Со дня создания элитных охранных подразделений нацистской партии — отрядов СС — руководство НСДАП видело в них не просто организацию или ведомство, а замкнутый, корпоративный рыцарский орден, который стал бы прочной основой нацистского рейха. Однажды Гиммлер признался, что рассматривал СС как некий наднациональный орден, который должен был вобрать в себя всех жрецов и воинов континента для отпора атлантическим державам. Предполагалось со временем сформировать своего рода «коричневый интернационал».
Деятельности СС, особенно ее высшего руководства, сопутствовало немало мистического. Этот внутренний круг СС, ее элита, был известен под названием «Черное Солнце», символом которого стал равнолучевой крест. Именно он наносился на борта самолетов и танков Третьего рейха. Это элитное тайное общество ежегодно собиралось в старинном Вевельсбургском замке, расположенном недалеко от исторического города Падерборн в Вестфалии.
Замок в свою очередь территориально располагался в вершине своеобразного мистического треугольника. Второй из его естественных вершин являлись скалы Экстернштайна, где в прошлые века поддерживался древнегерманский культ огня. Здесь же была своего рода обсерватория, с которой жрецы наблюдали извечный круговорот светил. Третьей вершиной треугольника был Тевтонбургский лес. Среди его дубов в начале новой эры предводитель германцев Арминий разгромил три римских легиона.
Тринадцать высших посвященных Черного Ордена, подражая рыцарям короля Артура, размещались за круглым столом. Каждый член этого своего рода Высшего Совета СС имел собственное, закрепленное за ним кресло с выгравированным именем. Заседание завершалось, как правило, спиритическим сеансом. Имена некоторых из тех, кто приглашался в Вевельсбургский замок, неизвестны и по сей день. Сам Гиммлер, когда оставался в Вевельсбурге, спал в комнате, названной в честь Генриха I (Генриха Птицелова) — основателя германской империи.
В замке был подготовлен постамент для священной чаши Грааля. Однако он так и оказался пустым. Не только Гиммлер, но и Гитлер допускал, что Грааль — это камень с руническими надписями, которые несут неискаженную, как в более поздних типах письма, мудрость прошлого. Фактически речь шла о забытых познаниях божественного происхождения.
Эсэсовцы предпринимали активные поиски чаши Грааля. Их преимущественно вели в замках катаров разбросанных на Пиренеях. Руководил экспедицией О. Ран, автор книги «Крестовый поход против Грааля». Экспедиция, однако, к успеху не привела. Ни найти чашу, ни взять власть над миром СС так и не удалось.
Ходили, впрочем, не подтвержденные, но очень упорные слухи, что большое количество молодых людей были отобраны «Черным Солнцем» во времена Третьего рейха, получили посвящение в Вевельсбурге и были посланы в Тибет, чтобы там пережить войну и приготовиться к великой окончательной битве за мировое господство в конце нашего столетия.
По свидетельству начальника внешней разведки СС Шелленберга, Гиммлер с самого начала стал выстраивать СС на принципах иезуитского ордена. Все, даже мельчайшие подробности в организации деятельности ордена, в том числе и спиритические упражнения, описанные Игнатием Лойолой, старательно копировались Гиммлером.
Кроме того, у расово-идеологических истоков СС стояло так называемое общество «Туле», созданное в Мюнхене еще в 20-е годы. Туле, по древнегерманским преданиям, была столицей легендарной земли древних германцев. Символом общества являлся кинжал с орнаментом из дубовых листьев. Позднее, ежегодно в канун «Хрустальной ночи» (9 ноября) точно такие кинжалы, с надписью «Моя честь — моя верность», вручались вступающим в СС.
Приветствие общества Туле «Привет и победа» («Heil und Sieg») было перенято Гитлером и превращено в «Sieg Heil» («Привет победе»). Данное приветствие, сопровождаемое выбрасыванием руки, являлось своеобразным магическим ритуалом.
В 1933 году в Мюнхене проходила историческая выставка под названием «Ahnenerbe» («Аненэрбе»), что означает «наследие предков». Среди экспонатов были древние рунические и проторунические письмена. Внимание к выставке проявило руководство набиравшей тогда силу СС, все активнее пытавшейся взять на себя функции защиты нордической расы в генетическом, духовном и мистическом плане.
Выставку посетил Гиммлер. Он был поражен «наглядностью» выводов о превосходстве нордической расы. Они основывались, в частности, на анализе «Хроники Ура Линды». Эта найденная в XVIII веке книга повествует об истории германских племен. В дальнейшем Гиммлер тесно сотрудничал с организацией с аналогичным названием «Аненэрбе» («Наследие предков»), созданной сразу по следам выставки.
