Портрет мужчины в седом парике, синем кафтане, обшитом позументом.
Миниатюра размером всего 4×3,2 см исполнена гуашью по слоновой кости.
Вещица конца XVIII века, когда портретная живопись на тонкой костяной пластине водорастворимыми красками ― акварелью или более плотной гуашью — была признана классической. Технология исполнения была несложной: кость, имевшую естественный оттенок человеческого тела, обезжиривали, придавали ей рельеф. Рисунок наносили деликатными точками или пунктирными линиями. Для изображения лица использовали прозрачную акварель, одежду изображали гуашью. Чтобы уберечь живопись, миниатюру закрывали стеклом и вставляли в рамку. В данном случае её роль выполняет позолоченный ободок.
Миниатюрные портреты во второй половине XVIII века выполняли роль талисманов, служили выражением чувства почтения и любви. К тому же материалы, используемые для создания произведения, были доступны. За кисть брались и самоучки, и дилетанты. Вот и этот портрет написан неизвестным художником.
Однако самое интересное спрятано на оборотной стороне портрета. Это лаконичная надпись «Андрей Тимофеевич Болотов». Тот самый. Ученый-энциклопедист, писатель, художник. Именно ему мы обязаны картофелем и помидорами как сельхозкультурами. Великолепный дворцовый парк в усадьбе графа Бобринского, которому завидовали даже в Петергофе, — тоже его ума и рук дело. Дворец, автором которого был архитектор Иван Старов, стал доминантой города Богородицка Тульской губернии, в планировании которого Болотов принимал активное участие.
Если принимать во внимание годы жизни ученого — 18 (7) октября 1738 — 16 (3) октября 1833, то на портрете ему, вероятно, около 60 лет.
Миниатюра овальная. Пожилой человек в синем кафтане. Неизвестный автор. Российская империя. Конец XVIII в.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев