Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Официальная группа
Исторический музей в Туле. Музейный квартал
Госорганизация • Организация в сфере культуры и спорта
8 сентября — Международный день грамотности
Международный день грамотности был объявлен ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности, состоявшейся в 1965 году в Тегеране. Проблема, ставшая объектом внимания мирового сообщества в середине XX века, в России к тому моменту была в основном решена, и ее опыт стал ценным примером.
К концу XIX века в России лишь 27% населения были грамотными, особенно в деревне и национальных районах, где неграмотность доходила до 80-99,5%.
Пришедшие к власти большевики сразу взялись за решение этой проблемы. В 1919 году вышел декрет «О ликвидации безграмотности», обязывавший всё население от 8 до 50 лет обучаться грамоте. Кампания сопровождалась мощной пропагандой, например, лозунгом:
«Безграмотность — резерв контрреволюции».
Было введено новое правописание, создано добровольное общество «Долой неграмотность!», а в 1928 году начался Всесоюзный культпоход, объединивший усилия сотен тысяч грамотных граждан.
В результате уже в 1939 году перепись населения показала, что задача достижения всеобщей грамотности была в основном выполнена.
0 комментариев
55 классов
#ВопросГИМ ❓
Перед вами — важный атрибут любого рабочего стола. Его «собратья» могли быть изготовлены из самых разных материалов: значение имела прочность и определенная острота, позволяющая выполнять необходимые функции предмета.
Что это за предмет? Оставляйте свои догадки в комментариях!
2 комментария
25 классов
Выставка «Народы России. Русская фарфоровая скульптура»
Высшие достижения в искусстве русского фарфора связаны с Императорским фарфоровым заводом — одним из крупнейших европейских фарфоровых производств, основанным в 1744 году.
Усилиями скульптора Жана-Доминика Рашетта была заложена традиция создания скульптурных ансамблей. Выполненная под его руководством серия фигур, изображающих народности России, определила тематическую направленность русской фарфоровой пластики. К началу XIX века простонародный типаж стал одной из главных тем в фарфоровой скульптуре, отражающей идею о многонациональном российском обществе.
Основой для структуры выставки послужила «Карта России и племена её населяющие» 1866 года, включающая в себя планы Санкт-Петербурга, Москвы, карты всех частей Российской империи и изображения народов России в национальных костюмах. Данный принцип был использован в создании экспозиции выставки, которая состоит из трех разделов: «Петербург», «Москва» и «Вся Россия».
На выставке будут представлены редкие экземпляры скульптур из серии «Народы России, торговцы и ремесленники», выполненной на Императорском фарфоровом заводе по мотивам иллюстрированного издания 1770-х гг. «Описание всех обитающих в Российском государстве народов», а также знаменитая серия «Народности России», созданная по инициативе императора Николая II и приуроченная к празднованию трехсотлетия Дома Романовых в 1913 году.
Экспозицию открывает скульптура «Тульская крестьянка» — её образ был вдохновлен фотографическим портретом жительницы Тульской губернии, сделанным шотландским фотографом Вильямом Карриком в 1860-е гг. Будучи пионером постановочной художественной фотографии, Каррик был автором ряда уникальных фотографий, запечатлевших представителей различных профессий, городских типов, и народностей, населявших Российскую империю. Впервые в полном составе будет экспонироваться серия из сорока двух фарфоровых скульптур «Народы России», выполненная на заводе Гарднера в 1870–1880-х гг. Вдохновением для создания скульптур послужил альбом Т. Паули «Этнографическое описание народов России». Гарднер также создал несколько серий фигур с изображением типажа городских торговцев и разносчиков. Одна из этих серий, основанная на гравюрах из издания «Волшебный фонарь», стала новым словом в освоении традиции изображения народных типажей.
С 25 сентября 2025 года по 19 июля 2026 года
1 комментарий
27 классов
Акция ко Дню города «С Днём Рождения, Тула!». 13 сентября
2 комментария
6 классов
Икона Владимирской Божией Матери середины XVI века на выставке «Новодевичий Монастырь. История и легенды»
25 августа в филиале Исторического музея в Туле состоялся специальный показ реликвии из собрания ГИМ
Образ относится к типу Умиление, когда Богородица, слегка наклонив голову, прижимает младенца Иисуса щека к щеке. Сам образ был привезён на Русь из Константинополя в XII веке и стал главной святыней Владимирского княжества, затем Московского государства. Перед иконой Владимирской Божией Матери венчали на царство русских самодержцев, избирали патриархов и молились о заступничестве перед врагами. Не раз образ проявил чудотворную силу. Этим объясняется широкое распространение иконы и огромное количество списков с нее.