В 1945 г. Красная Армия, когда вела ожесточенные бои в Нижней Силезии, захватила хорошо укрепленный старинный замок «Альтан», в котором была обнаружена масса бумаг и документов с замысловатыми текстами. Эти материалы оказались не чем иным, как архивом «Аненэрбе». Документация наполнила 25 железнодорожных вагонов. Долгое время документы хранились в Особом архиве. Фактически никто из исследователей их так толком и не изучил.
К середине 30-х годов в войсках СС сложился собственный мистический ритуал, копировавший обряды древних германцев. Праздники здесь отмечались по руническому зодиакальному кругу. Главным считался день летнего солнцестояния. Основной ритуал — поклонение огню. С этого времени к членам СС все более активно применялись «магические» способы воздействия на сознание, аналогичные современному нейролингвистическому программированию. Использовались также и специфические технологии воздействия на огромные массы людей.
Частое упоминание древнегерманского бога Вотана сего руническими заклинаниями, якобы хранившими сакральное арийское знание, увлечение операми Вагнера, романами популярных в те годы литераторов, воспевавших славное языческое прошлое страны, — все это приветствовалось для членов СС.
Естественно, в подобную организацию-орден, в какую превращался СС, должны были попадать самые лучшие представители арийской нации. При отборе в СС кандидаты проходили строжайшую проверку. От кандидатов требовали политическое досье на их родителей, братьев и сестер. Изучалось также генеалогическое древо кандидатов вплоть до 1750 года. Конечную цель всех этих проверок Гиммлер сформулировал так:
«Мы хотим сформировать высший класс, которому предстоит господствовать века».
Из ста человек, как правило, выдерживали испытания в среднем не более 10–15.
Эсэсовец не имел права жениться без разрешения своего начальства. Если женихом был рядовой эсэсовец или младший офицер, невеста должна была представить доказательства своего арийского происхождения начиная с 1800 года. Но если жених был выше рангом, то речь уже шла о генеалогическом древе невесты вплоть до 1750 года. То есть необходимо было отчитаться почти за 200 лет существования семейного рода. Помимо этого, девушка должна была пройти несколько медицинских осмотров и физических испытаний, выявляющих ее способность обеспечить потомство, достойное «расы господ».
Рядом государственных декретов эсэсовцы были исключены из общей юрисдикции Третьего рейха и тем самым поставлены в особое, привилегированное положение. Все их уголовные или административные дела передавались внутриведомственным органам правосудия, и за свои проступки они отвечали лишь перед трибуналами СС. Это действительно способствовало формированию крепкой сплоченности и кастовости эсэсовцев.
В качестве «отборного» человеческого материала кадры эсэсовцев были расставлены на многие ключевые посты в государстве. С водворением Гитлера в рейхсканцелярию Гиммлер отобрал 120 испытанных в деле высокорослых, [488] бесстрашных парней и сформировал из них роту «Лейбштандарт Адольф Гитлер» для охраны канцелярии. Это элитное подразделение находилось при фюрере до последнего дня его жизни.
Ближайшее окружение Гитлера также было представлено почти одними эсэсовцами. Бригадефюрер СС Ю. Шауб управлял личным имуществом Гитлера, бригадефюрер СС Штрек был его шофером. Личная безопасность фюрера обеспечивалась непосредственно телохранителями СС под командованием бригадефюрера Раттенхубера. Эти люди всегда были рядом с Гитлером.
В конечном итоге членство в СС стало необходимым условием для занятия некоторых постов в государственном управлении или ответственных должностей в частном секторе промышленности. То же требовалось для поступления в высшую школу или университет. Поэтому заявление одного из героев телесериала «Семнадцать мгновений весны» генерала СС Вольфа: «У нас — все в СС!» достаточно точно отражает ситуацию, сложившуюся в высших кругах германского рейха.
Стремление Гиммлера к планомерному созданию элитной прослойки общества нашло свое воплощение в организации так называемых «лебенсборн» («источников жизни»), своего рода племенных фабрик для людей. На этих фабриках специально отобранные девушки с совершенными нордическими признаками вместе с эсэсовцами, отобранными по тем же критериям, занимались воспроизведением нордического потомства, не вступая между собой в какие-либо законные брачные союзы. Дети, родившиеся в этих заведениях, построенных на принципах направленной евгеники, принадлежали государству и воспитывались в специальных школах. Теоретически они должны были составить первое поколение чистых нацистов, сформированных начиная с эмбриона. Вплоть до краха Третьего рейха в этих «источниках жизни» появились на свет около 50 тыс. детей
Жестко регламентировалось не только поведение каждого эсэсовца, но даже его питание. В казармах СС утренний кофе был заменен завтраком древних германцев, состоящим из молока и каши. В качестве питья эсэсовцы получали минеральную воду, а меню «строго научно» было рассчитано учеными-евгениками.
В казармах СС проводились также опыты по гипнотерапии, а некоторые руководители были подвергнуты опытам по коррекции нервной системы{519}.
