Раздел: «Образование» # Школа
Родители, чьи дети собираются в первый класс, озадачены вопросами выбора образовательного учреждения и программы обучения. Для родителей, воспитывающих детей с особенностями в развитии, этот выбор особенно важен, в силу того, что дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) не всегда способны усвоить учебную программу в полном объеме и в те же сроки, что и их сверстники.
Давайте, попробуем, разобраться вместе…
Конституция РФ устанавливает право каждого гражданина на образование (ст.43). Одновременно определены гарантии реализации этого права:
гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование, к которому относится дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование (программы образования детского сада и школы), является обязательным.
НА РОДИТЕЛЕЙ ИЛИ ЛИЦ, ИХ ЗАМЕНЯЮЩИХ, КОНСТИТУЦИЕЙ РФ ВОЗЛАГАЕТСЯ ОБЯЗАННОСТЬ ОБЕСПЕЧИТЬ ПОЛУЧЕНИЕ ДЕТЬМИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
УСТАНОВЛЕНЫ СРОКИ ПОЛУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Обучение по программам начального общего образования в образовательной организации начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить ей прием детей на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте (ч.1 ст.67 ФЗ «Об образовании в РФ»).
Дети с особенностями развития могут достигать уровень развития, достаточный для получения школьного образования, позже своих сверстников или в силу проведения лечения в дошкольном периоде нуждаться в дополнительной подготовке к школе. Поэтому в ряде ситуаций можно (и целесообразно) продлить период дошкольного образования (см. статью «Как продлить период дошкольного обучения»).
В ст.5 ФЗ «Об образовании в РФ» отдельно включено уточнение, что доступность образования гарантируется для каждого гражданина, включая гражданина с ОВЗ независимо от этих возможностей. Доступность для граждан с ОВЗ обеспечивается созданием необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в т.ч. посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ.
Таким образом, любой ребенок независимо от особенностей его развития, тяжести состояния его здоровья должен обучаться по общеобразовательной программе. Зачастую можно наблюдать непонимание обязанности государства и родителей обучать любого ребенка: чему можно научить «лежачего», неговорящего ребенка? На этот вопрос законодатель ответил, определив, что содержание образовательной программы зависит от психофизических возможностей ребенка. Т.е. для любого ребенка может быть разработана программа, позволяющая ему развиваться в силу своих возможностей. Законодатель также выделяет особую группу обучающихся - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К таким обучающимся относятся физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Для групп таких обучающихся со сходными ограничениями здоровья устанавливаются специальные требования к организации их образования и разрабатываются адаптированные образовательные программы, вплоть до индивидуальных программ и планов развития, которые устанавливают содержание образования конкретного ребенка.
Ребенок признается обучающимся с ОВЗ ПМПК (см. тему ПМПК). Именно такая комиссия устанавливает, что ребенок имеет недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, которые для получения образования требуют создания специальных условий.
Ребенок признается обучающимся с ОВЗ независимо от наличия у него инвалидности. Отсутствие инвалидности не влияет на признание или непризнание ребенка таким обучающимся, также как наличие инвалидности не является показанием для признания ребенка обучающимся с ОВЗ. Медико-социальная экспертиза (МСЭ), которая устанавливает инвалидность, уполномочена самостоятельно определять в индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА) ребенка-инвалида особенности его обучения. И при определении условий обучения и содержания образования рекомендации такой программы должны исполняться образовательной организацией. Однако в силу медицинской специализации медико-социальной комиссии рекомендации по обучению включаются ею в ИПРА в соответствии с заключением ПМПК как специализированной комиссии соответствующего профиля.
Признание ребенка обучающимся с ОВЗ влечет обязанность государства, образовательные организаций создавать условия для получения им образования в соответствии с заключением ПМПК («специальные условия», см. тему «Специальные условия для детей с РАС»), соответствующими нормативными правовыми актами, регулирующими организацию обучения детей с ОВЗ. В этих целях образовательным организациям выделяются дополнительные денежные средства.