На выставке в Туле представлен список XVI века, написанный в традициях Московской школы иконописи. Это келейная икона небольшого размера, оклад иконы выполнен в XVIII веке из чеканного серебра с узором из зубцов и зерен, а венцы Богородицы и Спасителя украшает орнамент в виде цветов с побегами и плодами.
Специальный показ предваряет один из дней почитания Владимирской иконы Божией Матери. Празднование установлено в память об исторических событиях 1395 года, когда во время нашествия Тамерлана образ крестным ходом принесли в Москву. В столицу икона прибыла 26 августа, и тогда же случилось чудо: войска Тамерлана развернулись, не дойдя до Москвы. После избавления икону решено было оставить в Москве, а 26 августа (8 сентября новому стилю) установить празднование в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. На месте, где произошла встреча (Сретенье) построили храм, а вокруг него — Сретенский монастырь.
На выставке «Новодевичий монастырь. История и легенды» в филиале Исторического музея в Туле представлены порядка 200 редчайших памятников XVI–XVII вв.: вклады в монастырь царей Ивана IV и Бориса Годунова, келейные иконы русских цариц, выдающиеся памятники лицевого шитья и произведения русского церковного искусства. Бесценные сокровища Новодевичьего монастыря впервые представлены за пределами столицы.
Выставка открыта до 12 января 2026 года
Фото: Илья Ходаковский
4 комментария
326 классов
1 сентября — День знаний!
Поздравляем с началом учебного года и желаем успехов всем, кто грызет гранит науки!
4 комментария
204 класса
#ВопросГИМ ❓
Этот миниатюрный памятник из собрания П. И. Щукина, декорированный стальными «алмазами», служил дополнительным украшением внешнему виду. Размер: 3×3×0,8 см.
Как называется эта деталь? Пишите в комментариях!
Подробнее о предмете расскажем в понедельник ✨
—
Западная Европа, Великобритания, Англия. Вторая половина XVIII — начало XIX в. Сталь, медный сплав, алмазная грань
3 комментария
133 класса
Рассказываем об экспонате пятничной загадки! #ВопросГИМ
Для чего служил этот предмет и как он работал?
Читайте в Телеграм-канале Исторического музея в Туле.
2 комментария
65 классов
#ВопросГИМ ❓
Общение в прошлые века могло обходиться недешево, и без этих обязательных атрибутов послание могло не дойти до адресата. Поэтому для обеспечения их сохранности изготавливались специальные шкатулки из разных материалов, в том числе драгоценных. Одна из таких шкатулочек — прямо перед вами.
Что это? Оставляйте свои догадки в комментариях!
Подробнее об устройстве экспоната расскажем в понедельник!
2 комментария
91 класс
Специальный показ складня трехстворчатого с тремя иконами прошел на выставке «Новодевичий монастырь. История и легенды»
Складень — дар генерал-губернатору Москвы великому князю Сергею Александровичу и его жене великой княгине Елизавете Федоровне от Новодевичьего монастыря.
Шитье к складню выполнено в золотошвейной мастерской монастыря. Со второй половины XIX века и до 1917 года в Новодевичьем монастыре работали живописная и рукодельная мастерские; особенно славились монастырские золотошвейки, возводившие свои традиции к монастырской золотошвейной мастерской XVI–XVII вв.
Центральная икона складня «Богоматерь Смоленская» — одна из древнейших русских святынь. На левой створке складня — преподобный Сергий Радонежский, на правой — праведная Елисавета.
На выставке «Новодевичий монастырь. История и легенды» сокровища Новодевичьего монастыря впервые представлены за пределами столицы.
Выставка проходит в филиале Исторического музея в Туле до 29 сентября.