В последующем ЦРУ утаило от расследования на Нюрнбергском процессе против военных преступников информацию о психиатрических методах нацистов, которые спустя десятилетия нашли применение при нашумевших экспериментах, в ходе которых решался вопрос о контроле над человеческим сознанием.
Вообще подготовке элиты СС уделялось особое внимание. Школа подготовки высшего руководства СС была образована еще в 1932 году в городе Бад-Тёльц в Баварии. По критериям отбора будущий руководитель СС должен был не только удовлетворять достаточно высоким физическим требованиям, но и пройти соответствующий тест на выявление уровня интеллекта. Он должен был также быть хорошо подготовлен в политическом отношении.
В целом два основных качества постоянно воспитывались у членов СС: нетерпимость по отношению к любому противнику и безусловная преданность начальникам и товарищам по организации.
«Для члена СС существует один абсолютный принцип, — заявил как-то Гиммлер. — Он должен быть честным, порядочным, преданным и дружественным по отношению к людям его собственной крови — и ни к кому другому».
А вот еще одно его характерное высказывание:
«Настоящие войны, войны между расами, беспощадны и ведутся до последнего человека, до тех пор, пока одна сторона или другая не будут уничтожены без следа».
В свою очередь непосредственно под патронажем Гейдриха, руководителя СД и фактически правой руки Гиммлера, стал издаваться специальный журнал для войск СС «Schwarze Korps» («Черная гвардия»), посвященный проблемам жизни и деятельности организации.
В журнале «Черная гвардия» постоянно пропагандировалась своеобразная романтичная этика солдата СС. Таким образом формировались функционеры типа Р. Ф. Хёсса, коменданта Освенцима, отличившегося особой жестокостью, которого судебная экспертиза тем не менее признала психически здоровым человеком.
В своих воспоминаниях, над которыми Р. Хёсс работал уже после войны, сидя в польской тюрьме в ожидании суда, он описал, как в действительности происходил процесс формирования «идеального» эсэсовца. Так, по его воспоминаниям, персонал СС концлагеря в Дахау, где он начинал свою службу, получил наименование «Стражей Мертвой головы». Жестокие меры обращения с заключенными расценивались не как проявление личной негуманности охранников, а как необходимая воспитательная мера по отношению к заключенным. При этом проводилась аналогия с телесными наказаниями для неисполнительных моряков, применявшимися на немецких кораблях в XVIII — XIX веках. С охранниками проводились специальные занятия, на которых их постепенно приучали к виду крови и кровоточащих ран, к стонам истязаемых. Так день за днем насаждался «культ жестокости».
Впоследствии 40 тыс. эсэсовцев без тени сомнения с добросовестностью хорошо отлаженной «машины» уничтожали людей в концентрационных лагерях, разбросанных по всей Европе.
Правила, заведенные в СС, привлекали многих. Так, одним из мотивов уже упомянутого бригадефюрера Шелленберга при вступлении в СС в 1933 году был тот, что он встретил там «лучший тип людей».
В действительности в СС, как и в любой организации, хватало всякого сброда, в том числе и полууголовного, поскольку найти рекрутов, удовлетворявших всем формальным признакам, с каждым последующим годом войны становилось все сложнее и сложнее. Характерным примером этого стал обергруппенфюрер О. Глобочник, высший чин СС в Австрии, который, в конце концов, был смещен Гиммлером со всех постов из-за пьянства и склонности к криминальным выходкам.
Именно СС как главный исполнитель расово-идеологической программы нацистской партии сыграл главную роль в борьбе с еврейством. Первоначально политика руководства рейха по отношению к евреям заключалась в том, чтобы заставить их уехать в те страны, которые готовы были их принять. При этом их имущество конфисковывалось в пользу государства. С началом Второй мировой войны репрессии против евреев приобрели массовый характер.
В целом в отношении всех оккупированных стран именно Восточной Европы (по идеологическим соображениям) был избран самый жесткий вариант решения так называемой расовой проблемы. Народы этих стран должны были стать в буквальном смысле рабами, предназначенными для выполнения неквалифицированных работ.
Мартин Борман однажды записал соответствующие высказывания Гитлера на одном из ужинов в октябре 1940 года, на котором также присутствовал генерал-губернатор в Польше Франк. Гитлер тогда заявил следующее:
«Поляки, в прямую противоположность нашим немецким рабочим, специально рождены для самого тяжелого труда... Не может быть и речи о каком-либо улучшении условий жизни для них. Напротив, надо специально удерживать стандарт жизни низким в Польше, и никому не позволено поднимать его... Должен быть только один хозяин для поляков — немцы... Потому все представители польской интеллигенции должны быть уничтожены. Это звучит, может быть, жестоко, но таков закон жизни».
Этот «закон жизни» с убежденностью фанатиков и претворяла в жизнь «черная гвардия» СС, пока не была окончательно разгромлена вместе с войсками вермахта на полях сражений.
Комментарии 1