ВАРИАНТЫ АДАПТИРОВАННЫХ ПРОГРАММ:
Категория детей с ОВЗ - «А» (варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ - «Б»)
- Глухие дети (1.1, 1.2, 1.3, 1.4)
- Слабослышащие дети (2.1, 2.2, 2.3)
- Слепые дети (3.1, 3.2, 3.3, 3.4)
- Слабовидящие дети (4.1, 4.2, 4.3)
- Дети с тяжелыми нарушениями речи (5.1, 5.2)
- Дети с нарушениями ОДА (6.1, 6.2, 6.3, 6.4)
- Дети с задержкой психического развития (7.1, 7.2)
- Дети с расстройствами аутистического спектра (8.1, 8.2, 8.3, 8.4)
А – со сходными проблемами (глухие, слабослышащие и позднооглохшие, слепые, слабовидящие дети, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с нарушениями аутистического спектра, множественными нарушениями развития);
Б – со сходными образовательными потребностями, дифференцируемых в группе детей со сходными проблемами (какой документ получат после аттестации в 9 классе).
…,1 Цензовый уровень. - В среде здоровых сверстников, в те же сроки (аттестат)
…,2 Цензовый уровень. - В среде сверстников со схожими проблемами, сроки-пролонгированы (аттестат).
…,3 Не цензовый уровень – Главное – социализация. Не способен усвоить цензовый (свидетельство).
…,4 Индивидуальный уровень конечного результата (свидетельство или справка).
Для каждой из указанных групп разработаны образовательные программы со своими особенностями (по 2–4 варианта).
Например, в группе детей с РАС выделяются следующие группы:
- дети с РАС, которые достигают к моменту поступления в организацию уровня развития, близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со сверстниками;
- дети с РАС, которые не достигают к моменту поступления в организацию уровня развития, близкого возрастной норме и не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению образования в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности;
- дети с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- дети с РАС, имеющие дополнительные тяжелые множественные нарушения развития: умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и быть различной степени тяжести, быть осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами). Более подробно см. отдельные по вариантам темы.
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – обучаются согласно ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - варианты 1 (по окончании обучения – свидетельство), 2 (по окончании обучения – свидетельство или справка).
Примерные адаптированные образовательные программы для категорий обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о размещены на электронном ресурсе: http://fgosreestr.ru Необходимо отметить, что прием ребенка на обучение по адаптированной для обучающихся с ОВЗ образовательной программе возможен только на основании заключения ПМПК. То есть, ребенок может быть принят в класс или школу, в которой организовано обучение, например, детей аутистического спектра, только при наличии соответствующего заключения ПМПК, даже если рекомендация о таком обучении включена в ИПРА ребенка-инвалида.
В процессе освоения образовательной программы сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта программы на другой. Перевод обучающегося с одного варианта программы на другой осуществляется образовательной организацией на основании комплексной оценки результатов освоения образовательной программы, по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Целью и результатом родительского поиска, и в частности - прохождения ПМПК, является выбор образовательного учреждения и формы получения ребенком образования. Результатом такого поиска могут стать:
- обучение в обычном классе обычной школы (см. тему «обучение в обычном классе обычной школы»);
- обучение в специальном (коррекционном) классе обычной школы (см. тему «Специальные (коррекционные) образовательные учреждения, специальные (коррекционные) классы в обычных школах»);
- обучение в специальной (коррекционной) школе (см. там же);
- на дому или в медицинских организациях (см. тему «Обучение на дому, в медицинской организации);
- обучение в негосударственном образовательном учреждении (организации);
- в форме семейного образования, самообразования (см. тему «Образование в семейной форме, самообразования»);
Программы школьного образования могут реализовываться и в центрах психолого-педагогической, медико-социальной помощи, различных детских, в т.ч. реабилитационных, центрах, в стационарных организациях социального обслуживания. Важно разграничивать общеобразовательные программы начального, основного и среднего общего образования - и программы дополнительного образования.