Готовимся праздновать 5-летие филиала Исторического музея в Туле вместе с вами! За это время филиал провел десяток выставочных проектов, сотни экскурсий, музейных занятий и мастер-классов, спектакли, концерты, презентации и даже показ мод! А восстановленное историческое здание купцов Белолипецких, где находится музей, стал настоящим украшением Музейного квартала — улицы Металлистов. Публикуйте в комментариях к посту о конкурсе ВК фотографии с короткими описаниями: — Себя в филиале Исторического музея, на наших выставках или мероприятиях — Фото музейной экспозиции: это может быть особо запомнившийся вам экспонат или общий вид зала — Виды улицы Металлистов или
В этот день в 1943 году на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном был выпущен первый экземпляр граненого стакана. Считается, что форма с гладким ободком и гранями была разработана Верой Мухиной специально для использования в советском общепите, хотя документальных подтверждений этому нет. Этот ободок делал стакан невероятно прочным и удобным для мытья в посудомоечных машинах, что позволило ему надолго стать главной посудой в столовых, поездах и автоматах с газировкой. Стандартный стакан имел высоту 90 мм и диаметр 65 мм, но выпускался в разном объёме — от 50 до 350 мл. Классическим вариантом считается стакан с 16 гранями, хотя встречались и 12, 14, 18 ил
235 лет назад, 9 сентября (29 августа) 1790 года, родился князь Сергей Петрович Трубецкой
Представитель знатного дворянского рода, участник Отечественной войны, Сергей, как и многие его товарищи, полагал, что спасенная Россия заслуживает лучшего устройства. Это убеждение привело его в круг единомышленников, где он стал одним из основателей и ключевых руководителей Северного общества. Князь Трубецкой был человеком умеренных взглядов: Сергей Петрович надеялся на установление в России конституционной монархии и освобождение крестьян. Именно он был избран руководителем запланированного восстания. Однако в решающий день, 26 (14) декабря 1825 года, Трубецкой на Сенатскую площадь не вышел, осознав
Международный день грамотности был объявлен ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности, состоявшейся в 1965 году в Тегеране. Проблема, ставшая объектом внимания мирового сообщества в середине XX века, в России к тому моменту была в основном решена, и ее опыт стал ценным примером. К концу XIX века в России лишь 27% населения были грамотными, особенно в деревне и национальных районах, где неграмотность доходила до 80-99,5%. Пришедшие к власти большевики сразу взялись за решение этой проблемы. В 1919 году вышел декрет «О ликвидации безграмотности», обязывавший всё население от 8 до 50 л
За последний год работа пресс-служб музеев стала заметней и существенней, а руководителей пиар-направлений вывели на передний план. О любом проекте посетители узнают из медиа, блогов, аккаунтов ...
Выставка «Народы России. Русская фарфоровая скульптура»
Высшие достижения в искусстве русского фарфора связаны с Императорским фарфоровым заводом — одним из крупнейших европейских фарфоровых производств, основанным в 1744 году. Усилиями скульптора Жана-Доминика Рашетта была заложена традиция создания скульптурных ансамблей. Выполненная под его руководством серия фигур, изображающих народности России, определила тематическую направленность русской фарфоровой пластики. К началу XIX века простонародный типаж стал одной из главных тем в фарфоровой скульптуре, отражающей идею о многонациональном российском обществе. Основой для структуры выставки послужила «Карта России и племена её населяющие»
В День города филиал Исторического музея в Туле приглашает принять участие в специальной праздничной программе мероприятий. 13 сентября посетители музея смогут посетить интерактивные площадки и музейные занятия, познакомиться с выставкой «Новодевичий монастырь. История и легенды» в сопровождении куратора и стать слушателями лекций о старинных тульских монастырях. Билеты на мероприятия доступны в кассах музея и на сайте 10:30, 11:30, 12:30, 13:30, 14:30, 16:30, 17:00, 19:00 — экскурсия по выставке «Новодевичий монастырь. История и легенды», 12+ 12:00 —16:00 — интерактивная площадка «Тула в далеком прошлом», 7+ 12:00 — музейное занятие «А
Стальные пуговицы были особенно популярны в 1780-х гг. благодаря новой, пришедшей из Англии, трудоемкой технике огранки стальных «алмазов» — сталь, ограненная и отшлифованная, в неярком, но живом свете свечей сияла, как настоящий бриллиант. Стоили эти небольшие украшения весьма дорого: в сатирической заметке 1790 года указывается, что некий господин купил стальные пуговицы для своего платья за двух проданных им крестьян. Несмотря на присущее этому жанру преувеличение, история показательна — позволить себе стальные пуговицы или другие аксессуары по последней моде могли далеко не все. То же касалось и других украшений и аксессуаров из стали, украшенных алмазной
Напишите, что Вы ищете, и мы постараемся это найти!
Левая колонка
О группе
Страница Тульского филиала крупнейшего музея страны – Государственного исторического музея https://ok.ru/gim.
Внутренний двор музея – это Красная площадь в миниатюре.
Ждём вас по адресу: улица Металлистов, 10.
Часы работы музейного магазина и касс:
▷ пн, вт, ср, чт, вс с 10:00 до 19:00
▷ пт, сб, с 10:00 до 21:00
Последний вторник месяца — выходной.
Кассы закрываются за 30 минут до завершения работы музея.