коммерческую модель на контекстной рекламе, что позволило не только выполнить задачу, но и сделать это даже раньше всех предполагаемых сроков. Очередной этап становления Яндекса был завершен.
Ставка на творчество
В 2003 году большое внимание уделялось почтовому сервису, который претерпел очередные изменения, сделавшие его более удобным. Эти изменения продолжились и в следующем году: пользователи Яндекс.Почты получили неограниченный размер ящика и новый спам-фильтр «Спамооборона». Её немного доработали год спустя, и в таком виде страница просуществовала вплоть до 2007 года.
Тем временем на российском рынке поисковых систем появлялись международные игроки. Они имели не менее развитую технологическую базу и составили серьезную конкуренцию Яндексу. Рунет становился ближе к Западу, что требовало не просто сохранять качество предоставляемых услуг, а кардинально изменить всю компанию. Это коснулось не только поиска: нового взгляда требовали все сервисы. Привыкшие к переменам руководители Яндекса справились с такой задачей: удалось расширить штат сотрудников с 200 до 2 000 человек, не превратившись при этом в сухую корпорацию, а сохранив выработанный творческий стиль, полюбившийся пользователям.
В то же время робкими шагами компания начала расширять географию, поэтому в 2005 году заработало украинское представительство.
Время расширять горизонты
Теперь Яндекс работает на два фронта: компания старается улучшить местные услуги и охватить зарубежное интернет-пространство. В 2007 году была открыта украинская версия поиска
yandex.ua, а 2008-й стал годом открытия подразделения Yandex Labs, расположенного в Калифорнии.
Тем временем произошла заметная смена логотипа Яндекса: все буквы стали русскими и потеряли засечки, получив технологичный облик.
В 2009 году стартовала программа «Снежинск», обеспечивающая пользователей поисковыми результатами, наиболее подходящими для конкретного города, когда это требуется. С другой стороны, в том же году Яндекс вплотную занялся зарубежным контентом: началось тестирование сервиса, обеспечивающего перевод найденных иностранных сайтов, который был выпущен уже в 2011-м под названием Яндекс.Перевод, рекламодателям была предложена новая услуга — геореклама, предлагающая выделение организаций на картах и показ поисковых запросах.
С этого момента начинается новая страница истории Яндекса, выросшего из амбициозного проекта в огромную компанию, успешно сохранив при этом неповторимый стиль, полюбившийся миллионам пользователей.
Нет комментариев