Общеобразовательные программы должны отвечать федеральным стандартам общего образования, что обеспечивает определенные требования к содержанию образования, условиям его предоставления, включая коррекционные занятия, требования и результаты обучения по ним. Требования же и результат обучения по дополнительным образовательным программам зависят от содержания конкретной программы, задействованных педагогов и специалистов, др. ресурсов, выбор которых полностью зависит от усмотрения организации, ее реализующей. Деятельность по реализации образовательных программ возможна при наличии лицензии на реализацию общеобразовательной программы или программы дополнительного образования определенной направленности.
Разница существенна: общеобразовательная программа - обязанность государства. Общеобразовательная программа не может быть заменена на дополнительную, поскольку общее образование обязательно. Таким образом, предложение, к примеру, заниматься реабилитацией в центре психолого-медико-социального сопровождения по дополнительной образовательной программе - не является исполнением обязанности по обеспечению доступа ребенка к общему образованию (к обучению по общеобразовательной программе общего образования - начального, основного и среднего).
При этом важно знать: обучение в стационарной организации социального обслуживания населения (доме-интернате) возможно только с согласия родителей.
Выбор родителями конкретной школьной образовательной организации, класса обусловлен соответствием условий обучения в организации, включая реализуемую в ней образовательную программу, рекомендациям ПМПК и интересам ребенка и семьи.
Если мы желаем, чтобы ребенок обучался в отдельной (специализированной) школе, например, для детей с задержкой психического развития, или в отдельном (специализированном) классе обычной школы, то ребенок может быть в них принят только на основании соответствующего заключения ПМПК.
Необходимо помнить о праве родителей на выбор образовательной организации (для детей с ОВЗ - в пределах рекомендаций ПМПК). Органы образования и службы, комплектующие образовательные организации, должны оказывать содействие родителям в выборе школы.
Если же поблизости от дома нет необходимых условий для получения ребенком образования (т.е. нет специальной (коррекционной) школы, класса), то придется специально добиваться появления таких условий «здесь и сейчас»: дети растут и не могут ждать, пока до создания таких условий дойдет очередь.
МОДЕЛИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
При организации образования обучающихся с РАС должны учитываться их основные особенности и индивидуальные потребности.
Ребенок с ОВЗ может получать образование как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и вне ее.
Вариативность моделей индивидуальных образовательных маршрутов может исходить из форм обучения. Обучение может проходить в очной, очно-заочной и заочной форме. Также существует форма надомного обучения. При этом закон допускает сочетание различных форм обучения при получении образования.
Образование детей с ОВЗ может быть организовано по следующим моделям образования:
- полная инклюзия: один или несколько учащихся с ОВЗ постоянно обучаются в обычном общеобразовательном классе со сверстниками, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, при условии обязательной организации психолого-педагогического сопровождения;
- частичная инклюзия, вариант 1: учащиеся с ОВЗ проводят со сверстниками, не имеющими ограничений по здоровью, только часть учебного и внеклассного времени (ресурсный класс, отдельный класс);
- частичная инклюзия, вариант 2: учащиеся с ОВЗ обучаются в отдельных классах для детей с иными нарушениями развития (например, ребенок с РАС может обучаться с детьми с задержкой психического развития или интеллектуальными нарушениями);
- отделения и классы для детей с ОВЗ в школе, реализующей адаптированные основные образовательные программы;
- сочетание обучения в различных образовательных учреждениях.
См. также, в разделе: «Образование» - ПОРЯДОК ПРИЕМА РЕБЕНКА В ШКОЛУ.
Использованные источники:
- Конституция РФ
- Ларикова И. Права особого ребенка в России: как изменить настоящее и обеспечить достойное будущее: Руководство для родителей, социальных адвокатов, работников системы образования и сферы реабилитации /Р. Дименштейн, Е. Заблоцкис, П. Кантор, И. Ларикова; под ред. И. Лариковой - М.: Теревинф, 2010. - 384 с. - ISBN 978-5-4212-0025-3.
- Методические рекомендации «Организация образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра» / Составители – Чичканова Е.Л., Субчева В.П., Паршукова С.В. Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2017. – 48с.
- Методическими рекомендациями по вопросам внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- ФЗ «Об образовании в РФ»
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев